logo
УМК Теория обучения Еловикова

Тема 6. Методы обучения (6 часов)

Теоретические вопросы и задания:

  1. Развитие взглядов на методы обучения в истории педагогики. Взгляды Я.А. Коменского, Д. Дьюи, В.П. Вахтерова и др.

  2. Метод как дидактическая категория. Особенности методов обучения.

  3. Соотношение методов, приемов и правил обучения. Приведите свои примеры.

  4. Выбор методов обучения.

  5. Классификация методов обучения по различным основаниям и их харак­теристика.

  6. Назовите методы личностно-ориентированного обучения. Предложите основания для классификации таких методов.

  7. Современные методы обучения.

  8. Анализ урока с выделением методов обучения.

Задания для самостоятельной работы с обсуждением на семинаре:

  1. Познакомьтесь с аргументацией В.К.Дьяченко по отношению к методам обучения (Новая дидактика. – М.: Народное образование, 2001. – С. 53 –184), сделайте краткий конспект. Изложите свои аргументы по вопро­сам: 1) что такое метод обучения? 2) сколько может быть методов обу­чения?

  2. Проанализируйте определения, которые давали методам обучения россий­ские дидакты на протяжении 20 века (Ситаров В.А. Дидактика. – М.: Академия. – 2002. – С. 221 – 222). Ответьте на вопросы: Какие из определений можно использовать в современной дидактике, какие – нет и почему? Какие основные отличия в определениях разных лет можно выделить? В чем, по-вашему, причина возникновения этих отличий?

  3. Соотношение методов, приемов и правил обучения.

Метод беседы может существовать в двух вариантах: беседа продуктивная, направленная на формирование новых знаний, и беседа репродуктивная, позволяющая закрепить и проверить качество усвоения материала. Приведенные ниже приемы и правила отнесите к той или иной беседе, заполнив таблицу (в одном методе может быть несколько приемов, к одному приему может быть несколько правил):

Метод

Приемы

Правила

Беседа репродуктивная

Беседа продуктивная

Приемы:

  1. Организация внимания, актуализация знаний.

  2. Подведение итогов.

  3. Постановка вопросов.

  4. Анализ ответов и гипотез, формулировка выводов.

Правила:

      1. беседу необходимо связать с жизнью и опытом ребенка.

      2. вопросы формулируются в доступной форме.

      3. необходимо рассмотреть все выдвинутые гипотезы и все варианты ответов, не отвергая ни одного безосновательно.

      4. ясно определить цель и тему беседы.

      5. вопросы должны стимулировать как воспроизведение материала, так и размышления.

      6. необходимо сделать общие выводы об уровне усвоения темы группой в целом, а также дать рекомендации отдельным учащимся по работе над сложными для них вопросами.

      7. необходимо показать сложность и интересность проблемы.

      8. вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы стимулировать собственные размышления учащихся.

      9. необходимо привлекать учащихся к анализу ответов и формулировке выводов.

      10. важно создавать проблемные ситуации, связанные с деятельностью учащихся.

      11. цепочка вопросов выстраивается таким образом, чтобы последующий вопрос опирался на предыдущий ответ, и сложность вопросов нарастала.

Продолжите таблицу самостоятельно. Предложите приемы и правила для таких методов, как рассказ, эксперимент, демонстрация, наблюдение, практическая работа.

  1. Используя свои знания о существующих методах обучения, заполните таблицу:

Объяснитель-но-иллюстра-тивные

Репродуктивные

Проблемного изложения

Эвристические

Исследовательские

Словесные

Наглядные

Практические

Работа с текстом

Видеометод

  1. Какова связь методов и целей обучения? Методов и содержания обучения?

  2. Проанализируйте фрагмент урока и покажите, какие методы обучения использовал учитель на уроке.

  3. Разработайте фрагмент урока с использо­ванием какого-либо нового метода.

  4. Выполните конспект статьи: Саранцев Г.И. Метод обучения как катего­рия методики преподавания // Педагогика 1998. – №1. – С. 28 – 34.

  5. Написать мини-реферат на одну из предложенных тем:

Современные методы обучения

Разнообразие методов обучения в современной школе

  1. Составьте кроссворд по теме «Методы обучения».

Литература:

Выбор методов обучения в современной школе / Под. ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Педагогика, 1981. – С. 35 – 36.

Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. – С. 181 – 216.

Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. – С. 68 – 74.

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн. – М., 2001. – Кн.1. – С. 469 – 511.

Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 259 – 282.

Ситаров В. А. Дидактика. – М.: «Академия», 2002. – С. 216 – 244.

Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 268 – 277.

Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 174 – 180.