Концепции и технологии обучения
1. Современная концепция обучения, направленная на личностное развитие, активность учащихся в обучении, создание условий для партнерства учителей и учащихся, для самообразования и саморазвития, самоактуализации учеников, разностороннего развития их способностей называется:
а) знаниево-ориентированной;
б) педагогикой сотрудничества;
в) личностно-развивающей;
г) гуманистической.
2. Что является педагогической технологией?
а) последовательная система действий педагога и учащихся, направленная на решение образовательных задач;
б) совокупность методов обучения, используемые педагогом;
в) содержание, методы, средства обучения курсу «Технология»;
г) комплекс методов и методических приемов для решения конкретной педагогической задачи.
3. Какие элементы включает педагогическая технология (отметьте все фундаментальные элементы технологии)?
а) новаторство;
б) мастерство учителя;
в) содержание образования;
г) методы, приемы, формы работы;
д) психолого-педагогические исследования личности;
е) педагогическая диагностика;
ж) принципы обучения.
4. Общепедагогические, частнометодические и локальные педагогические технологии выделяются по:
а) характеру содержания и структуры;
б) научной концепции;
в) философской основе;
г) уровню применения.
5. К какому уровню вы отнесете технологию обучения географии, технологию В.Ф. Шаталова, технологию обучения в классе компенсации?
а) общепедагогический уровень;
б) частнометодический уровень;
в) локальный уровень;
г) ни один из перечисленных.
6. Соответствие современных технологий обучения требованиям возможности диагностического целеполагания, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики характеризует такое ее качество, как:
а) концептуальность; в) управляемость;
б) системность; г) эффективность.
7. Кто выделил основные различия эмпирического и теоретического знания:
а) Л.В. Занков; в) Н.Ф. Талызина;
б) В.В. Давыдов; г) З.А. Решетова.
8. Формирование теоретического сознания и мышления, воспроизведение в учебной деятельности логики научного познания составляют суть целевых установок:
а) системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова;
б) дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова;
в) системы обучения на основе операциональной теории поэтапного формирования действий;
г) программированного обучения.
9. Роль в интеллектуальном развитии проблемного обучения изучали:
а) П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина;
б) Б.Г. Ананьев, А.А. Люблинская;
в) Т.В. Кудрявцев, A.M. Матюшкин;
г) Т.В. Габай, З.А. Решетова.
10. Понятие в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова формируется:
а) путем формально-эмпирического обобщения;
б) путем содержательно-теоретического обобщения;
в) индуктивным путем;
г) дедуктивным путем.
11. Моделирование и преобразование моделей является одним из важнейших учебных действий:
а) в традиционном обучении;
б) в дидактической системе развивающего обучения Л. В. Занкова;
в) в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова;
г) операциональной модели развивающего обучения (П.Я. Гальперин).
12. Обучение свою ведущую роль в умственном развитии осуществляет прежде всего через (по Д.Б. Эльконину):
а) содержание усваиваемых знаний;
б) методы обучения;
в) технические средства обучения;
г) организационные формы обучения.
13. Концепция поэтапного формирования умственных действий была разработана на основе теории:
а) Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова;
б) Т.В. Кудрявцева и М.И. Махмутова;
в) П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной;
г) И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина.
14. Перечисленная последовательность этапов ( 1) актуализация, мотивация и целеполагание, 2) осознание схемы ориентировочной основы деятельности, 3) выполнение действия во внешней форме, 4) использова-ние внешней речи, 5) использование внутренней речи, 6) интериоризация действия) характерна для:
а) проблемного обучения;
б) поэтапного формирования умственных действий;
в) технологии полного усвоения;
г) Интернет-технологии.
15. Технология критериально-ориентированного обучения появилась благодаря исследованиям:
а) Дж. и Э. Дьюи; в) Б. Скиннера;
б) Дж. Керолла и Б.Блума; г) К.Кроля и Р. Фуша.
16. В отечественной педагогике технологию полного усвоения разрабатывал:
а) М.И. Махмутов; в) В.П. Беспалько;
б) В.В. Давыдов; г) В.Ф. Шаталов.
17. Решение задач разных видов, разных уровней сложности и проблемности с использованием различных видов деятельности характерно для:
а) технологии критериально-ориентированного обучения;
б) имитационной технологии обучения;
в) задачной технологии обучения;
г) технологии дистант-обучения.
18. Организация обучения в виде прохождения ряда этапов (осознание общей проблемной ситуации, анализ ее и формулировка проблемы, решение проблемы, проверка правильности решения проблемы) характерно для:
а) технологии критериально-ориентированного обучения;
б) имитационной технологии обучения;
в) задачной технологии обучения;
г) проблемного обучения.
19. Какая технология обучения гарантирует достижение всеми учащимися образовательных результатов не ниже стандартных требований?
а) технологии критериально-ориентированного обучения;
б) имитационной технологии обучения;
в) информационной технологии обучения;
г) технологии дистант-обучения.
20. Применение ООД (ориентировочной основы деятельности) характерно для:
а) проблемного обучения;
б) развивающего обучения;
в) технологии полного усвоения;
г) концепции поэтапного формирования умственных действий.
21. Создание условий для интенсивного интеллектуальнго развития, обучения приемам самообразования является целью концепции:
а) проблемного обучения;
б) обучения в дидактической системе Л.В. Занкова;
в) обучения в дидактической системе В.В. Давыдова;
г) поэтапного формирования умственных действий.
22. Какая технология обучения особо ориентирована на организацию работы групп (коллективов)?
а) технологии критериально-ориентированного обучения;
б) имитационной технологии обучения;
в) информационной технологии обучения;
г) технологии дистант-обучения.
23. Развитие конструктивного алгоритмического мышления, формирование умения быстро принимать решения в сложных ситуациях, формирование информационной культуры являются целями:
а) информационной технологии обучения;
б) имитационной технологии обучения;
в) технологии критериально-ориентированного обучения;
г) технологии дистант-обучения.
24. Заочное обучение является разновидностью:
а) проблемного обучения;
б) информационной технологии обучения;
в) дистанционного обучения;
г) технологии полного усвоения.
25. Основным этапом работы является создание проблемной ситуации в:
а) технологии критериально-ориентированного обучения;
б) проблемном обучении;
в) задачной технологии обучения;
г) имитационной технологии обучения.
26. Важнейшей целью воспитания выступает соединение в сознании ребенка предметного мира и мыслительной деятельности в:
а) игровой технологии; в) «школе-парк»;
б) технологии М.Монтессори; г) школе «диалога культур».
27. Ключевым моментом какой технологии является точное определение и формулировка критерия усвоения материала в соответствии с требованиями стандарта и на основе научно сформулированных целей?
а) задачной технологии;
б) информационной технологии;
в) технологии М.Монтессори;
г) технологии полного усвоения.
28. Специфика какой технологии состоит в организации в процессе обучения такой жизнедеятельности учащихся, которая моделирует отношения и условия реальной жизни и превращает учащихся в активных субъектов не только учения, но всей своей жизни?
а) информационной технологии;
б) имитационной технологии;
в) технологии дистант-обучения;
г) технологии Р. Штейнера.
29. Идея воспитывающей среды является особенностью содержания образования в системе:
а) адаптивной школы Е.А.Ямбурга;
б) школы самоопределения А.Н.Тубельского;
в) вальдорфской школы;
г) школы М.Монтессори.
30. Обучение всем предметам осуществляет один учитель до 8-го класса, уроки длятся 1,5-2 часа, безбалльная система оценивания характерна для:
а) адаптивной школы Е.А.Ямбурга;
б) школы самоопределения А.Н.Тубельского;
в) вальдорфской школы;
г) школы М.Монтессори.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Часть 1
- Рабочая программа
- Выписка
- Из государственного образовательного стандарта
- Структура дисциплины
- 1. Цель и задачи дисциплины
- 2. Требования к уровню освоения дисциплины
- 3. Объем дисциплины и виды учебной работы Общий календарный план
- Календарный план для студентов дневного отделения.
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Тематический план для студентов очного отделения
- 4.2. Тематический план для студентов заочного отделения 5 лет
- 4.2. Тематический план для студентов заочного отделения 3,5 лет
- 4.3. Содержание разделов дисциплины
- Тема 1. Дидактика как наука о теории обучения
- Тема 2. Обучение как педагогическая категория
- Тема 3. Психологические основы обучения.
- Тема 4. Законы и принципы обучения
- Тема 5. Содержание образования
- Тема 6. Методы обучения
- Тема 7. Средства обучения
- Тема 8. Формы организации обучения
- Тема 9. Диагностика в обучении
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования
- 4.4. Лабораторный практикум
- 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 5.1. Перечень основной и дополнительной литературы
- 5.2. Перечень возможных Интернет-ресурсов
- 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 7. Содержание итогового и промежуточного контроля
- 7.1. Примерный перечень контрольных вопросов и вопросов для подготовки к экзамену.
- 7.2. Примерная тематика рефератов и курсовых работ
- 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- Часть 2 Планы лекционных занятий
- Тема 1. Понятие дидактики как науки о теории обучения (4 часа)
- Тема 2. Обучение как педагогическая категория (8 часов)
- Тема 3. Психологические основы обучения (4 часа)
- Тема 4. Законы и принципы обучения (6 часов)
- Тема 5. Содержание образования (4 часа)
- Тема 6. Методы обучения (4 часа)
- Тема 7. Средства обучения (4 часа)
- Тема 8. Формы организации обучения (6 часов)
- Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа)
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление (2 часа)
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа)
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии (6 часов)
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании (4 часа)
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования (6 часов)
- Часть 3 Планы семинарских занятий
- Тема 1/1. Дидактика – наука о теории обучения (2 часа)
- Тема 1/2. Дидактические системы в истории классической дидактики (4 часа)
- Тема 2. Процесс обучения (4 часа)
- Тема 3. Психологические основы обучения (4 часа)
- Внимание
- Воображение
- Тема 4. Законы, закономерности и принципы обучения (4 часа)
- Тема 5. Содержание образования (6 часов)
- Тема 6. Методы обучения (6 часов)
- Тема 7. Средства обучения (4 часа)
- Тема 8. Формы организации обучения (8 часов)
- Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа)
- Тема 10. Неуспеваемость учащихся и ее преодоление (2 часа)
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа)
- Тема 12. Концепции и технологии обучения (6 часов)
- Сравнение дидактических систем
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании (8 часов)
- Часть 4 Тексты лекций
- Понятие дидактики как науки об обучении
- 1.1. Понятие и сущность дидактики как науки
- «Великая дидактика,
- 1.2. Важнейшие категории дидактики
- 1.3. Исторические этапы развития дидактики
- 1.4. Актуальные проблемы современного образования
- 1.5. Дидактическая система, ее компоненты
- Тема 2 обучение как педагогическая категория
- 2.1. Сущность обучения
- Сравнительная характеристика процессов познания и обучения
- 2.2. Особенности и характеристика обучения
- 2.3. Движущие силы и противоречия обучения
- 2.4. Целостность, системность, комплексность процесса обучения.
