logo
УМК Теория обучения Еловикова

Тема 1/2. Дидактические системы в истории классической дидактики (4 часа)

Теоретические вопросы и задания:

  1. Дидактическая система, ее основные элементы.

  2. Приведите из собственного опыта примеры случайного и систематического обучения. Сравните их с дидактической точки зрения: укажите в каждом случае субъектов обучения, их цели, средства обучения, полученные результаты.

  3. Какие элементы дидактической системы присутствовали в первобытном строе, в средние века? В каких формах они существовали и передавались?

  4. Дидактическая система Я.А. Коменского.

  5. Традиционная дидактическая система И.Ф. Гербарта.

  6. Педоцентристская дидактическая система Д. Дьюи.

  7. Дидактическая система К.Д. Ушинского.

  8. Дидактическая система П.Ф. Каптерева.

  9. Современная дидактическая система. Черты каких авторских дидактических систем можно найти в современной дидактической системе?

Задания для самостоятельной работы с обсуждением на семинаре:

  1. Прочитайте полное название труда Я.А.Коменского «Великая дидактика»: «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или Верный и тщательно обдуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского го­сударства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола, без всякого, где бы то ни было, исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, ис­полняться благочестия и таким образом в годы юности на­учиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни, кратко, приятно, основательно, где для всего, что предлага­ется, основания почерпаются из самой природы вещей; ис­тинность подтверждается параллельными примерами из об­ласти механических искусств; порядок распределяется по годам, месяцам, дням и часам, наконец, указывается легкий и верный путь для удачного осуществления этого на практике». Какие положения его дидактической системы отражены в этом названии? Почему, на ваш взгляд, Я.А.Коменский назвал дидактику «великой»?

  2. Сопоставьте системы И.Ф. Гербарта и Д. Дьюи по следующим параметрам: цели обучения, основное содержание обучения, приоритетные виды деятельности учителя, приоритетные виды деятельности учеников, преимущества, недостатки.

  3. Ознакомьтесь с дидактическими системами, предложенными М.В.Ломоносовым и Л.Н.Толстым (Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. – М.: Педагогика, 1991. – С. 165 – 166. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX века. – М.: Педагогика, 1990. – С. 97 – 115. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 205 – 214.) Предложите аргументы в пользу развития той или иной системы. Укажите оптимальные области применения этих дидактических систем: а) кто может выступать заказчиками; б) для каких детей и учителей данные системы обучения более приемлемы; в) при каких условиях данные системы будут действовать наиболее эффективно.

  4. С помощью рекомендованной литературы заполните таблицу:

Дидактическая система

Я.А.Коменского

Дидактическая система

И.Ф. Гербарта

Дидактическая система Д.Дьюи

Современная дидактическая система

Название

Цель

Содержание обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Особенности обучения

Вид обучения

В каждой строке выделите совпадающие положения зеленым маркером, противоположные – красным.

  1. Составить кроссворд на тему «Дидактические системы».

  2. Выполнить реферат на одну из предложенных тем:

Я.А.Коменский и его вклад в мировую дидактику.

Педагогическое наследие Л.Н.Толстого.

Педагогическое творчество К.Д. Ушинского.

Современные отечественные дидакты и их педагогический поиск.

Литература:

Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. – С. 15 – 27.

Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.

Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. – С. 7-12.

История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 400 с.

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 512 с.

История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; под ред. З.И. Васильевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.

Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли) – М.: Гардарики, 2005. – 603 с.

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн. – М., 2001. – Кн.1. – С. 294 – 295, 301 – 313.

Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 117 – 147.

Ситаров В.А. Дидактика. – М.: Академия, 2002. – С. 95 – 120.

Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 201 – 231.