13.3. Учителя-новаторы и их технологии
У Вспомните, чем различаются понятия «новшество» и «инновация». !
Софья Николаевна Лысенкова. Учитель начальных классов. Разработанная ею технология обучения (на уровне метода) описана в книге «Когда легко учиться». Ее технология базируется на следующих идеях:
комментируемое управление. «Учить детей мыслить вслух» – основной принцип уроков С.Н. Лысенковой и элемент обратной связи. Деятельностью класса может руководить не только учитель, но и ученик, размышляя вслух и ведя за собой весь класс. При этом обращение учителя к ученику «Отвечай!» изменяется на менее страшное для ребенка «Веди!». Комментировать можно письмо букв и цифр, написание предложений, решение примеров и задач. Один из учеников проговаривает написание каждого элемента, остальные ученики следят за правильностью комментирования и одновременно выполняют работу. Это дает четкий ритм, приучает мыслить, развивает речь и воспитывает чувство ответственности, учит самоанализу и анализу, предотвращает падение интереса у успевающих быстрее и отставание у успевающих медленнее.
опережение в обучении. Каждый ученик способен освоить учебный материал, но в разные промежутки времени. Когда усвоен основной материал, формируются умения. На этом этапе может возникнуть опережение в обучении как следствие активной самостоятельной работы учащихся. Далее время используется на формирование навыков и перспективное развитие;
использование опорных схем. Опорные схемы помогают формировать понятия и устойчивые навыки. Схема – опора мысли ученика, это выводы из объяснения, которые оформлены в виде схем, таблиц, карточек, чертежа, рисунка. Это не просто наглядность, это шаг к абстрактным знаковым средствам наглядности, которые способствуют развитию мышления и формированию действий;
обучая, воспитывать. Создавать для ребенка условия переживания успеха, удачи, сочувствия или радости за кого-то. Это переживают все. Удача одного – удача всех;
не наказывать.
Игорь Павлович Волков. Преподаватель изобразительного искусства, труда, черчения. Его идеи изложены в книге «Учим творчеству».
Цель технологии: развитие творческих способностей каждого ребенка через выполнение творческих проектов – индивидуальных и коллективных. Творческие проекты предполагают осознание идеи, ее технологическую разработку, практическое исполнение. Творческая деятельность – это и создание нового, и новая трактовка уже известного, например, музыкального произведения, это привнесение собственного взгляда и собственных мыслей в уже существующее и известное. Для ребенка творческая деятельность – внесение своего, нового в предложенный образец, создание оригинального продукта, в процессе работы над которым самостоятельно применяются усвоенные знания, умения, навыки, создаются новые способы решения задач, идет поиск собственной оригинальной формы воплощения идеи, проявляется максимум самостоятельности при работе над проектом.
Развитие способностей детей идет за счет освоения разных видов деятельности: аппликация, чеканка, скульптура, конструирование, черчение, декорирование и т.д.; их элементов: разметка, сгибание, резание, выпиливание и др.; способов владения разными инструментами; использования разных материалов и т.п.
В процессе обучения творческой деятельности идет комплексное развитие личности: умственное, развитие смекалки и изобретательности, самостоятельности в выборе учебной задачи, трудолюбия, умения видеть результат своей деятельности и подбирать материалы и технологию для его воплощения.
Исходные принципы:
1. Знания – фундамент творчества. Нельзя творить, не зная «что» и не зная «как».
2. Строгий отбор учебного материала. На уроке должно звучать только то, что относится к теме и цели урока, сведения, не относящиеся напрямую к цели, затрудняют ее достижение.
3. Многократное длительное повторение изученного материала. Лучше в течение 30 уроков забивать по одному гвоздю, чем за один урок вбить 30 штук.
4. Разностороннее развитие ученика, привлечение ранее усвоенных знаний и действий к изучению нового.
5. Формирование устойчивого интереса к учению. Для этого необходимо изменять виды деятельности на уроке.
6. Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого. Необходимо развивать не фантазию (что вообще можно сделать), а творческие способности (что можно сделать здесь и сейчас, с имеющимися умениями и материалами), формировать рациональные способы деятельности.
7. Контроль учителя за работой учащихся.
8. Индивидуальный подход к ребенку.
Виктор Федорович Шаталов. Его технология обучения позволяет пройти десятилетний курс средней школы за девять лет, не перегружая ребенка и с получением высоких результатов обучения (без троек). Книга В.Ф. Шаталова называется «Куда и как исчезли тройки».
Основные положения его технологии:
1. Все дети талантливы и способны овладеть школьной программой, необходимо только уверить их в своих силах, создать у них желание учиться. «Не можешь – научим, не хочешь – приохотим» - так говорил В.Ф. Шаталов.
2. Освоение теоретического материала должно идти крупными блоками, включающими два-три параграфа на один урок и с использованием опорных конспектов. Все изучение идет в семь этапов:
1) развернутое, образное, эмоциональное объяснение учителем отобранного для урока содержания;
2) сжатое изложение того же содержания по демонстрационному опорному конспекту, расшифровка знаков, символов, логических связей;
3) изучение учениками индивидуальных опорных конспектов и вклеивание их в альбом;
4) домашняя работа с опорным листом и учебниками;
5) письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке;
6) ответы по опорным конспектам с применением тихого опроса, магнитофонного опроса, листов взаимоконтроля;
7) постоянное повторение и углубление ранее изученного материала.
3. Принцип «щадящей педагогики» – учитель доброжелателен по отношению к ученику, выдержан, внимателен к его мыслям и чувствам. Это положение позволяет снять у учащихся страх перед неудачей и раскрыть свои способности.
4 В сборнике «Педагогический поиск» прочитайте о технологиях И.П.Волкова, С.Н. Лы- сенковой, В.Ф. Шаталова, изучите особенности методики, новаторские приемы их работы. Сформулируйте свое отношение к предложенным ими технологиям. По желанию рассмотрите другие новаторские технологии, представленные в сборнике, поделитесь впечатлениями на семинаре. !
- Министерство образования и науки российской федерации
- Часть 1
- Рабочая программа
- Выписка
- Из государственного образовательного стандарта
- Структура дисциплины
- 1. Цель и задачи дисциплины
- 2. Требования к уровню освоения дисциплины
- 3. Объем дисциплины и виды учебной работы Общий календарный план
- Календарный план для студентов дневного отделения.
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Тематический план для студентов очного отделения
- 4.2. Тематический план для студентов заочного отделения 5 лет
- 4.2. Тематический план для студентов заочного отделения 3,5 лет
- 4.3. Содержание разделов дисциплины
- Тема 1. Дидактика как наука о теории обучения
- Тема 2. Обучение как педагогическая категория
- Тема 3. Психологические основы обучения.
- Тема 4. Законы и принципы обучения
- Тема 5. Содержание образования
- Тема 6. Методы обучения
- Тема 7. Средства обучения
- Тема 8. Формы организации обучения
- Тема 9. Диагностика в обучении
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования
- 4.4. Лабораторный практикум
- 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 5.1. Перечень основной и дополнительной литературы
- 5.2. Перечень возможных Интернет-ресурсов
- 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 7. Содержание итогового и промежуточного контроля
- 7.1. Примерный перечень контрольных вопросов и вопросов для подготовки к экзамену.
- 7.2. Примерная тематика рефератов и курсовых работ
- 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- Часть 2 Планы лекционных занятий
- Тема 1. Понятие дидактики как науки о теории обучения (4 часа)
- Тема 2. Обучение как педагогическая категория (8 часов)
- Тема 3. Психологические основы обучения (4 часа)
- Тема 4. Законы и принципы обучения (6 часов)
- Тема 5. Содержание образования (4 часа)
- Тема 6. Методы обучения (4 часа)
- Тема 7. Средства обучения (4 часа)
- Тема 8. Формы организации обучения (6 часов)
- Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа)
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление (2 часа)
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа)
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии (6 часов)
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании (4 часа)
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования (6 часов)
- Часть 3 Планы семинарских занятий
- Тема 1/1. Дидактика – наука о теории обучения (2 часа)
- Тема 1/2. Дидактические системы в истории классической дидактики (4 часа)
- Тема 2. Процесс обучения (4 часа)
- Тема 3. Психологические основы обучения (4 часа)
- Внимание
- Воображение
- Тема 4. Законы, закономерности и принципы обучения (4 часа)
- Тема 5. Содержание образования (6 часов)
- Тема 6. Методы обучения (6 часов)
- Тема 7. Средства обучения (4 часа)
- Тема 8. Формы организации обучения (8 часов)
- Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа)
- Тема 10. Неуспеваемость учащихся и ее преодоление (2 часа)
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа)
- Тема 12. Концепции и технологии обучения (6 часов)
- Сравнение дидактических систем
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании (8 часов)
- Часть 4 Тексты лекций
- Понятие дидактики как науки об обучении
- 1.1. Понятие и сущность дидактики как науки
- «Великая дидактика,
- 1.2. Важнейшие категории дидактики
- 1.3. Исторические этапы развития дидактики
- 1.4. Актуальные проблемы современного образования
- 1.5. Дидактическая система, ее компоненты
- Тема 2 обучение как педагогическая категория
- 2.1. Сущность обучения
- Сравнительная характеристика процессов познания и обучения
- 2.2. Особенности и характеристика обучения
- 2.3. Движущие силы и противоречия обучения
- 2.4. Целостность, системность, комплексность процесса обучения.
- 2.5. Единство преподавания и учения. Преподавание – деятельность учителя
- Деятельность и функции учителя на различных этапах преподавания
- 2.6. Учение – деятельность учащихся
- 2.7. Функции обучения
- Тема 3 психологические основы обучения
- 3.1. Взаимосвязь обучения и развития
- 3.2. Понятие развивающего обучения
- 3.3. Логика учебного процесса и движение познания человека
- 3.4. Ощущение и восприятие, их развитие в процессе обучения
- 3.5. Мышление, его особенности и развитие в процессе обучения
- 3.6. Практика и ее особенности
- Тема 4 законы и принципы обучения
- 4.1. Общее представление о законах и закономерностях обучения
- 4.2. Законы обучения: дидактические и философские
- 4.3. Закономерности обучения
- 4.4. Понятие о принципах обучения
- 4.5. Система принципов современного обучения
- Тема 5 содержание образования
- 5.1. Содержание образования, исторические теории формирования
- 5.2. Содержание современного российского образования, его особенности
- 5.3. Сущность и структура содержания образования
- 5.4. Требования к содержанию образования, принципы и критерии отбора содержания образования
- 5.5. Личностно-ориентированное содержание образования
- 5.6. Стандарт образования. Учебные планы, программы, учебники
- Тема 6 методы обучения
- 6.1. Понятие метода в обучении
- Методический прием 1
- Методический прием 3
- Методический прием 2
- 6.2. Выбор методов в процессе обучения
- Иерархия факторов, влияющих на выбор метода обучения
- 6.3. Классификации методов обучения
- 6.4. Понятие методической системы
- Тема 7 средства обучения
- 7.1. Понятие средств обучения
- 7.2. Классификации средств обучения
- 7.3. Материальные и идеальные средства обучения
- 7.4. Средства преподавания и средства учения
- Деятельность учителя
- Деятельность
- Содержание образования
- 7.5. Речь как средство обучения
- Тема 8 формы организации обучения
- 8.1. Понятие о формах организации обучения
- 8.2. Классификации форм организации обучения
- 8.3. Характеристика ведущих форм обучения
- 8.4. Урок – основная форма организации обучения
- 8.5. Нетрадиционные уроки
- 8.6. Анализ урока
- 8.7. Понятие об организационной системе обучения
- Тема 9 диагностика качества образования
- 9.1. Диагностика качества образования
- 9.2. Контроль в обучении
- 9.3. Система оценивания качества образования: исторический взгляд и пути модернизации
- 9.4. Тестирование как метод оценивания качества образовательного процесса
- Тема 10 неуспеваемость как психолого-педагогическое явление
- 10.1. Диагнострование потенциальных возможностей учащихся (диагностирование обучаемости)
- . Понятие неуспеваемости и ее причины
- 10.3. Преодоление неуспеваемости
- Тема 11 типология образовательных учреждений
- 11.1. Разнообразие образовательных учреждений в истории педагогики
- 11.2. Типология современных образовательных учреждений
- 11.3. Характеристика основных видов современных образовательных учреждений: доу, общеобразовательные школы, профессиональные образовательные учреждения.
- Тема 12 современные дидактические теории, концепции, технологии
- 12.1. Концепция личностно-развивающего обучения
- 12.2. Подходы к обучению: традиционный и личностно-ориентированный
- Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного подходов к обучению
- 12.3. Концепции развивающего обучения
- 12.4. Понятие педагогической (образовательной) технологии
- 12.5. Современные технологии обучения
- 12.6. Альтернативные технологии
- Тема 13 инновационные процессы в образовании
- 13.1. Инновации в образовании
- 13.2. Инновационные школы
- 13.3. Учителя-новаторы и их технологии
- 13.4. Авторские школы
- Тема 14 концепция модернизации современного российского образования
- 14.1. Состояние современной системы образования и необходимость ее модернизации.
- 14.2. Модернизация дошкольного и общего образования
- 14.3. Система единых государственных экзаменов
- Концепция перехода на 12-летнее общее образование
- 14.5. Модернизация профессионального образования
- Часть 5
- Тестовые проверочные задания
- Дидактика – наука об обучении.
- Дидактические системы
- Процесс обучения
- Психологические основы обучения
- Законы, закономерности и принципы обучения
- Содержание образования
- Методы обучения средства обучения
- Формы организации обучения
- Диагностика в обучении. Неуспеваемость и ее преодоление
- Типология образовательных учреждений
- Концепции и технологии обучения
- Инновационные процессы в образовании
- Часть 6 Методические рекомендации по использованию брс Порядок аттестации студентов по балльно-рейтинговой системе учета учебной работы
- Учетная карточка личных достижений студента (вариант для специальностей «Технология и предпринимательство» и «Безопасность жизнедеятельности»)
- Содержание
- Тема 3. Психологические основы обучения . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 4. Законы и принципы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 5. Содержание образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 6. Методы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 7. Средства обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 8. Формы организации обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 9. Диагностика качества образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление . . . . . .
- Тема 11. Типология образовательных учреждений . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии .
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Часть 5. Тестовые проверочные задания
- Часть 6. Методические рекомендации по использованию брс
- Правильные ответы на тестовые задания
- Диана Александровна Еловикова Теория обучения: