logo
УМК Теория обучения Еловикова

11.2. Типология современных образовательных учреждений

За последние 15 лет в нашей стране сложилась система многоплановых типов образовательных учреждений. В первые годы перестройки насчитывалось до 30-40 разнообразных видов образовательных учреждений: школы-комплексы, школы-студии, которые сегодня после классификации министерства образования продолжают работать в режиме авторских школ. Образовательные учреждения получили четкую классификацию на всех этапах получения образования.

Существует несколько классификаций учреждений образования:

школы могут содержаться на средства государства или частных лиц и организаций;

по характеру сооб­щаемых знаний образовательные учреждения делятся на обще­образовательные и профессиональные (специальные);

по уровню даваемого образования – на начальные, непол­ные средние, средние, высшие;

по полу учащихся – на мужские, женские, со­вместного обучения;

по отношению к религии – на светские и религиозные (конфессиональные).

По различным принципам организации образования и обучения выделяются: единая школа, трудовая школа. Для детей, не имею­щих условий для нормального воспи­тания, создаются школы-интернаты, для детей, нуждающихся в лечении, – санаторно-лесные школы и др. Получила развитие авторская школа и ее разновидности: школа самоопределения, адаптивная школа, школа-парк, школа диалога культур, школа свободного развития и др.

Со временем, возможно, число частных и общественных школ будет увеличиваться, а государственных – сокращаться.

После целого ряда реформ в современной образовательной системе выделяют следующие типы образовательных учреждений (Закон РФ «ОБ образовании» ст. 12, п. 4):

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, вос­питанников с отклонениями в развитии;

6) учреждения дополнительного образования;

7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

8) учреждения дополнительного образования детей;

9) другие учреждения, осуществляющие образователь­ный процесс.

В дополнение к этому можно выделить: частные учебные заведения общего и коррекционного типа, для особо одаренных детей, где учителя работают по авторским программам развития ребенка; религиозные учебные заведения: воскресные школы, епархиальные гимназии, духовные академии.