logo
УМК Теория обучения Еловикова

7.3. Материальные и идеальные средства обучения

Попробуйте объяснить, почему микроклимат и расписание занятий относятся к

средствам обучения. Будет ли средством обучения медицинский кабинет школы? Буфет? Гардероб?

!

По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся: учебники и учебные пособия, макеты, модели, средства наглядности, учебно-лабораторное оборудование, оборудование учебного кабинета, школьные помещения, мебель, микроклимат (режим температуры, освещенности, влажности), расписание занятий, другие материально-технические условия обучения.

Материальные средства обучения – это все действительно существующие предметы, которые могут использоваться в учебном процессе и помогать достижению целей образования.

И

Учитель на уроке в качестве средства обучения использует картину В. Васнецова

«Богатыри». В каком случае эта картина будет идеальным средством? В каком – материальным?

Учебник – это идеальное или материальное средство обучения? Почему?

Обсудите ответы на эти вопросы на семинаре.

?

деальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Л.С. Выготский на первом месте среди идеальных средств обучения упоминает речь – устную и письменную. Действительно, это самое главное знание и умение (говорить, читать, писать), которое мы используем для усвоения других знаний. Далее среди идеальных средств обучения называют: схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, формулы, произведения искусства (музыкальные, художественные, литературные), мнемотехнические приемы и др. Почему все это относится к идеальным средствам обучения? Идеальные средства – это мысли и знания людей, которые переданы в определенной форме, которые расшифровываются учащимися, усваиваются и используются в дальнейшем. Каким же образом свою мысль может передать художник? Написать картину. А музыкант? Создать музыкальное произведение. Писатель или поэт опишут свои мысли в литературных произведениях. Архитектор свои мысли и идеи оставит в виде чертежа, ученый – в виде формул, схем и графиков. Сам ученик, чтобы выучить какой-то материал, будет создавать алгоритмы запоминания. И все это – выражение человеческих мыслей. Таким образом, все это будет относится к идеальным средствам обучения.

В общем случае идеальное средство – это орудие освоения культурного наследия, новых культурных ценностей. Усвоенная информация, ставшая знанием, является основой освоения способов рассуждений, доказательств, запоминания и понимания.

Идеальные средства обучения – «мысли о мыслях»; чтобы стать доступными учащимся, они должны быть представлены в соответствующей форме. Одна из таких форм – вербализация, то есть речевое изложение рассуждения, доказательства, анализа. Другая форма – материализация, когда эти средства обучения предстают в виде абстрактных символов: графиков, таблиц, схем, условных обозначений, чертежей, диаграмм, опорных конспектов.

Идеальные средства обучения использует вначале сам учитель в виде речи и условных знаков, символов, материализованного выражения средств, добиваясь тем самым понимания материала. Затем учащиеся применяют предложенные материализованные средства в своей деятельности, переводят их в вербализованную форму и начинают самостоятельно применять их для решения ряда задач. Постепенно речь сокращается, действия автоматизируются, внешние материализованные и вербализованные средства обучения переходят целиком во внутреннюю мысленную форму, становясь, таким образом, средством мышления учащихся.

Материальные и идеальные средства обучения взаимно дополняют друг друга. Материальные средства связаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний; идеальные средства связаны с пониманием материала, логикой рассуждения, запоминанием, культурой речи, развитием интеллекта. И те, и другие средства обучения влияют в совокупности на становление различных качеств личности учащегося.