logo
УМК Теория обучения Еловикова

10.1. Диагнострование потенциальных возможностей учащихся (диагностирование обучаемости)

Обучаемость – это способность (пригодность) учащегося овладевать заданным содержанием обучения. Распространен­ными синонимами понятия обучаемости являются такие поня­тия, как «податливость», «учебная способность», «потенциаль­ные возможности», «восприимчивость» и др., выражающие ка­чества обучающейся личности.

Важнейшими компонентами понятия обучаемости, которые являются определяющими факторами успешности обучения, явля­ются (И.П. Подласый):

1) потенциальные возможности обучаемого. Они включают в себя индивидуальные характеристики (ка­чества) обучаемого, среди них – восприимчивость, готовность к умственному труду, способность учиться, успешность позна­вательной деятельности, сформированность умственных действий, широта знаний, общая эрудиция обучаемых, их языковое развитие, уровень усвоения знаний, умений и др.;

2) фонд действенных знаний (тезаурус) включает те знания, которыми ученик активно пользуется в своей повседневной учебной и внешкольной жизни;

3) обобщенность мыш­ления (мыслительного процесса), включающее качество (глубину, эффективность) познавательного процесса, силу, гибкость, самосто­ятельность, экономичность мышления, что существенно определяет возможности и преимущества каждой личности в обучении;

4) темпы продвижения в обу­чении (темпы усвоения знаний).

Фактор темпов логично рассматривать как производный от предыдущих, потому что все преимущества личности, имею­щей более высокую обучаемость, перед личностью с более низ­кой характеристикой данного качества практически сводятся к разнице в темпах (времени) освоения знаний, умений, продви­жения в обучении и прироста результатов.

На темпы влияют и потенциальные возможности обучаемых, и фонд их действен­ных знаний, умений, и характеристики мышления. Отсюда именно темпы являются определяющей характеристикой обу­чаемости. К повышению темпов и снижению затрат времени в конечном счете сводится вся экономия в обучении.

В обучении необходимо учитывать темп усвоения, темп продвижения и темп прироста результатов.

1. Темп усвоения знаний, умений (Ту). Им можно охарактеризовать, прежде всего, время усвоения эталонного или произвольного (но одинакового для всех обучаемых) по­нятия. Определяется он по формуле:

Ту = Тф/ Тэ ∙100% ,

где Тф – фактически затраченное время на полное усвоение эталонного понятия или выполнение эталонного теста кон­кретным обучаемым; Тэ – эталонное время выпол­нения предложенного задания. Понятие «эталонный» может означать «среднестатистический», «по многолетним наблюдениям», «в нашей школе», «на уровне принятых требований» и т. п. Рассчитывается эталонное время как среднеарифметическое от времени всех учеников в тестируемой группе или с помощью научно-обоснованных данных. Если Ту равен 100%, то это можно считать нормой. Если Ту меньше 100 %, то есть Тф меньше Тэ, то это говорит о том, что ученик справился с заданием быстрее, чем предполагается среднестатистическими показателями, и у него хороший темп в обучении. Чем меньшей величиной выражается Ту, тем лучше, тем выше показатель обучаемости.

Организовать исследование этого показателя несложно: нужно предложить обучаемым выпол­нить тест и точно зафиксировать время выдачи ответа. Необхо­димым условием при этом является создание «сильной» моти­вации, т. е. стремления как можно раньше, но безошибочно выполнить работу. По результатам тестирования или выполне­ния задания устанавливается рейтинг обучаемых, их фамилии выставляются в списке согласно увеличению длительности (темпа) выполнения заданий.

2. Темп продвижения в обучении (Тп). Этот показатель темпа намного полнее характеризует обу­чаемость, поскольку учитывает более длительный период обу­чения. При использовании данного показателя при­нимается во внимание время полного усвоения раздела, части курса, всего учебного предмета. Аналитическое выражение по­казателя не отличается от предыдущего:

Тп= Тф/ Тэ 100% ,

где Тф – время полного усвоения раздела (части курса, всего учебного предмета) конкретным учащимся; Тэ – эталонное время усвоения того же объема учебного материала, установ­ленное экспертным путем или же с помощью теоретических расчетов. Интерпретация результатов аналогична интерпретации Ту.

Практика постоянно подтверждает – тот обучаемый быст­рее овладевает предложенным ему объемом знаний, который имеет более высокую обучаемость. Поэтому изучение Тп от­крывает пути количественной оценки возможностей обучае­мых. При практическом определении показателя Тп необходи­мо опять-таки обеспечить надлежащую мотивацию учения. Вне связи с ней трудно реально оценивать темпы, обучаемость, возможности учащихся, поскольку известно, что при отсутст­вии надлежащих стимулов темпы, устанавливаемые самими учащимися, гораздо ниже возможных. Способный, но ленивый ученик покажет худший результат, чем менее способный, но старательный и трудолюбивый.

3. Темпы прироста результатов (Тр). Этот показатель характеризует динамику обучаемости. Показатель прироста результатов сигнализирует, с какой скоростью идет процесс повышения, стабилизации или снижения результативности, какую направленность и характер он приобретает.

Показатель изменения результативности (Тр) выражает от­ношение последующих достижений к предыдущим:

Тр = Тп / Тд 100% ,

где Тп – «последующее» зафиксированное значение показателя обучения (в процентах, относительных значениях, баллах), Тд – зафиксированное значение достигнутого (предыдущего) показателя или среднеарифметическое значение ряда показате­лей.

Понятие изменения (прироста, снижения) результативно­сти обучения раскроем на примере. Пусть успешность выполне­ния первого теста была 0,2 (2 выполненных задания из 10), а следующего за ним – 0,9 (9 правильно выполненных заданий из 10). Отно­шение последующего результата к предыдущему указывает на очень высокий темп прироста.

Технология определения обучаемости учащихся по дидак­тическим темпам упрощает решение многих проблем. В частности, она позволяет более точно выявлять потенциально неуспевающих учащихся, дифференцировать учащихся по учебным возможностям и тем самым содействует успешной профилактике или устранению неуспеваемости.

Экономия времени, ускорение темпов, досрочное изучение не только отдельных тем, разделов, но и целых курсов, как это мы наблюдаем в опыте лучших педагогов, достигаются за счет мобилизации обучаемости, внедрения стимулов, побуждающих повышать напряженность познавательного труда. Таким обра­зом, обучаемость не раз и навсегда установленное качество личности, а динамический процесс, развивающийся под влия­нием различных причин, которыми можно целенаправленно управлять.