Законы, закономерности и принципы обучения
1. Законы обучения – это:
объективные взаимосвязи между явлениями обучения, которые обуславливают их необходимое проявление и развитие;
часто повторяющиеся в сходных условиях связи на причинно-следственном уровне между компонентами обучения;
совокупность нескольких закономерностей;
проявление объективной связи между субъектами обучения.
2. В обучении действуют следующие законы (дополните список верными формулировками):
закон единства и целостности учебного процесса;
закон перехода количества в качество;
закон взаимосвязи и взаимообусловленности индивидуальной, коллективной и групповой форм работы;
…
…
…
…
…
…
3. Закономерности обучения могут быть:
внешними и внутренними;
воспитательными и развивающими;
явными и скрытыми;
теоретическими и эмпирическими.
4. Продолжите формулировки закономерностей:
результаты учения зависят от …
результаты обучения зависят от …
прочность усвоения учебного материала зависит от …
цели и содержание обучения зависит от …
результат обучения и воспитания зависит от …
развитие умственных умений и навыков зависит от …
5. Два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания — природосообразности и культуросообразности — сформулировал и раскрыл:
а) И.Г. Песталоцци; б) А. Дистервег; в) И.Ф. Гербарт; г) Ф. Фребель.
6. Что вы понимаете под принципами обучения? Из предложенных ответов лишь один правильный. Укажите на него.
принципы обучения — это исходные правила и закономерности, которые указывают на пути организации познавательной деятельности учащихся;
под принципами дидактики следует понимать исходные положения, которые определяют содержание, организационные формы и методы учебной работы в соответствии с целью воспитания и обучения;
принципы обучения выражают общие закономерности и методы преподавательской работы учителя в соответствии с потребностями общественно-экономической формации.
7. В чем отличие дидактического правила от дидактического принципа?
правила конкретизируют принцип. Принцип носит характер общего положения; правило, вытекая из принципа обучения, отражает действия, используемые в определенной педагогической ситуации. Правило указывает учителю, как следует в практической работе реализовать дидактический принцип;
правило является выражением всеобщей закономерности. Дидактический принцип подчинен правилу и вытекает из правила;
правило, в отличие от принципа, имеет субъективный характер. Учитель в каждом отдельном случае формулирует правило, исходя из своих субъективных суждений. Принцип всего-навсего является продолжением правила.
8. Какие из принципов обучения не относятся к принципам К.Д. Ушинского:
а) доступности;
б) последовательности и систематичности;
в) сознательности и активности;
г) природосообразности;
д) воспитывающего обучения;
е) своевременности и постепенности;
ж) наглядности;
з) связи обучения с жизнью.
9. На достижение единства части и целого, элемента и структуры при овладении содержанием изучаемого нацеливает принцип:
а) систематичности и последовательности; в) прочности;
б) наглядности; г) научности.
10. Возрождение идей патриотизма, национальной гордости и самосознания предполагает принцип:
а) научности; в) прочности;
б) гражданственности; д) наглядности.
11. Организацию педагогического процесса на основе новейших достижений психологии, педагогики, методики преподавания предполагает принцип:
а) гражданственности; в) наглядности;
б) доступности; г) научности.
12. К какому принципу относится данное правило?
Следует как можно чаще использовать вопрос «почему», чтобы научить учащихся мыслить причинно. Приучайте учащихся думать и действовать самостоятельно. Обеспечивайте понимание учащимися каждого слова.
а) научности; в) прочности;
б) сознательности и активности; г) наглядности.
13. К какому принципу относится данное правило?
Никогда не показывайте того, что сами хорошо не знаете. Все, что можно, представляйте для восприятия разными чувствами. Следите за тем, чтобы наблюдения учащихся были систематизированы. Изготавливайте пособия вместе с учащимися.
а) научности; в) сознательности и активности;
б) прочности; г) наглядности.
14. К какому принципу относится данное правило?
Учитывайте новейшие достижения дидактики и психологии. Систематически информируйте своих учащихся о новых достижениях в науке, технике, культуре. Поощряйте исследовательскую работу школьников.
а) связи обучения с жизнью; в) научности
б) связи теории с практикой; г) доступности.
15. К какому принципу относится данное правило?
Обучая, идите от жизни к знаниям или от знаний к жизни. Используйте окружающую действительность как источник знаний и как область их применения. Не должно быть ни одного урока, на котором учащийся не знал бы жизненного значения своей работы.
а) доступности; в) наглядности;
б) связи обучения с жизнью; г) научности.
16. К какому принципу относится данное правило?
Препятствуйте закреплению в памяти неправильно воспринятого. Организуйте и поощряйте самостоятельное повторение знаний учащимися. Следите за логикой обучения: знания, усвоенные логически, дольше сохраняются в памяти.
а) систематичности; в) прочности;
б) наглядности; г) сознательности.
17. К какому принципу относится данное правило?
Предлагайте задания для индивидуального самостоятельного решения. Ставьте учащихся в ситуации само- и взаимооценивания. Старайтесь строить работу так, чтобы на уроке у учеников была возможность подумать самостоятельно и обсудить проблему с товарищами.
а) сочетания разных форм работы; в) связи с жизнью
б) доступности; г) прочности.
18. К какому принципу относится данное правило?
Учебный процесс следует вести в оптимальном темпе, не задерживать сильных и не торопить слабых. Широко используйте аналогию, сравнение, сопоставление, покажите учащимся, что самые сложные знания можно понять.
а) наглядности; в) доступности;
б) сознательности; г) научности.
19. К какому принципу вы отнесете правило: «Развивайте, закрепляйте, переносите успехи учащегося в одном виде деятельности на другие: от эпизодического успеха идите к высоким стабильным достижениям»?
связи теории с практикой;
систематичности и последовательности;
научности;
прочности;
д) сознательности и активности.
20. К какому принципу вы отнесете правило: «Как можно чаще используйте вопрос «почему?», чтобы научить учащихся мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей — непременное условие развивающего обучения»?
сознательности и активности;
наглядности;
доступности;
научности;
д) связи теории с практикой.
21. К какому принципу вы отнесете правило: «Следите за тем, чтобы наблюдения учащихся были систематизированы и поставлены в отношение причин и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались»?
научности;
наглядности;
связи теории с практикой;
доступности;
д) систематичности и последовательности.
22. К какому принципу вы отнесете правило: «В методах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление обучаемых, подводите их к поисковому, творческому, познавательному труду»?
наглядности;
научности;
доступности;
прочности;
д) связи теории с практикой.
23. Реализацию в обучении «золотого правила», сформулированного Я.А. Коменским, предполагает принцип:
а) систематичности и последовательности;
б) оптимальности;
в) природосообразности;
г) наглядности;
д) учета возрастных особенностей.
24. К какому принципу обучения вы отнесете правила: от легкого к трудному; от известного к неизвестному; от простого к сложному?
наглядности;
научности;
в) доступности;
г) связи теории с практикой;
д) систематичности и последовательности.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Часть 1
- Рабочая программа
- Выписка
- Из государственного образовательного стандарта
- Структура дисциплины
- 1. Цель и задачи дисциплины
- 2. Требования к уровню освоения дисциплины
- 3. Объем дисциплины и виды учебной работы Общий календарный план
- Календарный план для студентов дневного отделения.
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Тематический план для студентов очного отделения
- 4.2. Тематический план для студентов заочного отделения 5 лет
- 4.2. Тематический план для студентов заочного отделения 3,5 лет
- 4.3. Содержание разделов дисциплины
- Тема 1. Дидактика как наука о теории обучения
- Тема 2. Обучение как педагогическая категория
- Тема 3. Психологические основы обучения.
- Тема 4. Законы и принципы обучения
- Тема 5. Содержание образования
- Тема 6. Методы обучения
- Тема 7. Средства обучения
- Тема 8. Формы организации обучения
- Тема 9. Диагностика в обучении
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования
- 4.4. Лабораторный практикум
- 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 5.1. Перечень основной и дополнительной литературы
- 5.2. Перечень возможных Интернет-ресурсов
- 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 7. Содержание итогового и промежуточного контроля
- 7.1. Примерный перечень контрольных вопросов и вопросов для подготовки к экзамену.
- 7.2. Примерная тематика рефератов и курсовых работ
- 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- Часть 2 Планы лекционных занятий
- Тема 1. Понятие дидактики как науки о теории обучения (4 часа)
- Тема 2. Обучение как педагогическая категория (8 часов)
- Тема 3. Психологические основы обучения (4 часа)
- Тема 4. Законы и принципы обучения (6 часов)
- Тема 5. Содержание образования (4 часа)
- Тема 6. Методы обучения (4 часа)
- Тема 7. Средства обучения (4 часа)
- Тема 8. Формы организации обучения (6 часов)
- Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа)
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление (2 часа)
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа)
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии (6 часов)
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании (4 часа)
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования (6 часов)
- Часть 3 Планы семинарских занятий
- Тема 1/1. Дидактика – наука о теории обучения (2 часа)
- Тема 1/2. Дидактические системы в истории классической дидактики (4 часа)
- Тема 2. Процесс обучения (4 часа)
- Тема 3. Психологические основы обучения (4 часа)
- Внимание
- Воображение
- Тема 4. Законы, закономерности и принципы обучения (4 часа)
- Тема 5. Содержание образования (6 часов)
- Тема 6. Методы обучения (6 часов)
- Тема 7. Средства обучения (4 часа)
- Тема 8. Формы организации обучения (8 часов)
- Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа)
- Тема 10. Неуспеваемость учащихся и ее преодоление (2 часа)
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа)
- Тема 12. Концепции и технологии обучения (6 часов)
- Сравнение дидактических систем
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании (8 часов)
- Часть 4 Тексты лекций
- Понятие дидактики как науки об обучении
- 1.1. Понятие и сущность дидактики как науки
- «Великая дидактика,
- 1.2. Важнейшие категории дидактики
- 1.3. Исторические этапы развития дидактики
- 1.4. Актуальные проблемы современного образования
- 1.5. Дидактическая система, ее компоненты
- Тема 2 обучение как педагогическая категория
- 2.1. Сущность обучения
- Сравнительная характеристика процессов познания и обучения
- 2.2. Особенности и характеристика обучения
- 2.3. Движущие силы и противоречия обучения
- 2.4. Целостность, системность, комплексность процесса обучения.
- 2.5. Единство преподавания и учения. Преподавание – деятельность учителя
- Деятельность и функции учителя на различных этапах преподавания
- 2.6. Учение – деятельность учащихся
- 2.7. Функции обучения
- Тема 3 психологические основы обучения
- 3.1. Взаимосвязь обучения и развития
- 3.2. Понятие развивающего обучения
- 3.3. Логика учебного процесса и движение познания человека
- 3.4. Ощущение и восприятие, их развитие в процессе обучения
- 3.5. Мышление, его особенности и развитие в процессе обучения
- 3.6. Практика и ее особенности
- Тема 4 законы и принципы обучения
- 4.1. Общее представление о законах и закономерностях обучения
- 4.2. Законы обучения: дидактические и философские
- 4.3. Закономерности обучения
- 4.4. Понятие о принципах обучения
- 4.5. Система принципов современного обучения
- Тема 5 содержание образования
- 5.1. Содержание образования, исторические теории формирования
- 5.2. Содержание современного российского образования, его особенности
- 5.3. Сущность и структура содержания образования
- 5.4. Требования к содержанию образования, принципы и критерии отбора содержания образования
- 5.5. Личностно-ориентированное содержание образования
- 5.6. Стандарт образования. Учебные планы, программы, учебники
- Тема 6 методы обучения
- 6.1. Понятие метода в обучении
- Методический прием 1