- 2.5. Единство преподавания и учения. Преподавание – деятельность учителя
- Деятельность и функции учителя на различных этапах преподавания
- 2.6. Учение – деятельность учащихся
- 2.7. Функции обучения
- Тема 3 психологические основы обучения
- 3.1. Взаимосвязь обучения и развития
- 3.2. Понятие развивающего обучения
- 3.3. Логика учебного процесса и движение познания человека
- 3.4. Ощущение и восприятие, их развитие в процессе обучения
- 3.5. Мышление, его особенности и развитие в процессе обучения
- 3.6. Практика и ее особенности
- Тема 4 законы и принципы обучения
- 4.1. Общее представление о законах и закономерностях обучения
- 4.2. Законы обучения: дидактические и философские
- 4.3. Закономерности обучения
- 4.4. Понятие о принципах обучения
- 4.5. Система принципов современного обучения
- Тема 5 содержание образования
- 5.1. Содержание образования, исторические теории формирования
- 5.2. Содержание современного российского образования, его особенности
- 5.3. Сущность и структура содержания образования
- 5.4. Требования к содержанию образования, принципы и критерии отбора содержания образования
- 5.5. Личностно-ориентированное содержание образования
- 5.6. Стандарт образования. Учебные планы, программы, учебники
- Тема 6 методы обучения
- 6.1. Понятие метода в обучении
- Методический прием 1
- Методический прием 3
- Методический прием 2
- 6.2. Выбор методов в процессе обучения
- Иерархия факторов, влияющих на выбор метода обучения
- 6.3. Классификации методов обучения
- 6.4. Понятие методической системы
- Тема 7 средства обучения
- 7.1. Понятие средств обучения
- 7.2. Классификации средств обучения
- 7.3. Материальные и идеальные средства обучения
- 7.4. Средства преподавания и средства учения
- Деятельность учителя
- Деятельность
- Содержание образования
- 7.5. Речь как средство обучения
- Тема 8 формы организации обучения
- 8.1. Понятие о формах организации обучения
- 8.2. Классификации форм организации обучения
- 8.3. Характеристика ведущих форм обучения
- 8.4. Урок – основная форма организации обучения
- 8.5. Нетрадиционные уроки
- 8.6. Анализ урока
- 8.7. Понятие об организационной системе обучения
- Тема 9 диагностика качества образования
- 9.1. Диагностика качества образования
- 9.2. Контроль в обучении
- 9.3. Система оценивания качества образования: исторический взгляд и пути модернизации
- 9.4. Тестирование как метод оценивания качества образовательного процесса
- Тема 10 неуспеваемость как психолого-педагогическое явление
- 10.1. Диагнострование потенциальных возможностей учащихся (диагностирование обучаемости)
- . Понятие неуспеваемости и ее причины
- 10.3. Преодоление неуспеваемости
- Тема 11 типология образовательных учреждений
- 11.1. Разнообразие образовательных учреждений в истории педагогики
- 11.2. Типология современных образовательных учреждений
- 11.3. Характеристика основных видов современных образовательных учреждений: доу, общеобразовательные школы, профессиональные образовательные учреждения.
- Тема 12 современные дидактические теории, концепции, технологии
- 12.1. Концепция личностно-развивающего обучения
- 12.2. Подходы к обучению: традиционный и личностно-ориентированный
- Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного подходов к обучению
- 12.3. Концепции развивающего обучения
- 12.4. Понятие педагогической (образовательной) технологии
- 12.5. Современные технологии обучения
- 12.6. Альтернативные технологии
- Тема 13 инновационные процессы в образовании
- 13.1. Инновации в образовании
- 13.2. Инновационные школы
- 13.3. Учителя-новаторы и их технологии
- 13.4. Авторские школы
- Тема 14 концепция модернизации современного российского образования
- 14.1. Состояние современной системы образования и необходимость ее модернизации.
- 14.2. Модернизация дошкольного и общего образования
- 14.3. Система единых государственных экзаменов
- Концепция перехода на 12-летнее общее образование
- 14.5. Модернизация профессионального образования
- Часть 5
- Тестовые проверочные задания
- Дидактика – наука об обучении.
- Дидактические системы
- Процесс обучения
- Психологические основы обучения
- Законы, закономерности и принципы обучения
- Содержание образования
- Методы обучения средства обучения
- Формы организации обучения
- Диагностика в обучении. Неуспеваемость и ее преодоление
- Типология образовательных учреждений
- Концепции и технологии обучения
- Инновационные процессы в образовании
- Часть 6 Методические рекомендации по использованию брс Порядок аттестации студентов по балльно-рейтинговой системе учета учебной работы
- Учетная карточка личных достижений студента (вариант для специальностей «Технология и предпринимательство» и «Безопасность жизнедеятельности»)
- Содержание
- Тема 3. Психологические основы обучения . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 4. Законы и принципы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 5. Содержание образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 6. Методы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 7. Средства обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 8. Формы организации обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 9. Диагностика качества образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление . . . . . .
- Тема 11. Типология образовательных учреждений . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии .
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Часть 5. Тестовые проверочные задания
- Часть 6. Методические рекомендации по использованию брс
- Правильные ответы на тестовые задания
- Диана Александровна Еловикова Теория обучения: