5.2. Содержание современного российского образования, его особенности
Содержание (образования) – педагогически адаптированная система знаний, навыков, умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевых отношений, усвоение которой призвано обеспечить формирование разносторонне развитой личности, подготовленной к сохранению, воспроизводству и развитию материальной и духовной культуры общества (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер).
Особенностями содержания российского образования являются:
предметная структура;
фундаментальность;
преобладание точных и естественнонаучных дисциплин;
приоритет научного взгляда на мир;
слабо выраженная практическая направленность знаний и умений.
Главной особенность содержания современного российского школьного образования является то, что оно имеет предметную структуру. Знания по основам наук и искусств изучаются в различных предметах, для каждой отрасли знания существует свой предмет. Отметим положительные и отрицательные стороны предметной структуры. Положительным является глубокая систематизация изучаемого материала. Отрицательные стороны:
мир дробится на составные части, это препятствует формированию целостной картины мира (целостная единая картина мира складывается из знаний, отраженных в науке, искусстве и религии, единая научная картина мира складывается из гуманитарных и естественнонаучных знаний). Причем мир в предметном содержании дробится дважды: сначала науки поделили между собой «сферы влияния» и взяли к изучению свою часть окружающего мира, а затем в школьные предметы ввели лишь малую долю знаний той или иной науки, только ее основы. И получается, что вместо реального мира во всем богатстве и разнообразии связей и отношений ученики изучают лишь часть от его части;
линейное дискретное изучение большого по объему материала в течение длительного времени препятствует формированию целостного представления даже об отдельных научных теориях или исторических эпохах. Например: одна и та же историческая эпоха изучается отдельно – в литературе, отдельно – в физике, отдельно – в математике, истории и т. д. Это приводит к тому, что у нас имеются лишь разрозненные знания из определенной области, и нет системного взгляда на мир. Например, разве сможем мы сейчас назвать современников основоположника дидактики Я.А. Коменского? Или, читая знаменитый роман А. Дюма «Королева Марго», в котором описываются события Варфоломеевской ночи 1572 года, – представлять, что происходило в европейских странах в это время? Если мы не можем этого, то это не наша вина, а беда нашего образования – изучать литературу на литературе, физику на физике, историю на истории, а потому и не знать, что В. Шекспир и Галилео Галилей – современники.
?!
Справка.
Можно привести несколько интересных примеров из истории, которые покажут нам, как мало мы на самом деле знаем, когда дело касается системного рассмотрения мира.
Известный князь Олег Вещий (которого мы помним благодаря А.С. Пушкину) и создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий жили в одно время: конец IX века нашей эры.
Великие полководцы Ричард I Львиное Сердце и Чингиз-хан тоже воевали в одно время – в конце XII века. События и персоналии XV века в разных сферах жизни средневекового общества не всегда связываются нами в единую историческую эпоху: открытие Америки Колумбом, творчество Микеланджело и Леонардо да Винчи, война Алой и Белой розы в Англии, яркая жизнь и смерть Жанны д’Арк во Франции, на Руси – Иван III (отец Ивана Грозного) отстраивает Москву и сожженный Кремль после набега татаро-монголов.
Интересно связываются события конкретного года – 1572: Варфоломеевская ночь – убийства гугенотов в Париже, в это же время в Англии в театре «Глобус» ставил свои пьесы Шекспир, в России на престоле сидел Иван Грозный. И в это же время в Италии жил и творил Галилео Галилей, знаменитый астроном и физик, открывший спутники Юпитера и изобретший термометр.
А современниками Я.А. Коменского были, например, король Людовик XIV и ученый Исаак Ньютон.
Неоднократно предпринимались попытки перестроить содержание образования таким образом, чтобы уйти от предметной структуры и сориентировать внимание на овладение целостной системой наук и взглядов на мир.
В России в 1923 – 1925 гг. под руководством Научно-педагогической секции Государственного ученого совета были составлены комплексные программы для школы. Предметное построение заменялось единым комплексом сведений о природе, труде и обществе. В школе изучались не учебные предметы – каждый со своим содержанием, а мир и жизнь людей в целом с точки зрения различных наук. Вводились комплексные темы с 1-го по 5-й класс.
Во второй половине XIX века в школах США возник метод проектов: «обучение посредством делания» (Д. Дьюи). В основе этого вида обучения, которое называется самостоятельным добыванием знаний, лежит практическая деятельность самих учащихся. И в 20-е годы прошлого века метод проектов достиг русских школ как способ сближения науки и практики, приближения школы к жизни. Называлось такое обучение «бригадно-лабораторный метод обучения».
Введение комплексно-проектных программ заменило систематическое овладение знаниями общественно-полезным трудом по выполнению различных проектов: например, «Поможем ликвидировать неграмотность» и др.
У комплексных программ также можно выделить положительные и отрицательные стороны, которые являются как бы негативом к достоинствам и недостаткам предметной структуры содержания образования. Положительным является то, что в определенной мере введение комплексных программ способствует формированию целостного подхода к действительности, понимания взаимосвязи различных сторон жизни, сближения теории и практики. Отрицательное – это несистематичность овладения основами научных знаний. Когда стало понятно, что введение комплексных программ снизило качество знаний учащихся, а системного понимания мира не сформировало, вернулись к предметной структуре содержания образования.
Сегодня в основе школьного образования лежит предметная структура усвоения знаний и способов деятельности. При этом предпринимаются попытки решить проблемы целостности учебного познания в системе предметного преподавания наук и искусств. В частности, предпринимаются такие меры:
Введение интегрированных курсов. Например, в начальной школе вместо природоведения и истории введен интегрированный курс «Окружающий мир», который объединяет две образовательных области: естествознание и обществознание. Интеграция предполагает слияние основного содержания, объединенное использование средств, методов обучения. Однако истинно интегрированным курсом «Окружающий мир» можно назвать только в программе Л.В. Занкова, так как там действительно очень тесно переплетаются история и природоведение, исторические вопросы рассматриваются в призме отношений человека с природой, изучение природоведческих вопросов происходит в преломлении их к исторической эпохе. В традиционных курсах «Окружающий мир» представляет собой изучение отдельно истории и отдельно – природоведения.
Выделение образовательных областей (естествознание, общество-знание, искусство и т.д.), в основе которых лежит не только предметное построение, но и межпредметные обобщения. Например, образовательная область «Филология» включает такие предметы, как «Русский язык», «Русская литература», «Родной язык», «Родная литература», «Иностранный язык». Внутри этой области межпредметные обобщения могут касаться звукового строя языка, особенностей грамматики и правописания, особенностей творчества писателей и поэтов и т.п. А межпредметные связи разных образовательных областей друг с другом помогает увидеть связи и в реальном мире.
Попытки обобщения разрозненных знаний об обществе и человеке в единую научную картину мира (естественнонаучные и гуманитарные представления) и даже в единую картину мира (синтез науки, искусства, веры, единство рационального, эмоционального и иррационального) в рамках обществоведческих и философских курсов. Это особенно характерно для высшей школы.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Часть 1
- Рабочая программа
- Выписка
- Из государственного образовательного стандарта
- Структура дисциплины
- 1. Цель и задачи дисциплины
- 2. Требования к уровню освоения дисциплины
- 3. Объем дисциплины и виды учебной работы Общий календарный план
- Календарный план для студентов дневного отделения.
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Тематический план для студентов очного отделения
- 4.2. Тематический план для студентов заочного отделения 5 лет
- 4.2. Тематический план для студентов заочного отделения 3,5 лет
- 4.3. Содержание разделов дисциплины
- Тема 1. Дидактика как наука о теории обучения
- Тема 2. Обучение как педагогическая категория
- Тема 3. Психологические основы обучения.
- Тема 4. Законы и принципы обучения
- Тема 5. Содержание образования
- Тема 6. Методы обучения
- Тема 7. Средства обучения
- Тема 8. Формы организации обучения
- Тема 9. Диагностика в обучении
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования
- 4.4. Лабораторный практикум
- 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 5.1. Перечень основной и дополнительной литературы
- 5.2. Перечень возможных Интернет-ресурсов
- 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 7. Содержание итогового и промежуточного контроля
- 7.1. Примерный перечень контрольных вопросов и вопросов для подготовки к экзамену.
- 7.2. Примерная тематика рефератов и курсовых работ
- 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- Часть 2 Планы лекционных занятий
- Тема 1. Понятие дидактики как науки о теории обучения (4 часа)
- Тема 2. Обучение как педагогическая категория (8 часов)
- Тема 3. Психологические основы обучения (4 часа)
- Тема 4. Законы и принципы обучения (6 часов)
- Тема 5. Содержание образования (4 часа)
- Тема 6. Методы обучения (4 часа)
- Тема 7. Средства обучения (4 часа)
- Тема 8. Формы организации обучения (6 часов)
- Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа)
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление (2 часа)
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа)
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии (6 часов)
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании (4 часа)
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования (6 часов)
- Часть 3 Планы семинарских занятий
- Тема 1/1. Дидактика – наука о теории обучения (2 часа)
- Тема 1/2. Дидактические системы в истории классической дидактики (4 часа)
- Тема 2. Процесс обучения (4 часа)
- Тема 3. Психологические основы обучения (4 часа)
- Внимание
- Воображение
- Тема 4. Законы, закономерности и принципы обучения (4 часа)
- Тема 5. Содержание образования (6 часов)
- Тема 6. Методы обучения (6 часов)
- Тема 7. Средства обучения (4 часа)
- Тема 8. Формы организации обучения (8 часов)
- Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа)
- Тема 10. Неуспеваемость учащихся и ее преодоление (2 часа)
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа)
- Тема 12. Концепции и технологии обучения (6 часов)
- Сравнение дидактических систем
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании (8 часов)
- Часть 4 Тексты лекций
- Понятие дидактики как науки об обучении
- 1.1. Понятие и сущность дидактики как науки
- «Великая дидактика,
- 1.2. Важнейшие категории дидактики
- 1.3. Исторические этапы развития дидактики
- 1.4. Актуальные проблемы современного образования
- 1.5. Дидактическая система, ее компоненты
- Тема 2 обучение как педагогическая категория
- 2.1. Сущность обучения
- Сравнительная характеристика процессов познания и обучения
- 2.2. Особенности и характеристика обучения
- 2.3. Движущие силы и противоречия обучения
- 2.4. Целостность, системность, комплексность процесса обучения.
- 2.5. Единство преподавания и учения. Преподавание – деятельность учителя
- Деятельность и функции учителя на различных этапах преподавания
- 2.6. Учение – деятельность учащихся
- 2.7. Функции обучения
- Тема 3 психологические основы обучения
- 3.1. Взаимосвязь обучения и развития
- 3.2. Понятие развивающего обучения
- 3.3. Логика учебного процесса и движение познания человека
- 3.4. Ощущение и восприятие, их развитие в процессе обучения
- 3.5. Мышление, его особенности и развитие в процессе обучения
- 3.6. Практика и ее особенности
- Тема 4 законы и принципы обучения
- 4.1. Общее представление о законах и закономерностях обучения
- 4.2. Законы обучения: дидактические и философские
- 4.3. Закономерности обучения
- 4.4. Понятие о принципах обучения
- 4.5. Система принципов современного обучения
- Тема 5 содержание образования
- 5.1. Содержание образования, исторические теории формирования
- 5.2. Содержание современного российского образования, его особенности
- 5.3. Сущность и структура содержания образования
- 5.4. Требования к содержанию образования, принципы и критерии отбора содержания образования
- 5.5. Личностно-ориентированное содержание образования
- 5.6. Стандарт образования. Учебные планы, программы, учебники
- Тема 6 методы обучения
- 6.1. Понятие метода в обучении
- Методический прием 1
- Методический прием 3
- Методический прием 2
- 6.2. Выбор методов в процессе обучения
- Иерархия факторов, влияющих на выбор метода обучения
- 6.3. Классификации методов обучения
- 6.4. Понятие методической системы
- Тема 7 средства обучения
- 7.1. Понятие средств обучения
- 7.2. Классификации средств обучения
- 7.3. Материальные и идеальные средства обучения
- 7.4. Средства преподавания и средства учения
- Деятельность учителя
- Деятельность
- Содержание образования
- 7.5. Речь как средство обучения
- Тема 8 формы организации обучения
- 8.1. Понятие о формах организации обучения
- 8.2. Классификации форм организации обучения
- 8.3. Характеристика ведущих форм обучения
- 8.4. Урок – основная форма организации обучения
- 8.5. Нетрадиционные уроки
- 8.6. Анализ урока
- 8.7. Понятие об организационной системе обучения
- Тема 9 диагностика качества образования
- 9.1. Диагностика качества образования
- 9.2. Контроль в обучении
- 9.3. Система оценивания качества образования: исторический взгляд и пути модернизации
- 9.4. Тестирование как метод оценивания качества образовательного процесса
- Тема 10 неуспеваемость как психолого-педагогическое явление
- 10.1. Диагнострование потенциальных возможностей учащихся (диагностирование обучаемости)
- . Понятие неуспеваемости и ее причины
- 10.3. Преодоление неуспеваемости
- Тема 11 типология образовательных учреждений
- 11.1. Разнообразие образовательных учреждений в истории педагогики
- 11.2. Типология современных образовательных учреждений
- 11.3. Характеристика основных видов современных образовательных учреждений: доу, общеобразовательные школы, профессиональные образовательные учреждения.
- Тема 12 современные дидактические теории, концепции, технологии
- 12.1. Концепция личностно-развивающего обучения
- 12.2. Подходы к обучению: традиционный и личностно-ориентированный
- Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного подходов к обучению
- 12.3. Концепции развивающего обучения
- 12.4. Понятие педагогической (образовательной) технологии
- 12.5. Современные технологии обучения
- 12.6. Альтернативные технологии
- Тема 13 инновационные процессы в образовании
- 13.1. Инновации в образовании
- 13.2. Инновационные школы
- 13.3. Учителя-новаторы и их технологии
- 13.4. Авторские школы
- Тема 14 концепция модернизации современного российского образования
- 14.1. Состояние современной системы образования и необходимость ее модернизации.
- 14.2. Модернизация дошкольного и общего образования
- 14.3. Система единых государственных экзаменов
- Концепция перехода на 12-летнее общее образование
- 14.5. Модернизация профессионального образования
- Часть 5
- Тестовые проверочные задания
- Дидактика – наука об обучении.
- Дидактические системы
- Процесс обучения
- Психологические основы обучения
- Законы, закономерности и принципы обучения
- Содержание образования
- Методы обучения средства обучения
- Формы организации обучения
- Диагностика в обучении. Неуспеваемость и ее преодоление
- Типология образовательных учреждений
- Концепции и технологии обучения
- Инновационные процессы в образовании
- Часть 6 Методические рекомендации по использованию брс Порядок аттестации студентов по балльно-рейтинговой системе учета учебной работы
- Учетная карточка личных достижений студента (вариант для специальностей «Технология и предпринимательство» и «Безопасность жизнедеятельности»)
- Содержание
- Тема 3. Психологические основы обучения . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 4. Законы и принципы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 5. Содержание образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 6. Методы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 7. Средства обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 8. Формы организации обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 9. Диагностика качества образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление . . . . . .
- Тема 11. Типология образовательных учреждений . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии .
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Часть 5. Тестовые проверочные задания
- Часть 6. Методические рекомендации по использованию брс
- Правильные ответы на тестовые задания
- Диана Александровна Еловикова Теория обучения: