logo
УМК Теория обучения Еловикова

4.2. Законы обучения: дидактические и философские

В процессе обучения действуют и проявляются разнообразные законы: дидактические, диалектические, психологические, социальные и др.

Собственно дидактические законы обучения сформулированы в работах Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, М.И. Махмутова, П.И. Пидкасистого. Выделенные законы обучения получили признание науч­но-педагогической общественности. Наиболее полно формулировки законов дидактики представлены в работах В.И. Загвязинского. Дадим им краткую характе­ристику.

Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения. Он раскрывает определяющее влияние общества через социальный заказ образованию на содержание, цели, масштабы, средства, методы организации учебного процесса.

Закон развивающего и воспитывающего влияния обучения на учащихся. И содержание, и стиль общения, и характер заданий – все компоненты обучения непременно влияют на формирование ори­ентации, личностных качеств, духовного мира, способностей, черт характера воспитанников.

Закон обусловленности результатов обучения характером дея­тельности и общения учащихся. Этот закон раскрывает влияние формирующих личность процессов, в том числе познавательных, степени самостоятельности и продуктивности деятельности уче­ников на результаты обучения. Они будут тем выше, чем активнее сам учащийся, чем больше усилий он прилагает.

Закон целостности и единства педагогического процесса. Он от­ражает связи части (например, факта, закона) и целого (напри­мер, теории, общей научной картины мира), взаимосвязь рацио­нального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного, обуславливает необходимость гармонической интеграции предме­тов, содержательного, мотивационного и операционного компо­нентов деятельности, овладения знаниями и развития. Этот закон связан с пониманием процесса обучения как целостной системы.

Закон взаимосвязи и единства теории и практики в обучении. Он означает, что любое научное знание прямо или опосредованно служит практике (да и выводится в конечном счете из нее). Отсю­да необходимость опоры на общественную практику и жизнен­ный опыт учащихся, конкретизации и применения научных по­ложений на практике, насколько позволяет это специфика мате­риала, подготовленность учащихся и условия обучения.

Закон взаимосвязи и взаимообусловленности индивидуальной, груп­повой и коллективной учебной деятельности. Эти виды организа­ции деятельности могут быть разделены во времени или совме­щаться, взаимопроникать; какому-то виду деятельности на опре­деленном этапе может отдаваться предпочтение, но они должны не исключать, а предполагать и дополнять друг друга.

Указанные законы имеют объективные источники и действуют в любых ситуациях обучения.

Кроме этих законов, в дидактике действуют и всеобщие законы диалектики.

З

В качестве примера действия закона единства и борьбы противоположно-

стей вспомните несколько противо-речий и попробуйте объяснить, как действует этот закон в обучении.

!

акон единства и борьбы противоположностей.
Он находит свое проявление в противоречиях. Противоречия возникают тогда, когда есть несоответствие традиционных устоявшихся представлений и взглядов на процесс обучения современным требованиям, являющимся следствием новых социальных условий, образовательных ситуаций, новых возможностей развития личности.

Закон перехода количественных накоплений в качественные изменения. Все интегративные личностные характеристики (мотивы, установки, индивидуальный стиль деятельности, умения, навыки) представляют собой результат постепенного накапливания, наращивания количественных изменений. Целенаправленное решение учебных задач не сразу обнаруживает свою результативность, а лишь по прошествии определенного времени. В результате многократного повторения действий то или иное качество проявляется как устойчивое личностное образование. Чтобы сформировать, например, навык правильного поведения, необходимо, чтобы ребенок постоянно совершал поступки, предписанные моральными нормами. По прошествии определенного времени количественное накопление правильных действий перейдет в требуемое качество личности.

З

Попробуйте привести свои примеры действия в обуче-нии диалектических законов.

Обсудите примеры на семинаре.

!

акон отрицания отрицания.
Существующие свойства и признаки «отрицают», отторгают ранее сложившиеся, но в самих себе сохраняют все ранее накопленное человеком и проявляют это на дальнейших этапах развития. Классический пример действия этого закона: росток, выросший из семени и сам давший семена. Росток не похож на семя, он «отрицает» семя, но вместе с тем он является продолжением семени и сохраняет его важнейшие видовые свойства. Затем росток сам дает семена и каждое семя «отрицает» росток, являясь на него совершенно непохожим, и вместе с тем сохраняя все свойства, присущие данному виду. И первое семя и последующие семена похожи друг на друга, но не являются полностью одинаковыми. Полученные из ростка семена стали отрицанием отрицания от первого семени, совершенно другими, но сохранившими главные качества и свойства исходного семечка. Действие этого закона проявляется в формировании учебных умений и навыков. Например, на основе умения писать без ошибок, формируется орфографический навык, который является его отрицанием: человеку уже необязательно каждый раз вспоминать правило, подбирать проверочное слово или искать написание в словаре – все это как бы «отрицается», но на самом деле просто переходит в скрытую форму, сохраняясь в новом навыке. А на основе навыка грамотного письма, могут формироваться другие умения, например, умение связно излагать собственные мысли (писать сочинения), и это будет уже отрицанием отрицания от первого, исходного умения писать без ошибок.