8.6. Анализ урока
Заключительным этапом деятельности преподавателя является анализ работы. После подготовки и проведения каждого урока учителю необходимо проанализировать его, соотнести поставленную цель и полученные результаты, адекватность и эффективность использованных форм, методов, средств обучения, выделить основные положительные и отрицательные моменты, уяснить причины успехов и неудач, чтобы избежать похожих ошибок и повторить удачные находки в дальнейшем. Самоанализ урока является обязательным условием повышения профессионализма и педагогического мастерства каждого учителя. И в работе любого учителя случается, что его урок посещается и анализируется другими учителями, или же он сам участвует в анализе занятия своего коллеги. В этих случаях приходится пользоваться специальными схемами анализа урока, которые можно найти в различных пособиях. Мы не будем останавливаться на подробном рассмотрении этих схем анализа, тем более, что в каждом конкретном случае используются различные схемы анализа урока в зависимости от цели посещения. Мы рассмотрим некоторые этические правила посещения и анализа урока.
1. Посещение урока должно быть обосновано. Посещающий должен объяснить причину своего прихода на урок. Без объяснения причин посещение урока выглядит как проверка работы, и может быть унизительно для учителя. Можно выделить следующие причины посещения: посещение уроков молодого специалиста, поступление жалобы на учителя со стороны родителей или учащихся, решение администрации о персональном контроле деятельности учителя при обнаружении недостатков в работе учителя, подготовка к педагогическому совету на определенную тему, прохождение учителем аттестации на категорию, текущий мониторинг по теме работы секции учителей-предметников.
2. Лицо, посещающее урок, должно предупредить учителя о предстоящем посещении накануне. Нельзя приходить на урок без предупреждения – это создает для учителя и детей стрессовую ситуацию, и даже учитель-профессионал может в состоянии психологического дискомфорта допустить довольно грубые ошибки в работе на уроке.
3. Посещенный урок может быть проанализирован, а может пройти без последующего анализа. Не анализируются уроки: проведенные по просьбе администрации для приезжих гостей, проведенные в рамках мастер-классов, проведенные в рамках мониторинга по подготовке к педагогическим советам и заседаниям методических объединений. Обязательно анализируются уроки: проведенные в рамках аттестации педагогических работников, проведенные в рамках контроля за деятельностью учителя (по решению администрации школы), уроки молодых специалистов, уроки студентов-практикантов.
4. Анализ урока выполняется без присутствия учащихся в том кругу лиц, которые фактически присутствовали на уроке. Нельзя анализировать урок на широкой аудитории. Можно впоследствии на совете или собрании отметить положительные моменты проведенного урока и похвалить учителя, но неэтично при этом разбирать отрицательные моменты и ставить в «пример» плохую работу учителя.
5. После звонка с урока перед началом анализа необходимо поблагодарить учителя и учащихся за проведенный урок, даже если он был не вполне удачным: учитель готовился к уроку, переживал, нервничал, но провел урок, а это заслуживает поощрения.
6. Первое слово при анализе урока предоставляется учителю. Он должен провести краткий анализ своего урока, назвать цель, задачи, использованные формы, методы, приемы работы, отметить положительные моменты и неудачные фрагменты. Это необходимо для того, чтобы комиссия, посещающая урок, смогла определить уровень профессионализма учителя: владеет ли он педагогической терминологией, умеет ли ставить цель и формулировать задачи урока, видит ли сам свои удачи и промахи. Если в самоанализе учитель сам называет главные недостатки урока, то такой урок, проведенный, например, в рамках аттестации на категорию, может быть засчитан комиссией, даже если он прошел не лучшим образом: учитель видит свои недостатки, умеет анализировать их причины, готов их исправлять. Если урок с грубыми ошибками отмечается учителем как удачный, то в этом случае ему могут предложить повременить с аттестацией, то есть фактически снять его кандидатуру с рассмотрения возможности присвоения категории.
7. При анализе урока посещающими лицами вначале называются положительные моменты урока, затем – отрицательные. Недостатки можно найти в любом уроке, даже если его проводил профессионал, мастер высокого уровня. Все недочеты, как правило, видны «невооруженным взглядом». Чтобы похвалить урок, даже посредственный, нужно очень хотеть это сделать, поэтому идти на урок необходимо с желанием увидеть что-то хорошее и положительное в самом учителе, в работе учащихся, в методике и использовании форм и средств работы. Те недостатки, которые назвал сам учитель, повторно уже не называются. А похвалить удачные моменты еще раз можно и нужно – учителям, как и учащимся, необходимо создавать «ситуации успеха».
8. В заключении анализа необходимо вновь поблагодарить учителя за проведенный урок, пожелать успехов в дальнейшей работе.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Часть 1
- Рабочая программа
- Выписка
- Из государственного образовательного стандарта
- Структура дисциплины
- 1. Цель и задачи дисциплины
- 2. Требования к уровню освоения дисциплины
- 3. Объем дисциплины и виды учебной работы Общий календарный план
- Календарный план для студентов дневного отделения.
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Тематический план для студентов очного отделения
- 4.2. Тематический план для студентов заочного отделения 5 лет
- 4.2. Тематический план для студентов заочного отделения 3,5 лет
- 4.3. Содержание разделов дисциплины
- Тема 1. Дидактика как наука о теории обучения
- Тема 2. Обучение как педагогическая категория
- Тема 3. Психологические основы обучения.
- Тема 4. Законы и принципы обучения
- Тема 5. Содержание образования
- Тема 6. Методы обучения
- Тема 7. Средства обучения
- Тема 8. Формы организации обучения
- Тема 9. Диагностика в обучении
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования
- 4.4. Лабораторный практикум
- 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 5.1. Перечень основной и дополнительной литературы
- 5.2. Перечень возможных Интернет-ресурсов
- 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 7. Содержание итогового и промежуточного контроля
- 7.1. Примерный перечень контрольных вопросов и вопросов для подготовки к экзамену.
- 7.2. Примерная тематика рефератов и курсовых работ
- 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- Часть 2 Планы лекционных занятий
- Тема 1. Понятие дидактики как науки о теории обучения (4 часа)
- Тема 2. Обучение как педагогическая категория (8 часов)
- Тема 3. Психологические основы обучения (4 часа)
- Тема 4. Законы и принципы обучения (6 часов)
- Тема 5. Содержание образования (4 часа)
- Тема 6. Методы обучения (4 часа)
- Тема 7. Средства обучения (4 часа)
- Тема 8. Формы организации обучения (6 часов)
- Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа)
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление (2 часа)
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа)
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии (6 часов)
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании (4 часа)
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования (6 часов)
- Часть 3 Планы семинарских занятий
- Тема 1/1. Дидактика – наука о теории обучения (2 часа)
- Тема 1/2. Дидактические системы в истории классической дидактики (4 часа)
- Тема 2. Процесс обучения (4 часа)
- Тема 3. Психологические основы обучения (4 часа)
- Внимание
- Воображение
- Тема 4. Законы, закономерности и принципы обучения (4 часа)
- Тема 5. Содержание образования (6 часов)
- Тема 6. Методы обучения (6 часов)
- Тема 7. Средства обучения (4 часа)
- Тема 8. Формы организации обучения (8 часов)
- Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа)
- Тема 10. Неуспеваемость учащихся и ее преодоление (2 часа)
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа)
- Тема 12. Концепции и технологии обучения (6 часов)
- Сравнение дидактических систем
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании (8 часов)
- Часть 4 Тексты лекций
- Понятие дидактики как науки об обучении
- 1.1. Понятие и сущность дидактики как науки
- «Великая дидактика,
- 1.2. Важнейшие категории дидактики
- 1.3. Исторические этапы развития дидактики
- 1.4. Актуальные проблемы современного образования
- 1.5. Дидактическая система, ее компоненты
- Тема 2 обучение как педагогическая категория
- 2.1. Сущность обучения
- Сравнительная характеристика процессов познания и обучения
- 2.2. Особенности и характеристика обучения
- 2.3. Движущие силы и противоречия обучения
- 2.4. Целостность, системность, комплексность процесса обучения.
- 2.5. Единство преподавания и учения. Преподавание – деятельность учителя
- Деятельность и функции учителя на различных этапах преподавания
- 2.6. Учение – деятельность учащихся
- 2.7. Функции обучения
- Тема 3 психологические основы обучения
- 3.1. Взаимосвязь обучения и развития
- 3.2. Понятие развивающего обучения
- 3.3. Логика учебного процесса и движение познания человека
- 3.4. Ощущение и восприятие, их развитие в процессе обучения
- 3.5. Мышление, его особенности и развитие в процессе обучения
- 3.6. Практика и ее особенности
- Тема 4 законы и принципы обучения
- 4.1. Общее представление о законах и закономерностях обучения
- 4.2. Законы обучения: дидактические и философские
- 4.3. Закономерности обучения
- 4.4. Понятие о принципах обучения
- 4.5. Система принципов современного обучения
- Тема 5 содержание образования
- 5.1. Содержание образования, исторические теории формирования
- 5.2. Содержание современного российского образования, его особенности
- 5.3. Сущность и структура содержания образования
- 5.4. Требования к содержанию образования, принципы и критерии отбора содержания образования
- 5.5. Личностно-ориентированное содержание образования
- 5.6. Стандарт образования. Учебные планы, программы, учебники
- Тема 6 методы обучения
- 6.1. Понятие метода в обучении
- Методический прием 1
- Методический прием 3
- Методический прием 2
- 6.2. Выбор методов в процессе обучения
- Иерархия факторов, влияющих на выбор метода обучения
- 6.3. Классификации методов обучения
- 6.4. Понятие методической системы
- Тема 7 средства обучения
- 7.1. Понятие средств обучения
- 7.2. Классификации средств обучения
- 7.3. Материальные и идеальные средства обучения
- 7.4. Средства преподавания и средства учения
- Деятельность учителя
- Деятельность
- Содержание образования
- 7.5. Речь как средство обучения
- Тема 8 формы организации обучения
- 8.1. Понятие о формах организации обучения
- 8.2. Классификации форм организации обучения
- 8.3. Характеристика ведущих форм обучения
- 8.4. Урок – основная форма организации обучения
- 8.5. Нетрадиционные уроки
- 8.6. Анализ урока
- 8.7. Понятие об организационной системе обучения
- Тема 9 диагностика качества образования
- 9.1. Диагностика качества образования
- 9.2. Контроль в обучении
- 9.3. Система оценивания качества образования: исторический взгляд и пути модернизации
- 9.4. Тестирование как метод оценивания качества образовательного процесса
- Тема 10 неуспеваемость как психолого-педагогическое явление
- 10.1. Диагнострование потенциальных возможностей учащихся (диагностирование обучаемости)
- . Понятие неуспеваемости и ее причины
- 10.3. Преодоление неуспеваемости
- Тема 11 типология образовательных учреждений
- 11.1. Разнообразие образовательных учреждений в истории педагогики
- 11.2. Типология современных образовательных учреждений
- 11.3. Характеристика основных видов современных образовательных учреждений: доу, общеобразовательные школы, профессиональные образовательные учреждения.
- Тема 12 современные дидактические теории, концепции, технологии
- 12.1. Концепция личностно-развивающего обучения
- 12.2. Подходы к обучению: традиционный и личностно-ориентированный
- Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного подходов к обучению
- 12.3. Концепции развивающего обучения
- 12.4. Понятие педагогической (образовательной) технологии
- 12.5. Современные технологии обучения
- 12.6. Альтернативные технологии
- Тема 13 инновационные процессы в образовании
- 13.1. Инновации в образовании
- 13.2. Инновационные школы
- 13.3. Учителя-новаторы и их технологии
- 13.4. Авторские школы
- Тема 14 концепция модернизации современного российского образования
- 14.1. Состояние современной системы образования и необходимость ее модернизации.
- 14.2. Модернизация дошкольного и общего образования
- 14.3. Система единых государственных экзаменов
- Концепция перехода на 12-летнее общее образование
- 14.5. Модернизация профессионального образования
- Часть 5
- Тестовые проверочные задания
- Дидактика – наука об обучении.
- Дидактические системы
- Процесс обучения
- Психологические основы обучения
- Законы, закономерности и принципы обучения
- Содержание образования
- Методы обучения средства обучения
- Формы организации обучения
- Диагностика в обучении. Неуспеваемость и ее преодоление
- Типология образовательных учреждений
- Концепции и технологии обучения
- Инновационные процессы в образовании
- Часть 6 Методические рекомендации по использованию брс Порядок аттестации студентов по балльно-рейтинговой системе учета учебной работы
- Учетная карточка личных достижений студента (вариант для специальностей «Технология и предпринимательство» и «Безопасность жизнедеятельности»)
- Содержание
- Тема 3. Психологические основы обучения . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 4. Законы и принципы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 5. Содержание образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 6. Методы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 7. Средства обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 8. Формы организации обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 9. Диагностика качества образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление . . . . . .
- Тема 11. Типология образовательных учреждений . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии .
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Часть 5. Тестовые проверочные задания
- Часть 6. Методические рекомендации по использованию брс
- Правильные ответы на тестовые задания
- Диана Александровна Еловикова Теория обучения: