logo
УМК Теория обучения Еловикова

8.1. Понятие о формах организации обучения

Успех и эффективность учебно-воспитательной работы зависит от умелого использования разнообразных форм организации обучения.

В

ФОРМА (от латинского forma) – внешнее очертание, наружный вид, установленный порядок.

русском языке слово «форма» используется в следующих значениях. Под формой предмета мы подразумеваем его внешние очертания, например, форма сосуда. Если мы говорим «спортивная форма», «в хорошей физической форме», «форма летчика», то в слово «форма» вкладывается значение наружного вида. В отношении документов и делопроизводства данное слово используется для обозначения установленного порядка, в котором составляются и существуют определенные документы – «заполнить форму 2».

В педагогике понятие «форма» используется в тех же самых значениях. Форма организации обучения – это тот порядок, в котором реализуется обучение, это внешний вид образовательного процесса. И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Н.А. Сорокин под формой в обучении понимают определенный порядок и установленный режим совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения.

В дидактике, к сожалению нет единого определения для категории формы организации обучения, но мы можем принять и использовать такое определение:

Форма организации обучения – внешняя организация учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики, содержания; внешнее выражение деятельности учителя и ученика в установленном порядке, направленном на достижение цели.

Формы организации обучения – это урок, экскурсия, домашняя работа, дополнительные занятия, практические и лабораторные работы, кружковые и факультативные занятия и др. Понимая форму как внешний вид учебного процесса и некий установленный порядок взаимодействия учителя и учащихся для реализации содержания, мы никогда не спутаем урок и экскурсию, практическое занятие и домашнюю работу: они внешне выглядят по-разному, и эти различия существуют благодаря разным действиям учителей и учеников, разнообразному характеру их деятельностей. Поэтому существование разных форм обучения обусловлено, во-первых, различными действиями субъектов обучения. А во-вторых, педагог подбирает форму обучения, исходя из содержания материала. Форма обусловлена содержанием и, в свою очередь, оказывает на содержание определенное влияние. Формы, подходящие для одного содержания, не будут подходить для другого.

Выбор формы организации обучения зависит от количества учащихся, от времени и места проведения занятия, от деятельности учителя и учеников.

Эффективность реальной практики обучения обеспечивается не отдельными формами, а их продуманной системой. При выборе системы форм организации обучения необходимо учитывать следующие моменты: