logo
УМК Теория обучения Еловикова

Законы, закономерности и принципы обучения

1. Законы обучения – это:

  1. объективные взаимосвязи между явлениями обучения, которые обуславливают их необходимое проявление и развитие;

  2. часто повторяющиеся в сходных условиях связи на причинно-следственном уровне между компонентами обучения;

  3. совокупность нескольких закономерностей;

  4. проявление объективной связи между субъектами обучения.

2. В обучении действуют следующие законы (дополните список верными формулировками):

  1. закон единства и целостности учебного процесса;

  2. закон перехода количества в качество;

  3. закон взаимосвязи и взаимообусловленности индивидуальной, коллективной и групповой форм работы;

3. Закономерности обучения могут быть:

  1. внешними и внутренними;

  2. воспитательными и развивающими;

  3. явными и скрытыми;

  4. теоретическими и эмпирическими.

4. Продолжите формулировки закономерностей:

  1. результаты учения зависят от …

  2. результаты обучения зависят от …

  3. прочность усвоения учебного материала зависит от …

  4. цели и содержание обучения зависит от …

  5. результат обучения и воспитания зависит от …

  6. развитие умственных умений и навыков зависит от …

5. Два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания — природосообразности и культуросообразности — сформулировал и раскрыл:

а) И.Г. Песталоцци; б) А. Дистервег; в) И.Ф. Гербарт; г) Ф. Фребель.

6. Что вы понимаете под принципами обучения? Из пред­ложенных ответов лишь один правильный. Укажите на него.

  1. принципы обучения — это исходные правила и законо­мерности, которые указывают на пути организации позна­вательной деятельности учащихся;

  2. под принципами дидактики следует понимать исходные положения, которые определяют содержание, организаци­онные формы и методы учебной работы в соответствии с целью воспитания и обучения;

  3. принципы обучения выражают общие закономерности и методы преподавательской работы учителя в соответ­ствии с потребностями общественно-экономической фор­мации.

7. В чем отличие дидактического правила от дидактиче­ского принципа?

  1. правила конкретизируют принцип. Принцип носит ха­рактер общего поло­жения; правило, вытекая из прин­ципа обучения, отражает действия, ис­пользуемые в опре­деленной педагогической ситуации. Правило указывает учителю, как следует в практической работе реализовать дидактический принцип;

  2. правило является выражением всеобщей закономер­ности. Дидактический принцип подчинен правилу и выте­кает из правила;

  3. правило, в отличие от принципа, имеет субъективный характер. Учитель в каждом отдельном случае формули­рует правило, исходя из своих субъек­тивных суждений. Принцип всего-навсего является продолжением пра­вила.

8. Какие из принципов обучения не относятся к принципам К.Д. Ушинского:

а) доступности;

б) последовательности и систематичности;

в) сознательности и активности;

г) природосообразности;

д) воспитывающего обучения;

е) своевременности и постепенности;

ж) наглядности;

з) связи обучения с жизнью.

9. На достижение единства части и целого, элемента и структуры при овладе­нии содержанием изучаемого нацеливает принцип:

а) систематичности и последовательности; в) прочности;

б) наглядности; г) научности.

10. Возрождение идей патриотизма, национальной гордости и самосознания предполагает принцип:

а) научности; в) прочности;

б) гражданственности; д) наглядности.

11. Организацию педагогического процесса на основе новейших достижений психологии, педагогики, методики преподавания предполагает принцип:

а) гражданственности; в) наглядности;

б) доступности; г) научности.

12. К какому принципу относится данное правило?

Следует как можно чаще использовать вопрос «почему», чтобы научить учащихся мыслить причинно. Приучайте учащихся думать и действовать самостоятельно. Обеспечивайте понимание учащимися каждого слова.

а) научности; в) прочности;

б) сознательности и активности; г) наглядности.

13. К какому принципу относится данное правило?

Никогда не показывайте того, что сами хорошо не знаете. Все, что можно, представляйте для восприятия разными чувствами. Следите за тем, чтобы наблюдения учащихся были систематизированы. Изготавливайте пособия вместе с учащимися.

а) научности; в) сознательности и активности;

б) прочности; г) наглядности.

14. К какому принципу относится данное правило?

Учитывайте новейшие достижения дидактики и психологии. Систематически информируйте своих учащихся о новых достижениях в науке, технике, культуре. Поощряйте исследовательскую работу школьников.

а) связи обучения с жизнью; в) научности

б) связи теории с практикой; г) доступности.

15. К какому принципу относится данное правило?

Обучая, идите от жизни к знаниям или от знаний к жизни. Используйте окружающую действительность как источник знаний и как область их применения. Не должно быть ни одного урока, на котором учащийся не знал бы жизненного значения своей работы.

а) доступности; в) наглядности;

б) связи обучения с жизнью; г) научности.

16. К какому принципу относится данное правило?

Препятствуйте закреплению в памяти неправильно воспринятого. Организуйте и поощряйте самостоятельное повторение знаний учащимися. Следите за логикой обучения: знания, усвоенные логически, дольше сохраняются в памяти.

а) систематичности; в) прочности;

б) наглядности; г) сознательности.

17. К какому принципу относится данное правило?

Предлагайте задания для индивидуального самостоятельного решения. Ставьте учащихся в ситуации само- и взаимооценивания. Старайтесь строить работу так, чтобы на уроке у учеников была возможность подумать самостоятельно и обсудить проблему с товарищами.

а) сочетания разных форм работы; в) связи с жизнью

б) доступности; г) прочности.

18. К какому принципу относится данное правило?

Учебный процесс следует вести в оптимальном темпе, не задерживать сильных и не торопить слабых. Широко используйте аналогию, сравнение, сопоставление, покажите учащимся, что самые сложные знания можно понять.

а) наглядности; в) доступности;

б) сознательности; г) научности.

19. К какому принципу вы отнесете правило: «Развивай­те, закрепляйте, переносите успехи учащегося в одном виде деятельности на другие: от эпизодического успеха идите к высоким стабильным достижениям»?

  1. связи теории с практикой;

  2. систематичности и последовательности;

  3. научности;

  4. прочности;

д) сознательности и активности.

20. К какому принципу вы отнесете правило: «Как можно чаще используйте вопрос «почему?», чтобы научить уча­щихся мыслить причинно: понимание причинно-след­ственных связей — непременное условие развивающе­го обучения»?

  1. сознательности и активности;

  2. наглядности;

  3. доступности;

  4. научности;

д) связи теории с практикой.

21. К какому принципу вы отнесете правило: «Следите за тем, чтобы наблюдения учащихся были систематизи­рованы и поставлены в отношение причин и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались»?

  1. научности;

  2. наглядности;

  3. связи теории с практикой;

  4. доступности;

д) систематичности и последовательности.

22. К какому принципу вы отнесете правило: «В мето­дах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление обучаемых, подводите их к поис­ковому, творческому, познавательному труду»?

  1. наглядности;

  2. научности;

  3. доступности;

  4. прочности;

д) связи теории с практикой.

23. Реализацию в обучении «золотого правила», сформулированного Я.А. Коменским, предполагает принцип:

а) систематичности и последовательности;

б) оптимальности;

в) природосообразности;

г) наглядности;

д) учета возрастных особенностей.

24. К какому принципу обучения вы отнесете правила: от легкого к трудному; от известного к неизвестному; от простого к сложному?

  1. наглядности;

  2. научности;

в) доступности;

г) связи теории с практикой;

д) систематичности и последовательности.