- Методический прием 3
- Методический прием 2
- 6.2. Выбор методов в процессе обучения
- Иерархия факторов, влияющих на выбор метода обучения
- 6.3. Классификации методов обучения
- 6.4. Понятие методической системы
- Тема 7 средства обучения
- 7.1. Понятие средств обучения
- 7.2. Классификации средств обучения
- 7.3. Материальные и идеальные средства обучения
- 7.4. Средства преподавания и средства учения
- Деятельность учителя
- Деятельность
- Содержание образования
- 7.5. Речь как средство обучения
- Тема 8 формы организации обучения
- 8.1. Понятие о формах организации обучения
- 8.2. Классификации форм организации обучения
- 8.3. Характеристика ведущих форм обучения
- 8.4. Урок – основная форма организации обучения
- 8.5. Нетрадиционные уроки
- 8.6. Анализ урока
- 8.7. Понятие об организационной системе обучения
- Тема 9 диагностика качества образования
- 9.1. Диагностика качества образования
- 9.2. Контроль в обучении
- 9.3. Система оценивания качества образования: исторический взгляд и пути модернизации
- 9.4. Тестирование как метод оценивания качества образовательного процесса
- Тема 10 неуспеваемость как психолого-педагогическое явление
- 10.1. Диагнострование потенциальных возможностей учащихся (диагностирование обучаемости)
- . Понятие неуспеваемости и ее причины
- 10.3. Преодоление неуспеваемости
- Тема 11 типология образовательных учреждений
- 11.1. Разнообразие образовательных учреждений в истории педагогики
- 11.2. Типология современных образовательных учреждений
- 11.3. Характеристика основных видов современных образовательных учреждений: доу, общеобразовательные школы, профессиональные образовательные учреждения.
- Тема 12 современные дидактические теории, концепции, технологии
- 12.1. Концепция личностно-развивающего обучения
- 12.2. Подходы к обучению: традиционный и личностно-ориентированный
- Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного подходов к обучению
- 12.3. Концепции развивающего обучения
- 12.4. Понятие педагогической (образовательной) технологии
- 12.5. Современные технологии обучения
- 12.6. Альтернативные технологии
- Тема 13 инновационные процессы в образовании
- 13.1. Инновации в образовании
- 13.2. Инновационные школы
- 13.3. Учителя-новаторы и их технологии
- 13.4. Авторские школы
- Тема 14 концепция модернизации современного российского образования
- 14.1. Состояние современной системы образования и необходимость ее модернизации.
- 14.2. Модернизация дошкольного и общего образования
- 14.3. Система единых государственных экзаменов
- Концепция перехода на 12-летнее общее образование
- 14.5. Модернизация профессионального образования
- Часть 5
- Тестовые проверочные задания
- Дидактика – наука об обучении.
- Дидактические системы
- Процесс обучения
- Психологические основы обучения
- Законы, закономерности и принципы обучения
- Содержание образования
- Методы обучения средства обучения
- Формы организации обучения
- Диагностика в обучении. Неуспеваемость и ее преодоление
- Типология образовательных учреждений
- Концепции и технологии обучения
- Инновационные процессы в образовании
- Часть 6 Методические рекомендации по использованию брс Порядок аттестации студентов по балльно-рейтинговой системе учета учебной работы
- Учетная карточка личных достижений студента (вариант для специальностей «Технология и предпринимательство» и «Безопасность жизнедеятельности»)
- Содержание
- Тема 3. Психологические основы обучения . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 4. Законы и принципы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 5. Содержание образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 6. Методы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 7. Средства обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 8. Формы организации обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 9. Диагностика качества образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление . . . . . .
- Тема 11. Типология образовательных учреждений . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии .
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Часть 5. Тестовые проверочные задания
- Часть 6. Методические рекомендации по использованию брс
- Правильные ответы на тестовые задания
- Диана Александровна Еловикова Теория обучения: