4.1. Общее представление о законах и закономерностях обучения
Дидактика – наука. Основная задача любой науки – искать и выявлять законы, которые действуют в границах ее объекта. В дидактике тоже должны быть свои законы, управляющие процессом обучения.
Что такое закон? Толковый словарь С.И. Ожегова говорит: «1. Закон – связь и взаимозависимость каких-нибудь явлений объективной действительности. Закон сохранения энергии. Законы наследственности. Закон всемирного тяготения. 2. Постановление государственной власти. Конституция – основной закон России. Кодекс законов о труде. Закон «Об образовании». 3. Общеобразовательное правило, то, что признается обязательным. Закон нравственности. Неписанные законы».
Энциклопедический словарь пишет: «Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обще-стве. Закон <…> выражает общие отношения, связи, присущие всем явлениям данного класса. <…> Законы носят объективный характер, существуют независимо от сознания людей. Познание законов составляет задачу науки».
Какое толкование закона можно принять для педагогики и дидактики? Дидактика как наука не придумывает законы сама, она лишь открывает те связи, которые существуют объективно в образовательном процессе и дает им формулировки, то есть поступает как и любая наука, открывающая законы внутри объективного мира.
Законом в дидактике можно считать внутреннюю существенную связь явлений обучения, которая обуславливает их необходимое проявление и развитие (И.Я. Лернер).
Главное свойство закона – объективность. Закон существует вне зависимости от того, знаем мы о нем или нет. Закон всемирного тяготения или законы наследственности не перестают существовать, если кто-то о них не знает.
Еще одно важное свойство закона – всеобщность, то есть закон обязателен для всех объектов данного класса и проявляется во всех заданных условиях. Любое двуполое живое существо наследует признаки родителей в соответствии с законами генетики.
О Как вы думаете, почему? Сформулируйте свои причины. ?
Сегодня уже можно выявить причины, в силу которых законы не выделялись учеными-педагогами.
1. Субъективный характер обучения.
Закон отражает внутреннюю необходимую связь явлений и процессов, существующих независимо от познающего эти законы субъекта, то есть закон объективен. Обучение же складывается из целенаправленной деятельности, общения, сотрудничества его субъектов – людей, которые формулируют цели и выбирают средства их достижения, то есть обучение субъективно. В силу этого качества обучения не представлялось возможным сформулировать объективные законы для субъективного процесса. Но деятельность людей тесно связана со средой, окружающим миром, она определяется историческим опытом, закономерностями развития психики и коллективного сознания. Значит, обучение, субъектное по своим проявлениям в конкретных условиях, объективно по социальным основаниям, и подчиняется объективным законам и закономерностям, что может позволить выделить и сформулировать законы обучения.
2. Многофакторность.
На процессы воспитания, обучения и развития влияют множество факторов. Поэтому законы дидактики почти никогда не дают строго гарантированного, однозначного, определенного результата. Они носят вероятностный характер, их действие зависит от наличия многих условий, в том числе, от активной деятельности участников этих процессов.
3. Неоднозначность результатов.
Связь между объективными законами с одной стороны и поведением людей, их сознанием и подсознанием с другой стороны очень неоднозначна, она не укладывается в рамки строгих причинно-следственных связей. Одни и те же закономерности, факторы развития в разных условиях и по отношению к разным субъектам дают совершенно непохожие, иногда противоположные результаты.
Тем не менее, невзирая на описанные трудности, сегодня мы можем говорить о существовании в обучении объективных законов, которые отражают основные зависимости в обучении, способы связи в нем объективного и субъективного. Объективно то, что обучение вписано в конкретно-экономический контекст, объективен процесс развития общества, и объективна зависимость цели, содержания и процесса обучения от социально-политических и экономических условий. Субъективна деятельность учителя и учеников и реализация процесса обучения.
Справка:
?!
Интересно, что классики дидактики брали на себя смелость формулировать законы обучения, которые, кстати, выступали и принципами, и правилами. Я.А. Коменский сформулировал следующие законы: закон всеобщности обучения, закон природосообразности, закон практического характера обучения. А. Дистервег формулировал 33 правила обучения, некоторые из которых он сам называл законами. И.Г. Песталоцци объявил об открытии закона умственного развития ребенка – от смутного созерцания к ясным представлениям и от них к ясным понятиям. И еще один великий (по словам И.Г. Песталоцци) закон: «Каждый предмет действует на наши чувства в зависимости от степени его физической близости или удаленности».
Попытки формулировки законов обучения находим также у Д. Дьюи, Э. Торндайка, У. Киллпатрика и др. педагогов.
Помимо законов существуют еще закономерности.
Закономерность трактуется либо как проявление законов, часто еще не осознанных и четко не сформулированных, либо как общие проявления упорядоченности развития, как совокупное действие многих законов (В.И. Загвязинский).
По мнению П.И. Пидкасистого, «закономерности обучения, рассматриваемые как выражение действия законов в конкретных условиях, – это объективные, существенные, устойчивые повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения». Подчеркнем, что речь идет именно о закономерностях, которые отражают, но не подменяют законов психического развития, общения, социальной адаптации, они отражают связи между ведущими компонентами обучения – преподаванием, учением, объектом изучения (содержанием материала) и получаемыми результатами.
Закономерность может определяться как закон в том случае, если соблюдаются следующие условия (В.И. Загвязинский):
1) четко зафиксированы объекты, между которыми устанавливается связь (например, продуктивность обучения и характер деятельности ученика);
2) исследованы и определены вид, форма и характер связи (прямая или обратная, сильная или слабая, постоянная или эпизодическая, а если эпизодическая, то в каких условиях проявляется);
3) установлены пределы проявления связи (верхняя и нижняя граница условий, в которых связь существует).
Закон является понятием более точным и узким, чем закономерность. Закономерностей может быть много, но законов – ограниченное число. «Закономерность рассматривается как результат совокупного действия множества законов, поэтому она выражает многие связи и отношения, тогда как закон однозначно отражает определенную связь, отношение» (В.А. Сла-стенин). Поэтому понятие «закон» находится внутри круга значений понятия «закономерность».
- Министерство образования и науки российской федерации
- Часть 1
- Рабочая программа
- Выписка
- Из государственного образовательного стандарта
- Структура дисциплины
- 1. Цель и задачи дисциплины
- 2. Требования к уровню освоения дисциплины
- 3. Объем дисциплины и виды учебной работы Общий календарный план
- Календарный план для студентов дневного отделения.
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Тематический план для студентов очного отделения
- 4.2. Тематический план для студентов заочного отделения 5 лет
- 4.2. Тематический план для студентов заочного отделения 3,5 лет
- 4.3. Содержание разделов дисциплины
- Тема 1. Дидактика как наука о теории обучения
- Тема 2. Обучение как педагогическая категория
- Тема 3. Психологические основы обучения.
- Тема 4. Законы и принципы обучения
- Тема 5. Содержание образования
- Тема 6. Методы обучения
- Тема 7. Средства обучения
- Тема 8. Формы организации обучения
- Тема 9. Диагностика в обучении
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования
- 4.4. Лабораторный практикум
- 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 5.1. Перечень основной и дополнительной литературы
- 5.2. Перечень возможных Интернет-ресурсов
- 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 7. Содержание итогового и промежуточного контроля
- 7.1. Примерный перечень контрольных вопросов и вопросов для подготовки к экзамену.
- 7.2. Примерная тематика рефератов и курсовых работ
- 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- Часть 2 Планы лекционных занятий
- Тема 1. Понятие дидактики как науки о теории обучения (4 часа)
- Тема 2. Обучение как педагогическая категория (8 часов)
- Тема 3. Психологические основы обучения (4 часа)
- Тема 4. Законы и принципы обучения (6 часов)
- Тема 5. Содержание образования (4 часа)
- Тема 6. Методы обучения (4 часа)
- Тема 7. Средства обучения (4 часа)
- Тема 8. Формы организации обучения (6 часов)
- Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа)
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление (2 часа)
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа)
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии (6 часов)
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании (4 часа)
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования (6 часов)
- Часть 3 Планы семинарских занятий
- Тема 1/1. Дидактика – наука о теории обучения (2 часа)
- Тема 1/2. Дидактические системы в истории классической дидактики (4 часа)
- Тема 2. Процесс обучения (4 часа)
- Тема 3. Психологические основы обучения (4 часа)
- Внимание
- Воображение
- Тема 4. Законы, закономерности и принципы обучения (4 часа)
- Тема 5. Содержание образования (6 часов)
- Тема 6. Методы обучения (6 часов)
- Тема 7. Средства обучения (4 часа)
- Тема 8. Формы организации обучения (8 часов)
- Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа)
- Тема 10. Неуспеваемость учащихся и ее преодоление (2 часа)
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа)
- Тема 12. Концепции и технологии обучения (6 часов)
- Сравнение дидактических систем
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании (8 часов)
- Часть 4 Тексты лекций
- Понятие дидактики как науки об обучении
- 1.1. Понятие и сущность дидактики как науки
- «Великая дидактика,
- 1.2. Важнейшие категории дидактики
- 1.3. Исторические этапы развития дидактики
- 1.4. Актуальные проблемы современного образования
- 1.5. Дидактическая система, ее компоненты
- Тема 2 обучение как педагогическая категория
- 2.1. Сущность обучения
- Сравнительная характеристика процессов познания и обучения
- 2.2. Особенности и характеристика обучения
- 2.3. Движущие силы и противоречия обучения
- 2.4. Целостность, системность, комплексность процесса обучения.
- 2.5. Единство преподавания и учения. Преподавание – деятельность учителя
- Деятельность и функции учителя на различных этапах преподавания
- 2.6. Учение – деятельность учащихся
- 2.7. Функции обучения
- Тема 3 психологические основы обучения
- 3.1. Взаимосвязь обучения и развития
- 3.2. Понятие развивающего обучения
- 3.3. Логика учебного процесса и движение познания человека
- 3.4. Ощущение и восприятие, их развитие в процессе обучения
- 3.5. Мышление, его особенности и развитие в процессе обучения
- 3.6. Практика и ее особенности
- Тема 4 законы и принципы обучения
- 4.1. Общее представление о законах и закономерностях обучения
- 4.2. Законы обучения: дидактические и философские
- 4.3. Закономерности обучения
- 4.4. Понятие о принципах обучения
- 4.5. Система принципов современного обучения
- Тема 5 содержание образования
- 5.1. Содержание образования, исторические теории формирования
- 5.2. Содержание современного российского образования, его особенности
- 5.3. Сущность и структура содержания образования
- 5.4. Требования к содержанию образования, принципы и критерии отбора содержания образования
- 5.5. Личностно-ориентированное содержание образования
- 5.6. Стандарт образования. Учебные планы, программы, учебники
- Тема 6 методы обучения
- 6.1. Понятие метода в обучении
- Методический прием 1
- Методический прием 3
- Методический прием 2
- 6.2. Выбор методов в процессе обучения
- Иерархия факторов, влияющих на выбор метода обучения
- 6.3. Классификации методов обучения
- 6.4. Понятие методической системы
- Тема 7 средства обучения
- 7.1. Понятие средств обучения
- 7.2. Классификации средств обучения
- 7.3. Материальные и идеальные средства обучения
- 7.4. Средства преподавания и средства учения
- Деятельность учителя
- Деятельность
- Содержание образования
- 7.5. Речь как средство обучения
- Тема 8 формы организации обучения
- 8.1. Понятие о формах организации обучения
- 8.2. Классификации форм организации обучения
- 8.3. Характеристика ведущих форм обучения
- 8.4. Урок – основная форма организации обучения
- 8.5. Нетрадиционные уроки
- 8.6. Анализ урока
- 8.7. Понятие об организационной системе обучения
- Тема 9 диагностика качества образования
- 9.1. Диагностика качества образования
- 9.2. Контроль в обучении
- 9.3. Система оценивания качества образования: исторический взгляд и пути модернизации
- 9.4. Тестирование как метод оценивания качества образовательного процесса
- Тема 10 неуспеваемость как психолого-педагогическое явление
- 10.1. Диагнострование потенциальных возможностей учащихся (диагностирование обучаемости)
- . Понятие неуспеваемости и ее причины
- 10.3. Преодоление неуспеваемости
- Тема 11 типология образовательных учреждений
- 11.1. Разнообразие образовательных учреждений в истории педагогики
- 11.2. Типология современных образовательных учреждений
- 11.3. Характеристика основных видов современных образовательных учреждений: доу, общеобразовательные школы, профессиональные образовательные учреждения.
- Тема 12 современные дидактические теории, концепции, технологии
- 12.1. Концепция личностно-развивающего обучения
- 12.2. Подходы к обучению: традиционный и личностно-ориентированный
- Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного подходов к обучению
- 12.3. Концепции развивающего обучения
- 12.4. Понятие педагогической (образовательной) технологии
- 12.5. Современные технологии обучения
- 12.6. Альтернативные технологии
- Тема 13 инновационные процессы в образовании
- 13.1. Инновации в образовании
- 13.2. Инновационные школы
- 13.3. Учителя-новаторы и их технологии
- 13.4. Авторские школы
- Тема 14 концепция модернизации современного российского образования
- 14.1. Состояние современной системы образования и необходимость ее модернизации.
- 14.2. Модернизация дошкольного и общего образования
- 14.3. Система единых государственных экзаменов
- Концепция перехода на 12-летнее общее образование
- 14.5. Модернизация профессионального образования
- Часть 5
- Тестовые проверочные задания
- Дидактика – наука об обучении.
- Дидактические системы
- Процесс обучения
- Психологические основы обучения
- Законы, закономерности и принципы обучения
- Содержание образования
- Методы обучения средства обучения
- Формы организации обучения
- Диагностика в обучении. Неуспеваемость и ее преодоление
- Типология образовательных учреждений
- Концепции и технологии обучения
- Инновационные процессы в образовании
- Часть 6 Методические рекомендации по использованию брс Порядок аттестации студентов по балльно-рейтинговой системе учета учебной работы
- Учетная карточка личных достижений студента (вариант для специальностей «Технология и предпринимательство» и «Безопасность жизнедеятельности»)
- Содержание
- Тема 3. Психологические основы обучения . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 4. Законы и принципы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 5. Содержание образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 6. Методы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 7. Средства обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 8. Формы организации обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 9. Диагностика качества образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление . . . . . .
- Тема 11. Типология образовательных учреждений . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии .
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Часть 5. Тестовые проверочные задания
- Часть 6. Методические рекомендации по использованию брс
- Правильные ответы на тестовые задания
- Диана Александровна Еловикова Теория обучения: