logo
УМК Теория обучения Еловикова

14.3. Система единых государственных экзаменов

Взамен традиционной формы выпускных экзаменов в школе и вступительных экзаменов в вузы введена система единых государственных экзаменов, что направлено на решение некоторых проблем, связанных с расширением доступности выс­шего образования. Во-первых, сегодня для многих выпускников школ из отдаленных регио­нов страны, из сельской местности в силу сложного социально-экономического положения большинства семей резко снизились возможности поездки в крупные вузовские города, в основном расположенные в европейской части России, для сдачи вступи­тельных экзаменов в высшие учебные заведения. Во-вторых, сложившаяся практика набора студентов в вузы также во многом усложнила доступ в них способной молодежи из малообес­печенных семей, детей из отдаленных регионов страны, ибо сейчас поступление в абсолютное большинство российских вузов и все ведущие вузы страны реализуется либо с помощью репетиторства (причем, как правило, преподавателями данного вуза), либо на основе платных курсов при вузах, либо на основе договоров «школа-вуз», когда выпускные экзамены в данной школе засчитываются как вступительные экзамены в этот конкретный вуз. В-третьих, нынешняя система школьных оценок также во многом носит субъективный характер: например, «четверка» по физике в школь­ном аттестате у одного учителя или в одной школе может отличаться от аналогичной оценки у другого учителя или в другой школе. В результате вузы внутри страны не признают школьные отметки, а развитые государства не идут на подписание соглашений с Россией о признании российских школьных аттестатов. Таким образом, введение системы неза­висимых единых государственных экзаменов позволит впервые получать достаточно объективные оценки знаний выпуск­ников школ, что само по себе может служить хорошей основой для работы педагогических коллективов школ по повышению качества работы.

Система единых государственных экзаменов строится на следующих основных положениях.

1. Все выпускники школ сдают пять экзаменов: обязательные для всех экзамены по математике и русскому языку, а также три экзамена по выбору в зависимости от профиля вуза, в который выпускник планирует поступать.

2. Экзамены сдаются, как правило, вне своей школы. Если экзамен проходит в здании своей школы, то присутствие кого-либо из учителей данной школы в здании во время проведения таких экзаменов запре­щается.

3. Экзаменационные билеты (они называются контрольно-измерительными материалами) готовятся в федеральном центре и в специальных запечатанных в Москве пакетах одноразового вскрытия будут доставляться специальной службой в каждый пункт сдачи ЕГЭ для вскрытия их в момент начала проведения экзамена. Вскрытие пакетов проводится в присутствии выпускников, уже находящихся в классах для сдачи ЕГЭ.

4. Структурно экзаменационные билеты (контрольно-изме­рительные материалы) состоят из трех частей:

часть А: ответить на вопросы принципу «выбери ответ из нескольких предложенных ответов»;

часть В: самостоятельно выполнить некоторое задание (например, написать результат химической реакции двух веществ или ответ на вопрос: «К какому типу относится политическое устройство Кампучии?»);

часть С: решить достаточно сложную задачу на экзаменах по математике, физике, химии, биологии или написать эссе (краткое сочинение) на экзаменах по литературе, русскому языку, истории.

Вышеуказанные задания ЕГЭ построены таким образом, что оценку «отлично» могут получить многие, набравшие, например, более 85 баллов, а вот набрать 100 баллов из 100 должны не более одного из 10 тыс. выпускников.

Далее выпускник школы направляет свои итоги сдачи ЕГЭ (рассылает копии свидетельства, возможно, никуда не выезжая, по почте, факсу, электронной почте и т.п.) в любое число вузов. Вузы по определенной схеме набирают себе студентов, ранжируя абитуриентов строго в соответствии с набранными ими баллами ЕГЭ. При этом, возможно, следует:

Сегодня среди учителей и преподавателей вузов нет единства мнений по поводу введения системы ЕГЭ в тестовой форме. Многие ученые считают, что тестовый экзамен не соответствует цели образования – развитие разносторонней и творческой личности, так как выявить уровень достижения этой цели с помощью теста представляется маловозможным.

Среди положительных сторон ЕГЭ отмечают:

1) обеспечение большей доступности ведущих вузов для поступления в них детей из отдаленных районов или малообеспеченных семей;

2) большая объективность оценивания результатов обучения, что позволит изменить отношение к российским аттестатам о среднем образовании;

3) устранение субъективности преподавателей вузов на вступительных экзаменах.

Но необходимо отметить и отрицательные стороны единого экзамена:

1) тестовая работа не способна выявить достижение ведущей цели образования – развития личности;

2) машинная проверка теста любое несовпадение с правильным ответом расценивает как ошибку, вместе с тем это может быть случайная описка или ошибка строкой или числом в результате волнения и стресса, учитель при сверке с черновиком не стал бы расценивать это как ошибку;

3) гуманитарные предметы мало пригодны для проверки результатов обучения в тестовом режиме, вопросы теста в лучшем случае выявят знание содержания литературного произведения или исторического события, но не покажут сформированность системного взгляда на мир;

4) были единичные случаи, когда высокие баллы по тесту расценивали как фальсификацию, и результаты аннулировались, что влекло за собой повторное прохождение экзамена, а это особо стрессовая ситуация для школьника.

Все эти и многие другие вопросы планируется отработать в режиме эксперимента по введению ЕГЭ: в 2002 г. в эксперименте участ­вовали около 300 тыс. выпускников школ из 16 регионов страны, в 2003 г. в эксперименте участвовали уже 48 субъектов Российской Федерации и около 650 тыс. выпускников школ (более 50% выпускников школ страны 2003 г.).

В 2003 году ЕГЭ в виде эксперимента был введен в школах Брянской области, в 2004 году ЕГЭ стал обязательным, и вступительные экзамены в ряде Брянских вузов принимались на основе его результатов.

Помимо внедрения системы единых государственных экзаменов, для поиска способной молодежи планируется су­щественно развить систему олимпиад школьников, в том числе для значительно более масштабного приема победителей таких олимпиад в высшие учебные заведения.