8.4. Урок – основная форма организации обучения
Урок – это основная форма организации обучения в современной школе. Урок существует уже около 400 лет, но до сих пор ученые и практики не нашли ему замены, равноценной по универсальности и максимальной реализации всех функций обучения.
Видный ученый, педагог-новатор, гуманист, основатель педагогики сотрудничества и просто учитель начальных классов Шалва Александрович Амонашвили считал урок не просто отрезком и единицей учебного процесса. Он называл урок отрезком жизни ребенка, который он должен прожить полноценно со всеми своими заботами и радостями. Вот как пишет он об уроке:
«Здравствуй, урок.
Где ты рождаешься, где ты живешь, урок?
В классной комнате?
Но ты не можешь там жить один, ты ведь не можешь существовать без меня. Я тебя обдумываю, планирую, провожу.
Вот и получается, что ты живешь в моей голове, в моем сердце. Но подожди, как ты можешь жить во мне? Тебя же никогда никто не придумал бы, если бы не было детей и если бы люди сразу же рождались взрослыми, умными, умеющими говорить, читать, писать, считать.
Ты не можешь существовать без детей, без учеников, и, стало быть, ты живешь в учениках.
Ах, да, я нашел, наконец, твой дом. Ты живешь в нашей классной комнате, но не тогда, когда она пустая, а только тогда, когда я и мои ученики заполняем ее. Они сядут за парты, я стану у доски – вот и ты рождаешься и начинаешь жить...
Я, учитель, поклоняюсь, урок, твоему великодушию, твоему сердцу, полному заботы о детях, твоей душе, устремленной в их будущее.
Поклоняюсь и благодарю, что ты помогаешь мне воспитывать достойных родине людей и заодно доставляешь мне счастье жить педагогической жизнью.
Я бы воздвиг тебе – урок – самый великолепный памятник из розового мрамора».
Каковы же основные характеристики урока? Во-первых, ограниченность во времени, обычно 45 мин, во-вторых, наличие группы учащихся постоянного состава и одного возраста, в-третьих, наличие учителя, ведущего и управляющего деятельностью учеников, в-четвертых, четкая структура и планирование работы в соответствии с учебной программой.
Урок – единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом учеников, планом и учебной программой работы, проходящей под руководством учителя.
Существуют различные типы уроков. Тип урока – это его «лицо», которое отражает основные задачи обучения, решаемые на данном уроке. Типология урока – одна из сложных дидактических задач.
Самая распространенная сегодня типология уроков имеет основанием ведущие дидактические цели урока (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Н. Казанцев, В.А. Онищук, Г.И. Щукина). Эта типология включает в себя такие типы уроков:
уроки ознакомления учащихся с новым материалом;
уроки закрепления знаний;
уроки обобщения и систематизации изученного;
уроки выработки и закрепления умений и навыков;
уроки контроля знаний;
комбинированные уроки.
Здесь для каждого типа урока задана основная цель, которая реализуется в ходе занятия. Для комбинированного урока задаются несколько целей, например, организовать усвоение нового, выработать первичные умения и провести контроль за усвоением ранее изученного материала.
Существует также типология по логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности (С.В. Иванов):
вводные уроки;
уроки первичного ознакомления с учебным материалом;
уроки образования понятий, установления законов и правил;
уроки применения полученных знаний на практике;
уроки выработки навыков (тренировочные);
уроки повторения, обобщения и систематизации знаний;
уроки контроля;
уроки смешанные, или комбинированные.
Каждый урок имеет свою определенную структуру. Под структурой урока подразумеваются его внутреннее строение и последовательность отдельных этапов, отражающих цель, дидактические задачи и особенности их практической реализации. Структура урока зависит от его типа.
Например, последовательность этапов в структуре комбинированного урока может выглядеть следующим образом:
1. Организационный – дидактическая задача заключается в подготовке учащихся к работе на уроке.
2. Проверка выполнения домашнего задания – дидактическая задача – проверка.
3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности – дидактическая задача этого этапа ориентирует на подготовку учащихся к тому виду деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока.
4. Усвоение новых знаний – дидактическая задача определяет формирование у учащихся конкретных представлений об изучаемых фактах, понятиях, явлениях, их сущности и взаимосвязях.
5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала – дидактическая задача состоит в установлении специфики осознанности его освоения.
6. Закрепление знаний – дидактическая задача заключается в организации деятельности учащихся по применению новых знаний.
7. Обобщение и систематизация знаний – дидактическая задача состоит в обеспечении усвоения системы знаний и установлении межпредметных связей.
8. Контроль и самоконтроль знаний – дидактическая задача ориентирует на проверку знаний и стимуляцию учащихся на самоконтроль и самообразование.
9. Подведение итогов – дидактическая задача – дать анализ успешности образовательной деятельности и показать пути решения проблем в обучении.
10. Информация о домашнем задании – дидактическая задача состоит в подготовке к выполнению рекомендаций учителя.
Рассмотренные этапы не имеют жестко закрепленной последовательности, могут носить вариативный характер и объединяться между собой, ориентируясь на целенаправленную учебно-познавательную деятельность учащихся.
В связи с этим в структуре урока можно выделить постоянные и переменные элементы. К числу постоянных, присутствующих практически на всех уроках разных типов, можно отнести:
организационный момент;
этап проверки домашнего задания;
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
этап подведения итогов урока;
этап информации о домашнем задании.
Как раз в середине, между этапами проверки домашнего задания и подведением итогов урока будут находиться этапы соответствующего типа урока. Для урока ознакомления с новым материалом это будут этапы:
актуализации имеющихся знаний, подготовки к активной деятельности;
введения новой темы;
изучения нового материала;
проверки первичного усвоения нового.
Для урока обобщения и систематизации знаний это будут этапы:
актуализации знаний;
обобщения и систематизации знаний.
Для урока применения полученных знаний на практике это будут этапы:
актуализации знаний;
практического применения знаний (выработка умений);
закрепления умения в практической деятельности;
проверки усвоения умения.
Таким образом можно продолжать далее в зависимости от типа урока.
Урок обладает несомненными преимуществами в современном обучении (С.Ф. Петрушкин).
1. На уроке имеется возможность четко планировать и проводить весь учебный процесс, обучая всю группу (класс).
2. Урок дает возможность применять разнообразные методы и приемы обучения во всех звеньях учебного процесса.
3. Урок позволяет учителю руководить работой всех учащихся с учетом индивидуальных особенностей каждого.
4. Позволяет учителю заранее определять систему и последовательность изучения материала, облегчает детям усвоение его.
5. Позволяет реализовывать требования школьной гигиены. .
6. Имеет большие возможности для воспитания и развития (формирует убеждения, взгляды, основы научного мировоззрения, развивает познавательные силы и способности).
Но вместе с тем нельзя не упомянуть о недостатках урока. Они скрыты в противоречиях, которые содержатся в уроке как форме организации обучения
и обостряются сегодня в условиях перехода к гуманистическому личностно-развивающему обучению.
Главное из них, наиболее яркое и сильное – противоречие между новыми целями образования, которые заключаются в развитии в процессе обучения разносторонней личности, способной к саморазвитию и самореализации, и традиционным характером обучения, который преобладает в большинстве школ, опирается на старые методы и формы организации обучения, строится на знаниевом содержании. Это широкое противоречие проявляется в более конкретных:
между приоритетом развивающих задач урока и традиционной его структурой, направленной на формирование системы знаний;
между требованием индивидуально-личностной направленности обучения и преобладанием массовых, фронтальных форм работы;
между ориентацией обучения на задачи самообразования и саморазвития, формирования личностных смыслов обучения и руководящей ролью учителя в обучении;
между требованием повышения активности учащихся в познавательной деятельности и применением традиционных пассивно-репродуктивных методов обучения.
Чтобы снять эти противоречия, можно предложить систему принципов организации современного урока.
Принцип гуманизма. Этот принцип предполагает гуманистическую направленность урока, реализацию личностно-ориентированного подхода к обучению.
Принцип проблемности. Этот принцип предполагает проблемное построение урока, его начало от какой-либо субъективной учебной проблемы.
Принцип познавательной активности. Этот принцип предполагает, во-первых, организацию активной самостоятельной работы учащихся на уроке, и, во-вторых, стимулирование познавательного интереса и развитие познавательной активности через поощрение любых вопросов учащихся и самостоятельного поиска ответов на них. Организация самостоятельной работы учащихся на уроке может реализовываться через групповую форму работы и через метод взаимообучения.
4. Принцип методического совершенствования. Новые целевые акценты на развитие личности в образовательном процессе объективно требуют введения новых методов, о которых учителя-практики, к сожалению, почти ничего не знают. Но именно эти современные методы в состоянии обеспечить достаточную активность ребенка на уроке. Названный принцип направлен на введение в урок новых методов обучения: моделирования, проектирования и др.
5. Принцип предметности. Этот принцип означает, что на уроке, по возможности, должна проходить практическая деятельность, связанная с исследованием реальных объектов и явлений окружающего мира. В основе этого лежит предметный метод обучения, предложенный В.П. Вахтеровым. Реализация принципа предметности предполагает максимум самостоятельности учеников на уроке, овладение теоретическими знаниями на базе практической деятельности с естественными и искусственными объектами.
6. Принцип приоритета самооценки. В современной школе, к сожалению, наблюдается преобладание отметочной системы фиксации результатов обучения. Однако на первое место должна выйти оценка, как качественное описание успехов и неуспехов учеников. При этом ведущую роль должны играть ученики, самостоятельно оценивая достигнутый ими уровень в обучении и развитии.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Часть 1
- Рабочая программа
- Выписка
- Из государственного образовательного стандарта
- Структура дисциплины
- 1. Цель и задачи дисциплины
- 2. Требования к уровню освоения дисциплины
- 3. Объем дисциплины и виды учебной работы Общий календарный план
- Календарный план для студентов дневного отделения.
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Тематический план для студентов очного отделения
- 4.2. Тематический план для студентов заочного отделения 5 лет
- 4.2. Тематический план для студентов заочного отделения 3,5 лет
- 4.3. Содержание разделов дисциплины
- Тема 1. Дидактика как наука о теории обучения
- Тема 2. Обучение как педагогическая категория
- Тема 3. Психологические основы обучения.
- Тема 4. Законы и принципы обучения
- Тема 5. Содержание образования
- Тема 6. Методы обучения
- Тема 7. Средства обучения
- Тема 8. Формы организации обучения
- Тема 9. Диагностика в обучении
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования
- 4.4. Лабораторный практикум
- 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 5.1. Перечень основной и дополнительной литературы
- 5.2. Перечень возможных Интернет-ресурсов
- 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 7. Содержание итогового и промежуточного контроля
- 7.1. Примерный перечень контрольных вопросов и вопросов для подготовки к экзамену.
- 7.2. Примерная тематика рефератов и курсовых работ
- 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- Часть 2 Планы лекционных занятий
- Тема 1. Понятие дидактики как науки о теории обучения (4 часа)
- Тема 2. Обучение как педагогическая категория (8 часов)
- Тема 3. Психологические основы обучения (4 часа)
- Тема 4. Законы и принципы обучения (6 часов)
- Тема 5. Содержание образования (4 часа)
- Тема 6. Методы обучения (4 часа)
- Тема 7. Средства обучения (4 часа)
- Тема 8. Формы организации обучения (6 часов)
- Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа)
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление (2 часа)
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа)
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии (6 часов)
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании (4 часа)
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования (6 часов)
- Часть 3 Планы семинарских занятий
- Тема 1/1. Дидактика – наука о теории обучения (2 часа)
- Тема 1/2. Дидактические системы в истории классической дидактики (4 часа)
- Тема 2. Процесс обучения (4 часа)
- Тема 3. Психологические основы обучения (4 часа)
- Внимание
- Воображение
- Тема 4. Законы, закономерности и принципы обучения (4 часа)
- Тема 5. Содержание образования (6 часов)
- Тема 6. Методы обучения (6 часов)
- Тема 7. Средства обучения (4 часа)
- Тема 8. Формы организации обучения (8 часов)
- Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа)
- Тема 10. Неуспеваемость учащихся и ее преодоление (2 часа)
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа)
- Тема 12. Концепции и технологии обучения (6 часов)
- Сравнение дидактических систем
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании (8 часов)
- Часть 4 Тексты лекций
- Понятие дидактики как науки об обучении
- 1.1. Понятие и сущность дидактики как науки
- «Великая дидактика,
- 1.2. Важнейшие категории дидактики
- 1.3. Исторические этапы развития дидактики
- 1.4. Актуальные проблемы современного образования
- 1.5. Дидактическая система, ее компоненты
- Тема 2 обучение как педагогическая категория
- 2.1. Сущность обучения
- Сравнительная характеристика процессов познания и обучения
- 2.2. Особенности и характеристика обучения
- 2.3. Движущие силы и противоречия обучения
- 2.4. Целостность, системность, комплексность процесса обучения.
- 2.5. Единство преподавания и учения. Преподавание – деятельность учителя
- Деятельность и функции учителя на различных этапах преподавания
- 2.6. Учение – деятельность учащихся
- 2.7. Функции обучения
- Тема 3 психологические основы обучения
- 3.1. Взаимосвязь обучения и развития
- 3.2. Понятие развивающего обучения
- 3.3. Логика учебного процесса и движение познания человека
- 3.4. Ощущение и восприятие, их развитие в процессе обучения
- 3.5. Мышление, его особенности и развитие в процессе обучения
- 3.6. Практика и ее особенности
- Тема 4 законы и принципы обучения
- 4.1. Общее представление о законах и закономерностях обучения
- 4.2. Законы обучения: дидактические и философские
- 4.3. Закономерности обучения
- 4.4. Понятие о принципах обучения
- 4.5. Система принципов современного обучения
- Тема 5 содержание образования
- 5.1. Содержание образования, исторические теории формирования
- 5.2. Содержание современного российского образования, его особенности
- 5.3. Сущность и структура содержания образования
- 5.4. Требования к содержанию образования, принципы и критерии отбора содержания образования
- 5.5. Личностно-ориентированное содержание образования
- 5.6. Стандарт образования. Учебные планы, программы, учебники
- Тема 6 методы обучения
- 6.1. Понятие метода в обучении
- Методический прием 1
- Методический прием 3
- Методический прием 2
- 6.2. Выбор методов в процессе обучения
- Иерархия факторов, влияющих на выбор метода обучения
- 6.3. Классификации методов обучения
- 6.4. Понятие методической системы
- Тема 7 средства обучения
- 7.1. Понятие средств обучения
- 7.2. Классификации средств обучения
- 7.3. Материальные и идеальные средства обучения
- 7.4. Средства преподавания и средства учения
- Деятельность учителя
- Деятельность
- Содержание образования
- 7.5. Речь как средство обучения
- Тема 8 формы организации обучения
- 8.1. Понятие о формах организации обучения
- 8.2. Классификации форм организации обучения
- 8.3. Характеристика ведущих форм обучения
- 8.4. Урок – основная форма организации обучения
- 8.5. Нетрадиционные уроки
- 8.6. Анализ урока
- 8.7. Понятие об организационной системе обучения
- Тема 9 диагностика качества образования
- 9.1. Диагностика качества образования
- 9.2. Контроль в обучении
- 9.3. Система оценивания качества образования: исторический взгляд и пути модернизации
- 9.4. Тестирование как метод оценивания качества образовательного процесса
- Тема 10 неуспеваемость как психолого-педагогическое явление
- 10.1. Диагнострование потенциальных возможностей учащихся (диагностирование обучаемости)
- . Понятие неуспеваемости и ее причины
- 10.3. Преодоление неуспеваемости
- Тема 11 типология образовательных учреждений
- 11.1. Разнообразие образовательных учреждений в истории педагогики
- 11.2. Типология современных образовательных учреждений
- 11.3. Характеристика основных видов современных образовательных учреждений: доу, общеобразовательные школы, профессиональные образовательные учреждения.
- Тема 12 современные дидактические теории, концепции, технологии
- 12.1. Концепция личностно-развивающего обучения
- 12.2. Подходы к обучению: традиционный и личностно-ориентированный
- Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного подходов к обучению
- 12.3. Концепции развивающего обучения
- 12.4. Понятие педагогической (образовательной) технологии
- 12.5. Современные технологии обучения
- 12.6. Альтернативные технологии
- Тема 13 инновационные процессы в образовании
- 13.1. Инновации в образовании
- 13.2. Инновационные школы
- 13.3. Учителя-новаторы и их технологии
- 13.4. Авторские школы
- Тема 14 концепция модернизации современного российского образования
- 14.1. Состояние современной системы образования и необходимость ее модернизации.
- 14.2. Модернизация дошкольного и общего образования
- 14.3. Система единых государственных экзаменов
- Концепция перехода на 12-летнее общее образование
- 14.5. Модернизация профессионального образования
- Часть 5
- Тестовые проверочные задания
- Дидактика – наука об обучении.
- Дидактические системы
- Процесс обучения
- Психологические основы обучения
- Законы, закономерности и принципы обучения
- Содержание образования
- Методы обучения средства обучения
- Формы организации обучения
- Диагностика в обучении. Неуспеваемость и ее преодоление
- Типология образовательных учреждений
- Концепции и технологии обучения
- Инновационные процессы в образовании
- Часть 6 Методические рекомендации по использованию брс Порядок аттестации студентов по балльно-рейтинговой системе учета учебной работы
- Учетная карточка личных достижений студента (вариант для специальностей «Технология и предпринимательство» и «Безопасность жизнедеятельности»)
- Содержание
- Тема 3. Психологические основы обучения . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 4. Законы и принципы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 5. Содержание образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 6. Методы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 7. Средства обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 8. Формы организации обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 9. Диагностика качества образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление . . . . . .
- Тема 11. Типология образовательных учреждений . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии .
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Часть 5. Тестовые проверочные задания
- Часть 6. Методические рекомендации по использованию брс
- Правильные ответы на тестовые задания
- Диана Александровна Еловикова Теория обучения: