7.1. Понятие средств обучения
Со времен Я.А. Коменского известно «золотое правило» дидактики, им сформулированное: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия – зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу могут восприниматься несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».
Это актуально и сегодня. Профессионал-педагог обязан дать своим ученикам возможность чувственного восприятия изучаемых объектов. Это могут быть натуральные объекты и явления, их макеты и модели, графические изображения и абстрактная интерпретация в виде схем, графиков, формул, диаграмм. Все эти и другие предметы и изображения, предъявляемые учащимся для рассмотрения, изучения, анализа в учебном процессе, помогают достигать целей обучения и могут называться средствами обучения.
Сегодня средства обучения можно рассматривать в двух значениях. В традиционном узком значении средства обучения можно понимать как совокупность предметов и их изображений (наглядных пособий), демонстрационных устройств, технических средств, которые предъявляются учащимся и служат средством усвоения новых знаний и умений. В этом значении средства обучения приравниваются к средствам наглядности. В более широком значении под средствами обучения понимают все то, что способствует достижению целей образования, т.е. вся совокупность содержания, методов, форм, средств наглядности.
Мы будем рассматривать средства обучения в первом значении, но добавим к ним еще те знания, которыми обладает учащийся, и которые помогают ему усваивать новую информацию. Это позволит уточнить понимание средств обучения и уйти от аналогии со средствами наглядности, так как они являются только частью средств обучения. Поэтому средства обучения можно определить следующим образом:
Средства обучения – это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний (П.И. Пидкасистый).
Категория средств обучения находится в тесной взаимосвязи с категорией метода. Средства обучения и методы обучения всегда используются в сочетании друг с другом.
В обучении всегда есть цель – некоторая вершина знаний и развития. Методы обучения представляют собой путь, по которому учащиеся идут к этой вершине, а средства обучения помогают сделать этот путь менее трудным и более быстрым.
Представим себе, что наша цель – покорение горной вершины, например, Эвереста. Каким путем, способом мы можем это сделать? Можно пойти традиционно – пешком, можно подняться на вертолете, можно преодолеть весь путь до вершины мысленно. Это – разные методы, которыми мы можем достичь цели. И каждый метод предполагает использование определенных средств. Если мы полетим на вертолете, то это, как минимум, вертолет. Если мы собираемся идти пешком, то средствами будут необходимое снаряжение, компас, карта, запас пищи и многое другое, если же наш путь мы хотим пройти мысленно, то нашим средством будут наши знания о том, что такое Эверест, где он находится, как выглядит, его высота и т.д. Получается, что для каждого метода будут использоваться разные средства: или материальные (снаряжение, карта, вертолет), или идеальные – знания. Использовать средства достижения цели будет и опытный инструктор – учитель, и группа новичков – ученики. Поэтому средства обучения будут и средствами преподавания, и средствами учения.
Иногда очень трудно разделить метод и средство. Это проявляется даже в формулировках методов. Например, методы работы с книгой означают, что это пути и способы работы со средствами.
Немецкие ученые Р. Фуш и К. Кроль выделяют дидактические функции средств обучения.
1. Мотивационная. Средства обучения помогают удовлетворить и в максимальной мере развить познавательные интересы учащихся, стимулируют эмоциональное отношение учащихся к учебной работе.
2. Информационная. Средства обучения обеспечивают более полную и точную информацию об изучаемом явлении или объекте и тем самым способствуют повышению качества обучения.
3. Функция управления процессом обучения заключается в том, что средства обучения позволяют повышать долю самостоятельной работы учащихся на уроке, организуют и направляют восприятие учащихся, повышают доступность обучения при изучении сложного для понимания материала, позволяют проводить контроль и самоконтроль знаний.
4. Оптимизационная. Средства обучения позволяют достигать лучших результатов в обучении с наименьшей затратой сил и времени.
Эти функции выступают всегда вместе, образуя сложные структуры, причем какая-либо функция выполняет роль ведущей.
В настоящее время в практике обучения широко распространены три подхода к разработке, конструированию и использованию средств обучения.
Согласно первому подходу, используемые в обучении средства не влияют на качество знаний учащихся, поэтому их использование вовсе необязательно, для опытного учителя достаточно доски, мела и ясного объяснения. В этой позиции средства обучения отождествляются со средствами наглядности, приносящими определенный комфорт и без которых можно вполне обойтись. Недооценивается практическая деятельность учащихся со средствами обучения, которая помогает лучшему усвоению материала, упор делается на механическое заучивание. Этот подход следует считать морально устаревшим.
Второй подход абсолютизирует роль средств обучения. Они рассматриваются как главные средства достижения учебной цели, а все остальные компоненты (методы, формы организации и т.п.) должны соответствовать применяемым средствам и обуславливаться их спецификой. Этот подход можно рассматривать как определенную негативную реакцию на первый. Но все же учителя, стоящие на этих позициях, уделяют много времени и сил разработке и использованию средств обучения на уроках и добиваются с учащимися великолепных результатов в обучении. Происходит это в основном за счет того, что ученики активно привлекаются к деятельности по изготовлению пособий и оборудования, а это дает большой развивающий эффект и высокое качество знаний.
Третий взгляд состоит в том, что средства обучения рассматриваются прежде всего в системе деятельности учителя и учащихся. Они выполняют определенные функции и наряду с другими компонентами учебного процесса обеспечивают качественное усвоение содержания образования и развитие учащихся. Этот подход является «золотой серединой» между полярными взглядами первого и второго подхода, и потому является предпочтительным сегодня.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Часть 1
- Рабочая программа
- Выписка
- Из государственного образовательного стандарта
- Структура дисциплины
- 1. Цель и задачи дисциплины
- 2. Требования к уровню освоения дисциплины
- 3. Объем дисциплины и виды учебной работы Общий календарный план
- Календарный план для студентов дневного отделения.
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Тематический план для студентов очного отделения
- 4.2. Тематический план для студентов заочного отделения 5 лет
- 4.2. Тематический план для студентов заочного отделения 3,5 лет
- 4.3. Содержание разделов дисциплины
- Тема 1. Дидактика как наука о теории обучения
- Тема 2. Обучение как педагогическая категория
- Тема 3. Психологические основы обучения.
- Тема 4. Законы и принципы обучения
- Тема 5. Содержание образования
- Тема 6. Методы обучения
- Тема 7. Средства обучения
- Тема 8. Формы организации обучения
- Тема 9. Диагностика в обучении
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования
- 4.4. Лабораторный практикум
- 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 5.1. Перечень основной и дополнительной литературы
- 5.2. Перечень возможных Интернет-ресурсов
- 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 7. Содержание итогового и промежуточного контроля
- 7.1. Примерный перечень контрольных вопросов и вопросов для подготовки к экзамену.
- 7.2. Примерная тематика рефератов и курсовых работ
- 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- Часть 2 Планы лекционных занятий
- Тема 1. Понятие дидактики как науки о теории обучения (4 часа)
- Тема 2. Обучение как педагогическая категория (8 часов)
- Тема 3. Психологические основы обучения (4 часа)
- Тема 4. Законы и принципы обучения (6 часов)
- Тема 5. Содержание образования (4 часа)
- Тема 6. Методы обучения (4 часа)
- Тема 7. Средства обучения (4 часа)
- Тема 8. Формы организации обучения (6 часов)
- Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа)
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление (2 часа)
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа)
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии (6 часов)
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании (4 часа)
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования (6 часов)
- Часть 3 Планы семинарских занятий
- Тема 1/1. Дидактика – наука о теории обучения (2 часа)
- Тема 1/2. Дидактические системы в истории классической дидактики (4 часа)
- Тема 2. Процесс обучения (4 часа)
- Тема 3. Психологические основы обучения (4 часа)
- Внимание
- Воображение
- Тема 4. Законы, закономерности и принципы обучения (4 часа)
- Тема 5. Содержание образования (6 часов)
- Тема 6. Методы обучения (6 часов)
- Тема 7. Средства обучения (4 часа)
- Тема 8. Формы организации обучения (8 часов)
- Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа)
- Тема 10. Неуспеваемость учащихся и ее преодоление (2 часа)
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа)
- Тема 12. Концепции и технологии обучения (6 часов)
- Сравнение дидактических систем
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании (8 часов)
- Часть 4 Тексты лекций
- Понятие дидактики как науки об обучении
- 1.1. Понятие и сущность дидактики как науки
- «Великая дидактика,
- 1.2. Важнейшие категории дидактики
- 1.3. Исторические этапы развития дидактики
- 1.4. Актуальные проблемы современного образования
- 1.5. Дидактическая система, ее компоненты
- Тема 2 обучение как педагогическая категория
- 2.1. Сущность обучения
- Сравнительная характеристика процессов познания и обучения
- 2.2. Особенности и характеристика обучения
- 2.3. Движущие силы и противоречия обучения
- 2.4. Целостность, системность, комплексность процесса обучения.
- 2.5. Единство преподавания и учения. Преподавание – деятельность учителя
- Деятельность и функции учителя на различных этапах преподавания
- 2.6. Учение – деятельность учащихся
- 2.7. Функции обучения
- Тема 3 психологические основы обучения
- 3.1. Взаимосвязь обучения и развития
- 3.2. Понятие развивающего обучения
- 3.3. Логика учебного процесса и движение познания человека
- 3.4. Ощущение и восприятие, их развитие в процессе обучения
- 3.5. Мышление, его особенности и развитие в процессе обучения
- 3.6. Практика и ее особенности
- Тема 4 законы и принципы обучения
- 4.1. Общее представление о законах и закономерностях обучения
- 4.2. Законы обучения: дидактические и философские
- 4.3. Закономерности обучения
- 4.4. Понятие о принципах обучения
- 4.5. Система принципов современного обучения
- Тема 5 содержание образования
- 5.1. Содержание образования, исторические теории формирования
- 5.2. Содержание современного российского образования, его особенности
- 5.3. Сущность и структура содержания образования
- 5.4. Требования к содержанию образования, принципы и критерии отбора содержания образования
- 5.5. Личностно-ориентированное содержание образования
- 5.6. Стандарт образования. Учебные планы, программы, учебники
- Тема 6 методы обучения
- 6.1. Понятие метода в обучении
- Методический прием 1
- Методический прием 3
- Методический прием 2
- 6.2. Выбор методов в процессе обучения
- Иерархия факторов, влияющих на выбор метода обучения
- 6.3. Классификации методов обучения
- 6.4. Понятие методической системы
- Тема 7 средства обучения
- 7.1. Понятие средств обучения
- 7.2. Классификации средств обучения
- 7.3. Материальные и идеальные средства обучения
- 7.4. Средства преподавания и средства учения
- Деятельность учителя
- Деятельность
- Содержание образования
- 7.5. Речь как средство обучения
- Тема 8 формы организации обучения
- 8.1. Понятие о формах организации обучения
- 8.2. Классификации форм организации обучения
- 8.3. Характеристика ведущих форм обучения
- 8.4. Урок – основная форма организации обучения
- 8.5. Нетрадиционные уроки
- 8.6. Анализ урока
- 8.7. Понятие об организационной системе обучения
- Тема 9 диагностика качества образования
- 9.1. Диагностика качества образования
- 9.2. Контроль в обучении
- 9.3. Система оценивания качества образования: исторический взгляд и пути модернизации
- 9.4. Тестирование как метод оценивания качества образовательного процесса
- Тема 10 неуспеваемость как психолого-педагогическое явление
- 10.1. Диагнострование потенциальных возможностей учащихся (диагностирование обучаемости)
- . Понятие неуспеваемости и ее причины
- 10.3. Преодоление неуспеваемости
- Тема 11 типология образовательных учреждений
- 11.1. Разнообразие образовательных учреждений в истории педагогики
- 11.2. Типология современных образовательных учреждений
- 11.3. Характеристика основных видов современных образовательных учреждений: доу, общеобразовательные школы, профессиональные образовательные учреждения.
- Тема 12 современные дидактические теории, концепции, технологии
- 12.1. Концепция личностно-развивающего обучения
- 12.2. Подходы к обучению: традиционный и личностно-ориентированный
- Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного подходов к обучению
- 12.3. Концепции развивающего обучения
- 12.4. Понятие педагогической (образовательной) технологии
- 12.5. Современные технологии обучения
- 12.6. Альтернативные технологии
- Тема 13 инновационные процессы в образовании
- 13.1. Инновации в образовании
- 13.2. Инновационные школы
- 13.3. Учителя-новаторы и их технологии
- 13.4. Авторские школы
- Тема 14 концепция модернизации современного российского образования
- 14.1. Состояние современной системы образования и необходимость ее модернизации.
- 14.2. Модернизация дошкольного и общего образования
- 14.3. Система единых государственных экзаменов
- Концепция перехода на 12-летнее общее образование
- 14.5. Модернизация профессионального образования
- Часть 5
- Тестовые проверочные задания
- Дидактика – наука об обучении.
- Дидактические системы
- Процесс обучения
- Психологические основы обучения
- Законы, закономерности и принципы обучения
- Содержание образования
- Методы обучения средства обучения
- Формы организации обучения
- Диагностика в обучении. Неуспеваемость и ее преодоление
- Типология образовательных учреждений
- Концепции и технологии обучения
- Инновационные процессы в образовании
- Часть 6 Методические рекомендации по использованию брс Порядок аттестации студентов по балльно-рейтинговой системе учета учебной работы
- Учетная карточка личных достижений студента (вариант для специальностей «Технология и предпринимательство» и «Безопасность жизнедеятельности»)
- Содержание
- Тема 3. Психологические основы обучения . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 4. Законы и принципы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 5. Содержание образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 6. Методы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 7. Средства обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 8. Формы организации обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 9. Диагностика качества образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление . . . . . .
- Тема 11. Типология образовательных учреждений . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии .
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Часть 5. Тестовые проверочные задания
- Часть 6. Методические рекомендации по использованию брс
- Правильные ответы на тестовые задания
- Диана Александровна Еловикова Теория обучения: