3.4. Ощущение и восприятие, их развитие в процессе обучения
Ощущение – это отражение отдельных свойств, признаков предметов и явлений окружающего мира при их непосред-ственном воздействии на органы чувств (В.А. Ситаров).
Ощущения являются первоосновой для восприятия и познания. Еще в ХVII веке М.В. Ломоносов отмечал, что источником познания выступают показания органов чувств, проверяемые опытом.
В Вспомните, используя знания курса психологии, что означает каждый вид ощущений. !
Развитие ощущений в процессе обучения предполагает соблюдение нескольких условий.
Организация и включение детей в активную деятельность: труд, спортивные занятия, лепка, рисование и пр.
Предоставление ребенку (особенно раннего возраста, от 0,5 до 3-х лет) определенной самостоятельности передвижения, что приводит к интенсивному развитию ориентации в пространстве с опорой на ощущения.
Создание специальной, обогащенной различными раздражителями, среды вокруг ребенка: игрушки разного цвета и из разного материала, кубики разного размера, «звучащие» коробочки с крупой, горохом, пуговицами, флакончики с разными запахами, различные изображения предметов, животных, растений, магнитные буквы, цифры и многое другое (как, например, в школе Марии Монтессори).
Вовлечение ребенка в деятельность, успешность которой зависит от различения раздражителей (например, игры, в которых можно выиграть, узнав цвет, запах, вкус и д.т.)
Восприятие – познавательный процесс, в котором отражение предметов и явлений осуществляется в их неразрывной целостности, совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств (В.А. Сита-ров).
Восприятие предполагает наличие разнообразных ощущений, но не сводится просто к их сумме. Оно предполагает интеграцию ощущений в целостный образ предмета или явления.
О Используя знания курса психологии, объясните, что означает каждое свойство. !
Восприятие не пассивный процесс, оно характеризуется активностью и зависит от интересов, установок, потребностей личности. Это называется избирательностью восприятия. Из огромного числа воздействий одни мы выделяем более отчетливо, а другие «выпадают» из нашего восприятия. Американские психологи проводили эксперимент с группой добровольцев. Им была предложена видеозапись тренировки баскетболистов с установкой – посчитать, сколько раз игроки в оранжевых футболках перебросят между собой мяч. Вместе с тем на поле присутствовали и игроки в темных футболках. В середине записи на поле появлялся человек в костюме гориллы и делал несколько движений. После просмотра записи у участников спрашивали, заметили ли они что-либо необычное во время просмотра. Из 30 человек гориллу на площадке заметили только 2 человека. Это яркий пример избирательности восприятия: ведь зрители концентрировались на ярко одетых игроках и появление еще одного темного персонажа не вызвало никакой реакции.
Чтобы в процессе обучения сделать восприятие максимально эффективным, необходимо учитывать избирательность восприятия и связывать изучаемый материал с интересами и потребностями ребенка.
Содержание и направленность восприятия зависит от опыта, интересов, отношения к жизни, богатства знаний человека. Это – апперцепция.
Восприятие художественных произведений, кинофильмов, жизненных ситуаций у разных людей разное. Стакан, наполненный наполовину, одни посчитают наполовину пустым, другие – наполовину полным. Воспринимая предметы, человек выражает свое отношение к ним, что необходимо учитывать педагогу при организации учебного процесса, чтобы сделать восприятие учениками содержания более полным и осознанным.
Восприятие может быть произвольным, непроизвольным и послепроизвольным (вспомните, что это такое).
В процессе познания окружающей действительности восприятие может переходить в наблюдение.
Наблюдение – целенаправленное планомерное восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность (В.А. Ситаров).
Наблюдение раскрывает внутреннюю активность личности, оно связано с особенностями ума, чувств, воли. Наблюдение начинается с постановки задач и предполагает предварительную подготовку наблюдателя, наличие у него определенных знаний о наблюдаемом объекте, умений и навыков проводить наблюдение.
Развитие восприятия в обучении опирается на выполнение некоторых правил.
Перед восприятием объектов или явлений необходимо подготавливать учащихся, сообщая о воспринимаемом предмете определенные сведения.
Демонстрацию наглядных средств обучения необходимо сопровождать постановкой задач наблюдения – на что именно и когда именно смотреть.
Проводить сравнение объектов, выделение общего и различного.
Организовывать самостоятельные действия детей с объектами, задействовать в восприятии различные анализаторы.
Проводить анализ и обобщение накопленных фактов при наблюдении предметов и явлений.
Развитие восприятия в обучении связано с реализацией принципа наглядности. Этот принцип первоначальную формулировку получил в виде «золотого правила дидактики», которое дал Я.А. Коменский в «Великой дидактике». Он писал о том, что все, что только возможно, необходимо предоставлять для восприятия чувствами: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом, и если объект можно воспринять разными чувствами, то его необходимо воспринимать разными чувствами. Современные исследования показывают, что зрительное восприятие дает 25% информации об объекте, слуховое – 15% информации, а совместно они дают 65% информации. Таким образом, комплексное использование анализаторов позволяет получить больше информации и сделать обучение более эффективным.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Часть 1
- Рабочая программа
- Выписка
- Из государственного образовательного стандарта
- Структура дисциплины
- 1. Цель и задачи дисциплины
- 2. Требования к уровню освоения дисциплины
- 3. Объем дисциплины и виды учебной работы Общий календарный план
- Календарный план для студентов дневного отделения.
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Тематический план для студентов очного отделения
- 4.2. Тематический план для студентов заочного отделения 5 лет
- 4.2. Тематический план для студентов заочного отделения 3,5 лет
- 4.3. Содержание разделов дисциплины
- Тема 1. Дидактика как наука о теории обучения
- Тема 2. Обучение как педагогическая категория
- Тема 3. Психологические основы обучения.
- Тема 4. Законы и принципы обучения
- Тема 5. Содержание образования
- Тема 6. Методы обучения
- Тема 7. Средства обучения
- Тема 8. Формы организации обучения
- Тема 9. Диагностика в обучении
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования
- 4.4. Лабораторный практикум
- 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 5.1. Перечень основной и дополнительной литературы
- 5.2. Перечень возможных Интернет-ресурсов
- 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 7. Содержание итогового и промежуточного контроля
- 7.1. Примерный перечень контрольных вопросов и вопросов для подготовки к экзамену.
- 7.2. Примерная тематика рефератов и курсовых работ
- 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- Часть 2 Планы лекционных занятий
- Тема 1. Понятие дидактики как науки о теории обучения (4 часа)
- Тема 2. Обучение как педагогическая категория (8 часов)
- Тема 3. Психологические основы обучения (4 часа)
- Тема 4. Законы и принципы обучения (6 часов)
- Тема 5. Содержание образования (4 часа)
- Тема 6. Методы обучения (4 часа)
- Тема 7. Средства обучения (4 часа)
- Тема 8. Формы организации обучения (6 часов)
- Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа)
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление (2 часа)
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа)
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии (6 часов)
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании (4 часа)
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования (6 часов)
- Часть 3 Планы семинарских занятий
- Тема 1/1. Дидактика – наука о теории обучения (2 часа)
- Тема 1/2. Дидактические системы в истории классической дидактики (4 часа)
- Тема 2. Процесс обучения (4 часа)
- Тема 3. Психологические основы обучения (4 часа)
- Внимание
- Воображение
- Тема 4. Законы, закономерности и принципы обучения (4 часа)
- Тема 5. Содержание образования (6 часов)
- Тема 6. Методы обучения (6 часов)
- Тема 7. Средства обучения (4 часа)
- Тема 8. Формы организации обучения (8 часов)
- Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа)
- Тема 10. Неуспеваемость учащихся и ее преодоление (2 часа)
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа)
- Тема 12. Концепции и технологии обучения (6 часов)
- Сравнение дидактических систем
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании (8 часов)
- Часть 4 Тексты лекций
- Понятие дидактики как науки об обучении
- 1.1. Понятие и сущность дидактики как науки
- «Великая дидактика,
- 1.2. Важнейшие категории дидактики
- 1.3. Исторические этапы развития дидактики
- 1.4. Актуальные проблемы современного образования
- 1.5. Дидактическая система, ее компоненты
- Тема 2 обучение как педагогическая категория
- 2.1. Сущность обучения
- Сравнительная характеристика процессов познания и обучения
- 2.2. Особенности и характеристика обучения
- 2.3. Движущие силы и противоречия обучения
- 2.4. Целостность, системность, комплексность процесса обучения.
- 2.5. Единство преподавания и учения. Преподавание – деятельность учителя
- Деятельность и функции учителя на различных этапах преподавания
- 2.6. Учение – деятельность учащихся
- 2.7. Функции обучения
- Тема 3 психологические основы обучения
- 3.1. Взаимосвязь обучения и развития
- 3.2. Понятие развивающего обучения
- 3.3. Логика учебного процесса и движение познания человека
- 3.4. Ощущение и восприятие, их развитие в процессе обучения
- 3.5. Мышление, его особенности и развитие в процессе обучения
- 3.6. Практика и ее особенности
- Тема 4 законы и принципы обучения
- 4.1. Общее представление о законах и закономерностях обучения
- 4.2. Законы обучения: дидактические и философские
- 4.3. Закономерности обучения
- 4.4. Понятие о принципах обучения
- 4.5. Система принципов современного обучения
- Тема 5 содержание образования
- 5.1. Содержание образования, исторические теории формирования
- 5.2. Содержание современного российского образования, его особенности
- 5.3. Сущность и структура содержания образования
- 5.4. Требования к содержанию образования, принципы и критерии отбора содержания образования
- 5.5. Личностно-ориентированное содержание образования
- 5.6. Стандарт образования. Учебные планы, программы, учебники
- Тема 6 методы обучения
- 6.1. Понятие метода в обучении
- Методический прием 1
- Методический прием 3
- Методический прием 2
- 6.2. Выбор методов в процессе обучения
- Иерархия факторов, влияющих на выбор метода обучения
- 6.3. Классификации методов обучения
- 6.4. Понятие методической системы
- Тема 7 средства обучения
- 7.1. Понятие средств обучения
- 7.2. Классификации средств обучения
- 7.3. Материальные и идеальные средства обучения
- 7.4. Средства преподавания и средства учения
- Деятельность учителя
- Деятельность
- Содержание образования
- 7.5. Речь как средство обучения
- Тема 8 формы организации обучения
- 8.1. Понятие о формах организации обучения
- 8.2. Классификации форм организации обучения
- 8.3. Характеристика ведущих форм обучения
- 8.4. Урок – основная форма организации обучения
- 8.5. Нетрадиционные уроки
- 8.6. Анализ урока
- 8.7. Понятие об организационной системе обучения
- Тема 9 диагностика качества образования
- 9.1. Диагностика качества образования
- 9.2. Контроль в обучении
- 9.3. Система оценивания качества образования: исторический взгляд и пути модернизации
- 9.4. Тестирование как метод оценивания качества образовательного процесса
- Тема 10 неуспеваемость как психолого-педагогическое явление
- 10.1. Диагнострование потенциальных возможностей учащихся (диагностирование обучаемости)
- . Понятие неуспеваемости и ее причины
- 10.3. Преодоление неуспеваемости
- Тема 11 типология образовательных учреждений
- 11.1. Разнообразие образовательных учреждений в истории педагогики
- 11.2. Типология современных образовательных учреждений
- 11.3. Характеристика основных видов современных образовательных учреждений: доу, общеобразовательные школы, профессиональные образовательные учреждения.
- Тема 12 современные дидактические теории, концепции, технологии
- 12.1. Концепция личностно-развивающего обучения
- 12.2. Подходы к обучению: традиционный и личностно-ориентированный
- Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного подходов к обучению
- 12.3. Концепции развивающего обучения
- 12.4. Понятие педагогической (образовательной) технологии
- 12.5. Современные технологии обучения
- 12.6. Альтернативные технологии
- Тема 13 инновационные процессы в образовании
- 13.1. Инновации в образовании
- 13.2. Инновационные школы
- 13.3. Учителя-новаторы и их технологии
- 13.4. Авторские школы
- Тема 14 концепция модернизации современного российского образования
- 14.1. Состояние современной системы образования и необходимость ее модернизации.
- 14.2. Модернизация дошкольного и общего образования
- 14.3. Система единых государственных экзаменов
- Концепция перехода на 12-летнее общее образование
- 14.5. Модернизация профессионального образования
- Часть 5
- Тестовые проверочные задания
- Дидактика – наука об обучении.
- Дидактические системы
- Процесс обучения
- Психологические основы обучения
- Законы, закономерности и принципы обучения
- Содержание образования
- Методы обучения средства обучения
- Формы организации обучения
- Диагностика в обучении. Неуспеваемость и ее преодоление
- Типология образовательных учреждений
- Концепции и технологии обучения
- Инновационные процессы в образовании
- Часть 6 Методические рекомендации по использованию брс Порядок аттестации студентов по балльно-рейтинговой системе учета учебной работы
- Учетная карточка личных достижений студента (вариант для специальностей «Технология и предпринимательство» и «Безопасность жизнедеятельности»)
- Содержание
- Тема 3. Психологические основы обучения . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 4. Законы и принципы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 5. Содержание образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 6. Методы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 7. Средства обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 8. Формы организации обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 9. Диагностика качества образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление . . . . . .
- Тема 11. Типология образовательных учреждений . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии .
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Часть 5. Тестовые проверочные задания
- Часть 6. Методические рекомендации по использованию брс
- Правильные ответы на тестовые задания
- Диана Александровна Еловикова Теория обучения: