12.2. Подходы к обучению: традиционный и личностно-ориентированный
В Вспомните схему дидактической системы и ее основные компоненты (тема 1). !
На наш взгляд, главным системообразующим компонентом будет являться цель обучения, так как от ее формулировки зависит и содержание, и средства педагогической коммуникации, и действия субъектов образовательного процесса.
Если рассматривать традиционное обучение, то его цель – формирование у учащихся системы научных знаний и комплекса универсальных и специфических умений и навыков. В соответствие этой цели ставится определенное содержание, которое представляет собой совокупность подлежащей усвоению информации и практических действий. Естественно, что средства, методы и формы будут соответствовать именно этой цели и этому содержанию.
Рассматривая развивающее обучение, которое сегодня представлено только технологией В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, мы сформулируем его цель как формирование и развитие теоретического мышления, содействие всестороннему развитию личности, овладение способами научного познания. В содержание образования будут входить уже не традиционные знания, умения, навыки, а те способы познания и мышления, которыми должен овладеть ученик, чтобы достичь цели, и пользоваться субъекты обучения будет уже другими средствами и методами. В этой системе уже само содержание несет достаточный потенциал развития ребенка.
Итак, в каждой из двух систем обучения есть три главных элемента, один из которых – цель – является ведущим, а два других – содержание и средства педагогической коммуникации – дополняют главный до некоторой законченной структуры. Но остается еще два компонента – это деятельность субъекта обучающего и деятельность субъекта обучаемого, другими словами, это деятельность учителя и деятельность ученика. От чего будет зависеть специфика этих элементов?
Несомненно, от цели и особенностей содержания. Но нельзя ожидать, что эта зависимость будет однозначной и объективной. Содержание можно составить таким образом, чтобы оно абсолютно соответствовало цели, и точно также можно подобрать средства педагогической коммуникации, и одно будет соответствовать другому, потому что эти компоненты так сформулировал и выстроил субъект деятельности. Но деятельность самих субъектов будет соответствовать цели и содержанию ровно настолько, насколько субъекты принимают для себя целевые установки и готовы следовать им, и настолько, насколько субъекты владеют соответствующими средствами, пригодными для достижения поставленной цели. То есть деятельность участников педагогического процесса действительно субъективна, и для одной и той же дидактической системы модели деятельности субъектов могут быть разными. И эти модели взаимодействия в системе «ученик – учитель» зависят от того, какой подход к обучению использует в своей деятельности педагог.
Подход к обучению – весьма сложное и неоднозначное понятие. По исследованиям Е.Н. Степанова, учителя вкладывают в понятие «подход» разный смысл:
подход – некий взгляд, угол зрения на педагогическую практику,
подход – это совокупность приемов и практических действий, которыми пользуется учитель в практике,
подход – это определенный стиль взаимоотношений учителя с учениками, в основе которого лежат профессиональные установки самого учителя.
Причин такому разнообразию трактовок может быть несколько. Во-первых, в массовой педагогической литературе не дается однозначного определения этому понятию, во-вторых, ученые-теоретики в различных трудах используют понятие «подход» в разных значениях. Опираясь на исследования докторов педагогических наук Е.Н. Степанова и Л.М. Лузиной, попробуем пояснить смысл понятия «подход» в педагогике.
Можно предложить рассматривать понятие «подход» в широком и узком значении. В широком значении его можно трактовать как систему концептуальных положений и идей, которые составляют основу педагогической деятельности целого учебного заведения.
В узком значении подход к обучению можно представить как ориентацию педагога при осуществлении образовательной деятельности, побуждающую к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности.
Каждый учитель всегда использует в своей работе сразу несколько подходов, изменяя их в зависимости от ситуации, но какой-либо подход обязательно будет выступать в качестве ведущего и будет являться главным носителем основной идеи педагогического творчества этого преподавателя. Использование того или иного подхода в практике должно быть обусловлено уверенностью в эффективности применения именно этого подхода в каждой конкретной ситуации.
Подход к обучению и воспитанию может существовать в виде идеальной модели педагогической деятельности или в виде реальной практики. Идеальная модель подхода существует в представлении человека о том, как именно необходимо взаимодействовать субъектам педагогического процесса. Эта модель опирается либо на научные концепции, либо на житейский опыт, либо на то и на другое сразу и характерна для студентов педагогических факультетов, будущих родителей и людей, не имеющих отношения к педагогической практике. Для реально работающих учителей идеальная модель обычно воплощается в практической деятельности в виде совокупности трех компонентов (Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина):
основные понятия, используемые в процессе изучения, управления и преобразования образовательной практики;
принципы как исходные положения или главные правила осуществления педагогической деятельности;
технология построения образовательного процесса, которая будет включать в себя как методы и приемы, используемые учителем, так и программу действий учащихся.
Таким образом, учитывая третий компонент, можно дать такое определение подхода в обучении.
Подход к обучению можно считать стилем педагогического взаимодействия учителя и учащихся с использованием особых методов и приемов на основе ключевых понятий и принципов.
В современной школе существуют два основных подхода к обучению: традиционный и личностно-ориентированный. Каждый подход характеризуется особыми отношениями в системе «педагог – учащиеся», в основе которых лежат педагогические взгляды и принципы работы учителя. Необходимо отметить, что подход к обучению и воспитанию в учебном заведении будет проявляться как в отношениях учителя с учащимися, так и в отношениях администрации с учителями, классных руководителей с родителями, директора с администрацией и т.п., то есть понятие «подход» иерархически всеобщее.
Традиционный подход опирается на авторитарную доминирующую позицию учителей в сочетании с использованием репродуктивных методов обучения и жестким контролем за деятельностью учащихся со стороны педагогов. В содержании образования традиционно работающие учителя видят, в основном, подлежащие усвоению знания, умения, навыки. Сам учитель постоянно находится под строгим контролем у администрации школы, что понижает творческую активность и самостоятельность учителя в выборе темы урока или изменении ее в связи с субъективными или объективными условиями. Под угрозой внезапной проверки учителя предпочитают вести уроки по многократно апробированным, «надежным» планам, не вводить новых методов и форм работы, общаться с учащимися только внутри темы урока, не нарушая ее границ. Творческая пассивность учителя негативно влияет на творчество и активность учащихся, ученики становятся безынициативными, вялыми, не умеют самостоятельно мыслить и действовать.
В противоположность традиционному подходу, ориентированному на лучшее усвоение знаний, умений и навыков, личностно-ориентированный подход направлен на развитие свободной творческой личности, способной к самореализации и занимающей активную позицию. Учитель придерживается демократического стиля руководства. Содержание образования рассматривается уже не как комплект знаний и умений, а как источник интеллектуального, эмоционального, психического развития. Педагог, использующий личностно-ориентированный подход, стремится увлечь детей на уроке необычными вопросами и проблемами и из стандартного урока сделать урок-исследование, в котором каждый ученик сможет проявить себя со своей лучшей стороны. Учитель не навязывает ребенку свой предмет, он вместе с детьми идет к познанию своего предмета. В атмосфере свободного творчества, которую создает в учебном заведении личностно-ориентированный подход, учителя могут, исходя из потребностей учащихся, вводить опережение материала или углубленно изучать какую-либо тему. Для развития сущностных сил учеников используются продуктивные методы обучения (исследовательский, эвристический, проблемное изложение), вводятся новые современные методы (моделирование, проектный метод, ролевые и деловые игры, интерактивное обучение), используются групповые и парные формы работы наряду с индивидуальными и фронтальными. Функции контроля и оценки не являются прерогативой учителя, учащиеся вправе оценить себя самостоятельно, вводятся приемы само- и взаимоконтроля. В результате наблюдается интенсивное личностное развитие учащихся за счет активного включения их в учебный диалог.
Сравним традиционный и личностно-ориентированный подход по четырем принципам (таб. 4).
Таблица 4
- Министерство образования и науки российской федерации
- Часть 1
- Рабочая программа
- Выписка
- Из государственного образовательного стандарта
- Структура дисциплины
- 1. Цель и задачи дисциплины
- 2. Требования к уровню освоения дисциплины
- 3. Объем дисциплины и виды учебной работы Общий календарный план
- Календарный план для студентов дневного отделения.
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Тематический план для студентов очного отделения
- 4.2. Тематический план для студентов заочного отделения 5 лет
- 4.2. Тематический план для студентов заочного отделения 3,5 лет
- 4.3. Содержание разделов дисциплины
- Тема 1. Дидактика как наука о теории обучения
- Тема 2. Обучение как педагогическая категория
- Тема 3. Психологические основы обучения.
- Тема 4. Законы и принципы обучения
- Тема 5. Содержание образования
- Тема 6. Методы обучения
- Тема 7. Средства обучения
- Тема 8. Формы организации обучения
- Тема 9. Диагностика в обучении
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования
- 4.4. Лабораторный практикум
- 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 5.1. Перечень основной и дополнительной литературы
- 5.2. Перечень возможных Интернет-ресурсов
- 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 7. Содержание итогового и промежуточного контроля
- 7.1. Примерный перечень контрольных вопросов и вопросов для подготовки к экзамену.
- 7.2. Примерная тематика рефератов и курсовых работ
- 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- Часть 2 Планы лекционных занятий
- Тема 1. Понятие дидактики как науки о теории обучения (4 часа)
- Тема 2. Обучение как педагогическая категория (8 часов)
- Тема 3. Психологические основы обучения (4 часа)
- Тема 4. Законы и принципы обучения (6 часов)
- Тема 5. Содержание образования (4 часа)
- Тема 6. Методы обучения (4 часа)
- Тема 7. Средства обучения (4 часа)
- Тема 8. Формы организации обучения (6 часов)
- Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа)
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление (2 часа)
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа)
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии (6 часов)
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании (4 часа)
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования (6 часов)
- Часть 3 Планы семинарских занятий
- Тема 1/1. Дидактика – наука о теории обучения (2 часа)
- Тема 1/2. Дидактические системы в истории классической дидактики (4 часа)
- Тема 2. Процесс обучения (4 часа)
- Тема 3. Психологические основы обучения (4 часа)
- Внимание
- Воображение
- Тема 4. Законы, закономерности и принципы обучения (4 часа)
- Тема 5. Содержание образования (6 часов)
- Тема 6. Методы обучения (6 часов)
- Тема 7. Средства обучения (4 часа)
- Тема 8. Формы организации обучения (8 часов)
- Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа)
- Тема 10. Неуспеваемость учащихся и ее преодоление (2 часа)
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа)
- Тема 12. Концепции и технологии обучения (6 часов)
- Сравнение дидактических систем
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании (8 часов)
- Часть 4 Тексты лекций
- Понятие дидактики как науки об обучении
- 1.1. Понятие и сущность дидактики как науки
- «Великая дидактика,
- 1.2. Важнейшие категории дидактики
- 1.3. Исторические этапы развития дидактики
- 1.4. Актуальные проблемы современного образования
- 1.5. Дидактическая система, ее компоненты
- Тема 2 обучение как педагогическая категория
- 2.1. Сущность обучения
- Сравнительная характеристика процессов познания и обучения
- 2.2. Особенности и характеристика обучения
- 2.3. Движущие силы и противоречия обучения
- 2.4. Целостность, системность, комплексность процесса обучения.
- 2.5. Единство преподавания и учения. Преподавание – деятельность учителя
- Деятельность и функции учителя на различных этапах преподавания
- 2.6. Учение – деятельность учащихся
- 2.7. Функции обучения
- Тема 3 психологические основы обучения
- 3.1. Взаимосвязь обучения и развития
- 3.2. Понятие развивающего обучения
- 3.3. Логика учебного процесса и движение познания человека
- 3.4. Ощущение и восприятие, их развитие в процессе обучения
- 3.5. Мышление, его особенности и развитие в процессе обучения
- 3.6. Практика и ее особенности
- Тема 4 законы и принципы обучения
- 4.1. Общее представление о законах и закономерностях обучения
- 4.2. Законы обучения: дидактические и философские
- 4.3. Закономерности обучения
- 4.4. Понятие о принципах обучения
- 4.5. Система принципов современного обучения
- Тема 5 содержание образования
- 5.1. Содержание образования, исторические теории формирования
- 5.2. Содержание современного российского образования, его особенности
- 5.3. Сущность и структура содержания образования
- 5.4. Требования к содержанию образования, принципы и критерии отбора содержания образования
- 5.5. Личностно-ориентированное содержание образования
- 5.6. Стандарт образования. Учебные планы, программы, учебники
- Тема 6 методы обучения
- 6.1. Понятие метода в обучении
- Методический прием 1
- Методический прием 3
- Методический прием 2
- 6.2. Выбор методов в процессе обучения
- Иерархия факторов, влияющих на выбор метода обучения
- 6.3. Классификации методов обучения
- 6.4. Понятие методической системы
- Тема 7 средства обучения
- 7.1. Понятие средств обучения
- 7.2. Классификации средств обучения
- 7.3. Материальные и идеальные средства обучения
- 7.4. Средства преподавания и средства учения
- Деятельность учителя
- Деятельность
- Содержание образования
- 7.5. Речь как средство обучения
- Тема 8 формы организации обучения
- 8.1. Понятие о формах организации обучения
- 8.2. Классификации форм организации обучения
- 8.3. Характеристика ведущих форм обучения
- 8.4. Урок – основная форма организации обучения
- 8.5. Нетрадиционные уроки
- 8.6. Анализ урока
- 8.7. Понятие об организационной системе обучения
- Тема 9 диагностика качества образования
- 9.1. Диагностика качества образования
- 9.2. Контроль в обучении
- 9.3. Система оценивания качества образования: исторический взгляд и пути модернизации
- 9.4. Тестирование как метод оценивания качества образовательного процесса
- Тема 10 неуспеваемость как психолого-педагогическое явление
- 10.1. Диагнострование потенциальных возможностей учащихся (диагностирование обучаемости)
- . Понятие неуспеваемости и ее причины
- 10.3. Преодоление неуспеваемости
- Тема 11 типология образовательных учреждений
- 11.1. Разнообразие образовательных учреждений в истории педагогики
- 11.2. Типология современных образовательных учреждений
- 11.3. Характеристика основных видов современных образовательных учреждений: доу, общеобразовательные школы, профессиональные образовательные учреждения.
- Тема 12 современные дидактические теории, концепции, технологии
- 12.1. Концепция личностно-развивающего обучения
- 12.2. Подходы к обучению: традиционный и личностно-ориентированный
- Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного подходов к обучению
- 12.3. Концепции развивающего обучения
- 12.4. Понятие педагогической (образовательной) технологии
- 12.5. Современные технологии обучения
- 12.6. Альтернативные технологии
- Тема 13 инновационные процессы в образовании
- 13.1. Инновации в образовании
- 13.2. Инновационные школы
- 13.3. Учителя-новаторы и их технологии
- 13.4. Авторские школы
- Тема 14 концепция модернизации современного российского образования
- 14.1. Состояние современной системы образования и необходимость ее модернизации.
- 14.2. Модернизация дошкольного и общего образования
- 14.3. Система единых государственных экзаменов
- Концепция перехода на 12-летнее общее образование
- 14.5. Модернизация профессионального образования
- Часть 5
- Тестовые проверочные задания
- Дидактика – наука об обучении.
- Дидактические системы
- Процесс обучения
- Психологические основы обучения
- Законы, закономерности и принципы обучения
- Содержание образования
- Методы обучения средства обучения
- Формы организации обучения
- Диагностика в обучении. Неуспеваемость и ее преодоление
- Типология образовательных учреждений
- Концепции и технологии обучения
- Инновационные процессы в образовании
- Часть 6 Методические рекомендации по использованию брс Порядок аттестации студентов по балльно-рейтинговой системе учета учебной работы
- Учетная карточка личных достижений студента (вариант для специальностей «Технология и предпринимательство» и «Безопасность жизнедеятельности»)
- Содержание
- Тема 3. Психологические основы обучения . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 4. Законы и принципы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 5. Содержание образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 6. Методы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 7. Средства обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 8. Формы организации обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 9. Диагностика качества образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление . . . . . .
- Тема 11. Типология образовательных учреждений . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии .
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Часть 5. Тестовые проверочные задания
- Часть 6. Методические рекомендации по использованию брс
- Правильные ответы на тестовые задания
- Диана Александровна Еловикова Теория обучения: