logo
УМК Теория обучения Еловикова

6.3. Классификации методов обучения

Сегодня есть несколько классификаций методов обучения.

I. Традиционная классификация методов обучения, основанием которой является источник информации и знаний учащихся. В соответствии с источником получения знаний изначально выделяют такие группы методов: словесные (источником знания является слово), наглядные (в качестве источника знаний выступает образ), практические (знания ученик получает из собственной практической деятельности). Позже из словесных методов выделились методы работы с текстом (источник знания – письменное слово), а из наглядных выделился видеометод (источник знания – подвижный видеообраз, получаемый через телевидение, видео или компьютер). Таким образом, сегодня в данной классификации выделяются группы методов:

1) словесные (беседа, рассказ, лекция, дискуссия, диспут, объяснение, инструктаж и т.д.);

2) наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдение учащихся);

3) практические (опыты, упражнения, самостоятельные и практические работы);

4) работа с текстом (чтение, реферирование, цитирование, составление плана, конспектирование и др.);

5) видеометод (просмотр, упражнения, контроль).

II. Современная гностическая классификация методов обучения, основанием которой является способ познавательной деятельности учащихся. Эта классификация предложена И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным, и сегодня является основной в дидактике. В этой классификации выделяют репродуктивные методы и продуктивные методы. К первым относятся информационно-рецептивные и собственно репродуктивные методы, ко вторым – методы проблемного изложения, эвристические, исследовательские методы.

1. Информационно-рецептивные (объяснительно-иллюстративные) методы. Суть их в том, что учитель предъявляет учащимся информацию и организует восприятие ее учащимися. Ученики воспринимают и запоминают, причем запоминание в основном произвольное.

2. Репродуктивные методы. Учитель не только предъявляет информацию, он организует ее воспроизведение учащимися на уровне знаний и умений, руководит и контролирует деятельность учеников. Ученики применяют знания по образцу, данному учителем. Доля активности учащихся повышается, но запоминание по-прежнему в основном произвольное.

3. Метод проблемного изложения. Суть его в том, что учитель ставит перед учащимися проблему и показывает ход ее решения, раскрывая метод действия при поиске ответа на подобные вопросы. Пример – доказательство теоремы учителем на уроке. Учащиеся следят за ходом решения, стараются предугадать следующий логический шаг учителя, внимательно контролируют правильность и убедительность рассуждений учителя. Активность учащихся выходит на продуктивный уровень, запоминание становится в значительной степени непроизвольным.

4. Эвристические (частично-поисковые) методы. Учитель ставит проблемную ситуацию, помогает увидеть и сформулировать проблему, дает задания, помогает спланировать работу по решению проблемы, руководит деятельностью учащихся, организует самоконтроль, самооценивание. Учащиеся осмысливают условия задачи, формулируют проблему, осуществляют поиск путей решения, самоконтроль и проверку результатов поиска. Часть поставленной задачи ученики решают путем самостоятельного поиска, отсюда и название «частично-поисковые методы». К решению проблемы ученики часто приходят через мини-открытие (эврика – «нашел!»), поэтому – эвристические. Преобладает непроизвольное запоминание материала в связи с высоким уровнем познавательной активности учеников, ход решения легко воспроизводится. Высокая мотивировка деятельности.

5. Исследовательские методы. Учитель предлагает проблемную ситуацию и следит за ходом решения. Осмысление задачи, формулировка проблемы, выдвижение гипотез, поиск решения, проверка, контроль за ходом работы ученики осуществляют самостоятельно в ходе активной исследовательской деятельности, схожей по структуре с исследованиями в научной среде. Преобладает непроизвольное запоминание, уровень активности учащихся очень высок.

По мере продвижения от объяснительно-иллюстративных методов к исследовательским возрастает активность учащихся, непроизвольность и прочность запоминания материала и так же растет сложность работы учителя, так как организовать собственное исследование учащихся гораздо труднее, чем просто объяснить материал репродуктивно.

Один и тот же метод, например, беседа или демонстрация, может быть, в зависимости от цели и условий применения, и репродуктивным, и эвристическим, и исследовательским, и входить в метод проблемного изложения. Но для эвристических и исследовательских методов есть метод специфический – эксперимент, который не может применяться в группе репродуктивных методов.

Кроме названных классификаций выделяются еще несколько:

III. Классификация методов обучения на основе целостного подхода к деятельности (автор – Ю.К. Бабанский).

IV. Классификация методов обучения по ведущим дидактическим задачам, решаемым на различных этапах обучения (авторы – М.А. Данилов, Б.П. Есипов).

V

Рассмотрите и обсудите эти и другие, найденные самостоятельно, класси-

фикации на семинаре. В чем вы видите их достоинства и недостатки?

!

. Классификация методов обучения по деятельность субъектов – преподавания и учения (автор – М.И. Махмутов) и др.