logo
УМК Теория обучения Еловикова

12.2. Подходы к обучению: традиционный и личностно-ориентированный

В

Вспомните схему дидактической системы и ее основные компоненты (тема 1).

!

школе сегодня существуют параллельно две дидактических системы: система развивающего обучения и система традиционного обучения, которые по сути своей являются лишь подсистемами современной дидактической системы.

На наш взгляд, главным системообразующим компонентом будет являться цель обучения, так как от ее формулировки зависит и содержание, и средства педагогической коммуникации, и действия субъектов образовательного процесса.

Если рассматривать традиционное обучение, то его цель – формирование у учащихся системы научных знаний и комплекса универсальных и специфических умений и навыков. В соответствие этой цели ставится определенное содержание, которое представляет собой совокупность подлежащей усвоению информации и практических действий. Естественно, что средства, методы и формы будут соответствовать именно этой цели и этому содержанию.

Рассматривая развивающее обучение, которое сегодня представлено только технологией В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, мы сформулируем его цель как формирование и развитие теоретического мышления, содействие всестороннему развитию личности, овладение способами научного познания. В содержание образования будут входить уже не традиционные знания, умения, навыки, а те способы познания и мышления, которыми должен овладеть ученик, чтобы достичь цели, и пользоваться субъекты обучения будет уже другими средствами и методами. В этой системе уже само содержание несет достаточный потенциал развития ребенка.

Итак, в каждой из двух систем обучения есть три главных элемента, один из которых – цель – является ведущим, а два других – содержание и средства педагогической коммуникации – дополняют главный до некоторой законченной структуры. Но остается еще два компонента – это деятельность субъекта обучающего и деятельность субъекта обучаемого, другими словами, это деятельность учителя и деятельность ученика. От чего будет зависеть специфика этих элементов?

Несомненно, от цели и особенностей содержания. Но нельзя ожидать, что эта зависимость будет однозначной и объективной. Содержание можно составить таким образом, чтобы оно абсолютно соответствовало цели, и точно также можно подобрать средства педагогической коммуникации, и одно будет соответствовать другому, потому что эти компоненты так сформулировал и выстроил субъект деятельности. Но деятельность самих субъектов будет соответствовать цели и содержанию ровно настолько, насколько субъекты принимают для себя целевые установки и готовы следовать им, и настолько, насколько субъекты владеют соответствующими средствами, пригодными для достижения поставленной цели. То есть деятельность участников педагогического процесса действительно субъективна, и для одной и той же дидактической системы модели деятельности субъектов могут быть разными. И эти модели взаимодействия в системе «ученик – учитель» зависят от того, какой подход к обучению использует в своей деятельности педагог.

Подход к обучению – весьма сложное и неоднозначное понятие. По исследованиям Е.Н. Степанова, учителя вкладывают в понятие «подход» разный смысл:

Причин такому разнообразию трактовок может быть несколько. Во-первых, в массовой педагогической литературе не дается однозначного определения этому понятию, во-вторых, ученые-теоретики в различных трудах используют понятие «подход» в разных значениях. Опираясь на исследования докторов педагогических наук Е.Н. Степанова и Л.М. Лузиной, попробуем пояснить смысл понятия «подход» в педагогике.

Можно предложить рассматривать понятие «подход» в широком и узком значении. В широком значении его можно трактовать как систему концептуальных положений и идей, которые составляют основу педагогической деятельности целого учебного заведения.

В узком значении подход к обучению можно представить как ориентацию педагога при осуществлении образовательной деятельности, побуждающую к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности.

Каждый учитель всегда использует в своей работе сразу несколько подходов, изменяя их в зависимости от ситуации, но какой-либо подход обязательно будет выступать в качестве ведущего и будет являться главным носителем основной идеи педагогического творчества этого преподавателя. Использование того или иного подхода в практике должно быть обусловлено уверенностью в эффективности применения именно этого подхода в каждой конкретной ситуации.

Подход к обучению и воспитанию может существовать в виде идеальной модели педагогической деятельности или в виде реальной практики. Идеальная модель подхода существует в представлении человека о том, как именно необходимо взаимодействовать субъектам педагогического процесса. Эта модель опирается либо на научные концепции, либо на житейский опыт, либо на то и на другое сразу и характерна для студентов педагогических факультетов, будущих родителей и людей, не имеющих отношения к педагогической практике. Для реально работающих учителей идеальная модель обычно воплощается в практической деятельности в виде совокупности трех компонентов (Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина):

  1. основные понятия, используемые в процессе изучения, управления и преобразования образовательной практики;

  2. принципы как исходные положения или главные правила осуществления педагогической деятельности;

  3. технология построения образовательного процесса, которая будет включать в себя как методы и приемы, используемые учителем, так и программу действий учащихся.

Таким образом, учитывая третий компонент, можно дать такое определение подхода в обучении.

Подход к обучению можно считать стилем педагогического взаимодействия учителя и учащихся с использованием особых методов и приемов на основе ключевых понятий и принципов.

В современной школе существуют два основных подхода к обучению: традиционный и личностно-ориентированный. Каждый подход характеризуется особыми отношениями в системе «педагог – учащиеся», в основе которых лежат педагогические взгляды и принципы работы учителя. Необходимо отметить, что подход к обучению и воспитанию в учебном заведении будет проявляться как в отношениях учителя с учащимися, так и в отношениях администрации с учителями, классных руководителей с родителями, директора с администрацией и т.п., то есть понятие «подход» иерархически всеобщее.

Традиционный подход опирается на авторитарную доминирующую позицию учителей в сочетании с использованием репродуктивных методов обучения и жестким контролем за деятельностью учащихся со стороны педагогов. В содержании образования традиционно работающие учителя видят, в основном, подлежащие усвоению знания, умения, навыки. Сам учитель постоянно находится под строгим контролем у администрации школы, что понижает творческую активность и самостоятельность учителя в выборе темы урока или изменении ее в связи с субъективными или объективными условиями. Под угрозой внезапной проверки учителя предпочитают вести уроки по многократно апробированным, «надежным» планам, не вводить новых методов и форм работы, общаться с учащимися только внутри темы урока, не нарушая ее границ. Творческая пассивность учителя негативно влияет на творчество и активность учащихся, ученики становятся безынициативными, вялыми, не умеют самостоятельно мыслить и действовать.

В противоположность традиционному подходу, ориентированному на лучшее усвоение знаний, умений и навыков, личностно-ориентированный подход направлен на развитие свободной творческой личности, способной к самореализации и занимающей активную позицию. Учитель придерживается демократического стиля руководства. Содержание образования рассматривается уже не как комплект знаний и умений, а как источник интеллектуального, эмоционального, психического развития. Педагог, использующий личностно-ориентированный подход, стремится увлечь детей на уроке необычными вопросами и проблемами и из стандартного урока сделать урок-исследование, в котором каждый ученик сможет проявить себя со своей лучшей стороны. Учитель не навязывает ребенку свой предмет, он вместе с детьми идет к познанию своего предмета. В атмосфере свободного творчества, которую создает в учебном заведении личностно-ориентированный подход, учителя могут, исходя из потребностей учащихся, вводить опережение материала или углубленно изучать какую-либо тему. Для развития сущностных сил учеников используются продуктивные методы обучения (исследовательский, эвристический, проблемное изложение), вводятся новые современные методы (моделирование, проектный метод, ролевые и деловые игры, интерактивное обучение), используются групповые и парные формы работы наряду с индивидуальными и фронтальными. Функции контроля и оценки не являются прерогативой учителя, учащиеся вправе оценить себя самостоятельно, вводятся приемы само- и взаимоконтроля. В результате наблюдается интенсивное личностное развитие учащихся за счет активного включения их в учебный диалог.

Сравним традиционный и личностно-ориентированный подход по четырем принципам (таб. 4).

Таблица 4