logo
УМК Теория обучения Еловикова

13.4. Авторские школы

Инновационный характер образования, развитие педагогического творчества, гуманизация ярко проявились в создании школ, которые сначала были названы альтернативными (т.е. противостоящими традиционному типу школ), а затем получили название авторских.

А

ИДЕЯ – это мысль о способах преобразования действительности.

ЗАМЫСЕЛ – мысленное воплощение возникшей идеи.

вторские школы – это учебные заведения, деятельность которых построена на основе оригинальных и эффективных (авторских) идей и технологий. Они представляют собой новую образовательную систему (или с элементами новизны) и создают новую образовательную практику. Автором-организатором такой школы являются или талантливый педагог, выдвинувший оригинальные философские и педагогические идеи и воплощающий их с коллективом единомышленников, или группа человек. Для авторской школы характерно создание собственных концепций развития, в основу которых положены идеи и замыслы автора.

Идеи не рождаются на пустом месте, она является плодом многолетнего опыта, осмысления возникших проблем, анализа путей решения.

Общими чертами авторских школ являются:

К авторским школам можно отнести: школы Василия Александровича Сухомлинского; Шалвы Александровича Амонашвили; «Школу самоопределения» № 734 г. Москвы, директор Александр Наумович Тубельский (существует с 1992 года); школу адаптивной педагогики Евгения Александровича Ямбурга на базе школы № 109, г. Москва; «Школу-парк» Милослава Александровича Балабана в школе № 95 г. Екатеринбурга (существует с 1993 года), школу «Диалога культур» Владимира Соломоновича Библера и Сергея Юрьевича Курганова, «Русскую школу» Ивана Федоровича Гончарова на базе школы № 141 г. Москвы и др.