logo
УМК Теория обучения Еловикова

Тема 2. Процесс обучения (4 часа)

Теоретические вопросы и задания:

  1. Сущность и характеристика обучения.

  2. Целостность, системность, комплексность процесса обучения.

  3. Преподавание – деятельность учителя. Этапы преподавания. Конструирование системы занятий.

  4. Ведет ли включение учеников в процесс конструирования системы занятий к повышению уровня их образовательной подготовки по конкретным предметам?

  5. В чем вы видите преимущества и недостатки использования в организации обучения индивидуальных систем занятий учеников?

  6. Учение – деятельность учащихся. Компоненты учения.

  7. Характеристика образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения.

Задания для самостоятельной работы с обсуждением на семинаре:

    1. Сравните и проанализируйте определение учения и обучения, данные в лекции, и определение образовательной деятельности, данное А.В. Хуторским: «Образовательная деятельность характеризуется следующими при­знаками:

1) осуществляется субъектом деятельности на основе его личност­ного образовательного потенциала, индивидуальных способно­стей, мотивов и целей;

2) вызывает субъективные трудности и проблемы в деятельности субъекта, обусловленные недостаточным владением методами, средствами и другими условиями, необходимыми для ее осуще­ствления;

3) приводит к созданию нового для субъекта образовательного продукта, соответствующего типу осуществляемой им деятельности».

Покажите сходства и отличия. Докажите или опровергните тождественность понятий «учение» и «образовательная деятельность».

    1. Проанализируйте приведенный конспект урока и опишите, как в нем реализовывались образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения.

    2. Есть ли смысл в изучении реальных объектов и добывании личных знаний, если легче усвоить уже готовые плоды познания ученых и других специалистов?

    3. Перечислите преимущества и недостатки субъективного познания учениками реальных образовательных объектов.

    4. Результатом внешней образовательной деятельности уче­ников является их образовательная продукция, относящаяся к изуча­емой образовательной области или курсу — вопрос, гипотеза, сочине­ние, модель, поделка, рисунок, схема и т. п.; внутренней — усвоенные или освоенные учеником в ходе создания этой продукции способы де­ятельности, а также отрефлексированные знания об этих способах и характере всей деятельности, другие личностные новообразования. Заполните таблицу:

Результаты внешней и внутренней образовательной деятельности

Образовательная продукция ученика

Усвоенные способы деятельности

Развивающиеся личностные качества

Идея происхождения человека

Нарисованная картина мира

Собственная таблица сложения чисел

Письмо зарубежному ученику, отправленное по электронной почте

6. Составьте кроссворд на тему: «Виды обучения», «Сущность обучения».

Литература:

Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 149 – 212.

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн. – М., 2001. – Кн.1. – С. 359 – 376.

Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 147 – 161.

Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 31 – 51.