8.5. Нетрадиционные уроки
С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными, или нетрадиционными, уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.
В педагогической литературе встречаются термины «нестандартный урок», «нетрадиционный урок». Можно ли эти термины использовать как синонимы? В.С. Кульневич считает, что наиболее правильным является термин «нетрадиционный урок», так как любой урок подчинен требованиям программы и стандарта, поэтому нестандартных уроков быть не может. Мы также будем использовать термин «нетрадиционный урок».
Мнения педагогов по поводу нетрадиционных уроков расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, средство повышения интереса к занятиям и познавательной активности учащихся. Другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.
Сторонникам второй позиции можно возразить. Интерес и занимательность не исключают серьезного труда, напротив, интересный урок стимулирует активность учеников, повышает интеллектуально-значимую мотивацию и создает условия для более глубокого изучения материала, для повышения уровня трудности в обучении. Кроме того, проведение нетрадиционных уроков требует от учителя более серьезной теоретической и методической подготовки, организаторских способностей. Если учитель берется за разработку нестандартного урока, то это может быть показателем уровня развития отношений между ним и его учениками – такой урок будет успешен тогда, когда установлены дружеские доверительные отношения, есть возможность открытого общения, присутствует взаимное уважение.
Чтобы нетрадиционный урок выполнял возложенные на него функции повышения интереса к обучению, познавательной активности, стимулирования учебно-познавательно деятельности учеников учителю необходимо при подготовке такого урока активно привлекать учащихся к работе по поиску и подбору материала, изготовлению дидактических пособий, составлению вопросов и проведению самого урока, например, старших учащихся – в младших классах.
И.П. Подласый выделяет несколько типов нетрадиционных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Приведем те, которые не противоречат основной классификации форм организации обучения.
.
1. Уроки-«погружения»
2. Уроки – деловые игры
3. Уроки – пресс-конференции
4. Уроки-соревнования
5. Уроки-игры («Что? Где? Когда?», «КВН», «Поле чудес», «Умники и умницы», «Самый умный» и т.п.)
6. Театрализованные уроки
7. Уроки-консультации
8. Компьютерные уроки
9. Уроки с групповыми формами работы
10. Уроки взаимообучения учащихся
11. Уроки творчества
12. Уроки-аукционы
13. Уроки, которые ведут учащиеся
14. Уроки-зачеты
15. Уроки-сомнения
16. Уроки – творческие отчеты
17. Уроки-формулы
18. Уроки-конкурсы
19. Бинарные уроки
20. Уроки-обобщения
21. Уроки-фантазии
22. Уроки-конференции
23. Уроки-«суды»
24. Уроки поиска истины.
25. Уроки – лекции «Парадоксы»
26. Уроки-концерты
27. Уроки-диалоги
28. Уроки «Следствие ведут знатоки»
29. Уроки – ролевые игры
30. Интегрированные уроки
31. Уроки – «круговая тренировка»
32. Межпредметные уроки
Конечно, нетрадиционные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нетрадиционные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большого расхода времени и сил, необходимых на подготовку урока. Кроме того, достаточно трудно соотнести нетрадиционную форму и традиционное содержание, поэтому проведение нетрадиционных уроков возможно не на всяком материале.
Приведем несколько примеров нетрадиционных уроков, которые лично проводил разработчик настоящих лекций.
Уроки взаимообучения.
Эти уроки удобно проводить тогда, когда содержание нового материала простое, достаточно доступное для понимания, текст изучаемых параграфов невелик по объему и сближен по смыслу. Цель урока – тренировать у учащихся умение добывать информацию из печатного источника, понимать и объяснять новый материал другому лицу. Оптимальный возраст учащихся 5-9-й класс.
Примерная структура урока включает следующие этапы: вводная инструкция, самостоятельная работа с новым материалом, его объяснение учащимися друг другу, проверка первичного усвоения учителем, информация о домашнем задании, итоги урока, самооценка учащихся.
Учитель делит доску на две половины. На одной стороне он записывает тему одного параграфа и его краткий план, на другой – тему и план другого параграфа. План может быть в виде тезисных положений или в виде вопросов. Для старших учащихся план можно не писать – они составят его самостоятельно.
Проверка домашнего задания на уроке может отсутствовать для экономии времени. В начале урока ученики получают инструкцию: сегодня они будут выступать в роли учителя и объяснять своим товарищам новую тему. Работа строится в парах. Каждый ученик берет к изучению один из предложенных параграфов. Для удобства проведения проверки можно распределить параграфы по вариантам – первому и второму.
Первые 10 минут урока ученики читают текст параграфа и самостоятельно разбирают его с помощью пунктов плана, стараются понять и запомнить то, что они прочитали. Следующие 20 минут ученики в паре рассказывают друг другу материал «своего» параграфа, проверяют друг друга по предложенному или составленному плану. Затем учитель в течение 10 минут проводит проверку понимания только что изученного методом фронтальной беседы. На вопросы по тексту параграфа отвечают не те ученики, которые сами этот параграф читали, а те, которым материал параграфа рассказывали их товарищи. В ходе фронтальной беседы одновременно проходит и повторное усвоение, и закрепление материала, и проверка понимания новой темы. В конце урока подводятся итоги, учитель просит каждого ученика оценить свою работу на уроке и выставить самому себе отметку. Эти отметки учитель заносит в журнал.
Зачетный урок-турнир.
Идею этого урока подсказала автору лекций Ольга Милославовна Леонтьева.
Цель урока – показать учащимся уровень их знаний по какой-либо теме или разделу, тренировать в объективном самооценивании. Оптимальный возраст учащихся – 5-7-ой класс.
Подготовка к этому уроку начинается за 2-3 урока до окончания изучения темы. Учитель просит учащихся подготовить 10 (можно больше или меньше) вопросов по изученному материалу. Какие это должны быть вопросы не уточняется. Условие одно – автор вопроса должен знать на него ответ. Каждый вопрос записывается на отдельной карточке. Таким образом, у ученика должно быть 10 карточек, на каждой из которой записан один вопрос.
На уроке, предшествующем зачету-турниру, учитель объясняет правила. Это необходимо для экономии времени на зачетном уроке и для того, чтобы дети сознательно подошли к подготовке вопросов. Инструкция выглядит примерно так: «Турнир – это большое состязание, в котором принимают участие несколько человек, но при этом бои идут один на один. Ваша задача – набрать максимальное число побед. Вы начинаете игру с соседом по парте. По очереди вытягиваете друг у друга по одной карточке и отвечаете на вопросы. Если ответ правильный, карточка остается у вас – это трофей. Если ответ неправильный, карточка возвращается хозяину. Когда все карточки закончатся, подсчитываются результаты. У кого карточек на руках больше – тот победил, значит он отвечал лучше и ошибался реже. Потом вы забираете у соперника свои карточки, и можете продолжать игру с другими противниками. Игра продолжается столько раз, сколько хватит времени на уроке». Это основная инструкция. В нее можно вводить дополнительные условия. Например, чтобы исключить легкие победы, можно поставить условие: победители должны сражаться с победителями, проигравшие – с проигравшими. Это уравняет силы, сделает победы и поражения более честными. В одном из турниров действовало такое правило: набравшие три победы, имеют право вызвать на поединок учителя. Но в таком случае у учителя тоже должны быть подготовлены карточки с вопросами.
Сам зачет-турнир проходит в течение всего следующего урока. Если у учащихся возникают сложности с ответами на вопросы, они обращаются к учителю, который выносит решение о правильности формулировки вопроса и ответа на него. За 5 минут до конца урока игра прекращается, начинается подведение итогов. Сыгравшие максимально число игр и набравшие максимальное число побед поощряются отличными отметками. Можно рекомендовать выставлять «отлично» всем, кто набрал три победы (ведь для этого нужно сыграть как минимум три раза и ответить на 30 вопросов). Оценивают себя за урок учащиеся самостоятельно. Выставленные ими отметки учитель заносит в журнал.
В начале следующего урока проходит небольшое обсуждение игры: какие вопросы оказались самыми сложными, где авторы этих вопросов брали информацию; какие вопросы были самыми «обидными» – то есть сам вопрос простой, а ответ на него давали неправильный (это обычно «числовые» вопросы: какая высота, какая глубина, сколько процентов и т.п.), и является ли информация по этому вопросу действительно необходимой для понимания темы или она рассчитана на повышение эрудиции; как нужно готовится, чтобы выиграть в такой игре. Постепенно формируется культура подготовки вопросов и повышается качество обучения – стремясь выиграть, дети более тщательно прорабатывают материал, читают дополнительную литературу.
Итоговый урок-игра «Футбол».
Идея урока принадлежит В.С. Кукушину. Этот урок можно проводить в конце года по всему изученному материалу.
В классе учитель формирует четыре команды. В каждой команде один «вратарь», два-три «защитника», три-четыре «нападающих». «Вратарь» – наиболее сильный, хорошо подготовленный ученик, «нападающие» – наименее подготовленные учащиеся. Учитель – главный арбитр, его помощники – ученики старших классов, 4 человека. Игра проходит следующим образом. Команды играют парами друг против друга. Каждая команда по очереди отвечает на вопросы, которые заранее были подготовлены учителем на карточках. Можно подготовить разноцветные комплекты карточек с вопросами, чтобы регулировать тематику вопросов и не давать командам одни и те же вопросы к обсуждению. Число вопросов в игре от 5 до 10 в зависимости от времени игры. Каждый вопрос – это «мяч», который необходимо поймать, то есть дать ответ. Сначала вопрос попадает к «нападающим», они читают его и обсуждают 20 секунд. Если ответ дается, в протоколе арбитры отмечают, кто дал ответ, команде засчитывают одно очко. Если ответа нет, вопрос передается «защитникам», они также обсуждают его 20 секунд, и если ответа нет, отдают «вратарю». Если и «вратарь» не знает ответа, команде засчитывается гол, и дать ответ на этот вопрос может команда противника – тот, кто знает ответ, очко идет в «личный зачет». За нарушение дисциплины команде назначают «пенальти» – на довольно сложный вопрос отвечает «вратарь». С каждой парой команд работают два старшеклассника. Учитель решает возникающие споры, следит за игрой. «Матч» длится 20 минут. Когда пройдет первая игра, команды меняются противниками, и играют еще один «матч». Если «вратарю» не удается поиграть (ответы дают без его участия), то учитель может предложить ему персонально серию вопросов-«пенальти», и засчитать очки лично ему. По итогам двух игр подсчитывают число побед и поражений, суммарные очки, личный вклад каждого игрока. Отметки за урок выставляются учителем, желательно, чтобы это были «четыре» и «пять», в зависимости от заслуг игрока.
А.В. Хуторской приводит в своем учебнике такой пример нетрадиционного урока.
Урок-путешествие.
Предмет: География, 8-й класс.
Тема урока: «Путешествие по Европе».
Тип урока: Урок-путешествие (деловая игра) – 2 часа.
Цель урока: Создание буклетов-путеводителей по городам Европы.
Материалы к уроку: Книги, атласы, карты, энциклопедии – в бумажном варианте и на лазерных носителях; бумага, клей, старые журналы, карандаши; готовые образцы буклетов и путеводителей (культурные аналоги).
Проблема урока: Каковы принципы составления маршрута путешествия?
Этапы и виды деятельности учеников:
Учитель называет 3-4 европейские страны и групповодов по каждой из стран, которых предварительно инструктирует о характере деятельности. Остальным ученикам предлагается выбрать страну (вариант: групповодам дается возможность самим набрать свою команду) – 5 мин. Задание группам: «Вы работаете в туристической фирме и должны разработать путеводитель (буклет) по городам одной из европейских стран (3-5 городов). Для работы можете использовать имеющиеся материалы. На следующем уроке вы будете защищать свой буклет» – 5 мин. Работа по группам: разработка концепции буклета, составление плана его изготовления; распределение обязанностей внутри группы; выполнение задания; рефлексия деятельности группы – 35 мин. Рецензирование выполненных буклетов экспертами – учениками из других групп – 10 мин.
Создание жюри (одновременно с рецензированием буклетов). От каждой группы выделяется по одному человеку в состав жюри, которое занимает позицию туристов, выбирающих путешествие. Группа, чью страну в итоге выбирают туристы, побеждает в конкурсе – 5 мин. Презентация группами своих буклетов – 30 мин. Итоги урока – 5 мин.
Рефлексивное задание ученикам: Напишите в форме плана рекомендацию «Как разработать маршрут путешествия».
Ф В периодической педагогической печати найдите еще несколько примеров нетрадиционных уроков. Разработайте свой нетрадиционный урок. Обсудите варианты на семинаре. !
Задания на дом: а) выполнить рефлексивное задание (см. выше); б) индивидуально по желанию – составить буклет-путеводитель по любым выбранным городам.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Часть 1
- Рабочая программа
- Выписка
- Из государственного образовательного стандарта
- Структура дисциплины
- 1. Цель и задачи дисциплины
- 2. Требования к уровню освоения дисциплины
- 3. Объем дисциплины и виды учебной работы Общий календарный план
- Календарный план для студентов дневного отделения.
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Тематический план для студентов очного отделения
- 4.2. Тематический план для студентов заочного отделения 5 лет
- 4.2. Тематический план для студентов заочного отделения 3,5 лет
- 4.3. Содержание разделов дисциплины
- Тема 1. Дидактика как наука о теории обучения
- Тема 2. Обучение как педагогическая категория
- Тема 3. Психологические основы обучения.
- Тема 4. Законы и принципы обучения
- Тема 5. Содержание образования
- Тема 6. Методы обучения
- Тема 7. Средства обучения
- Тема 8. Формы организации обучения
- Тема 9. Диагностика в обучении
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования
- 4.4. Лабораторный практикум
- 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 5.1. Перечень основной и дополнительной литературы
- 5.2. Перечень возможных Интернет-ресурсов
- 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 7. Содержание итогового и промежуточного контроля
- 7.1. Примерный перечень контрольных вопросов и вопросов для подготовки к экзамену.
- 7.2. Примерная тематика рефератов и курсовых работ
- 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- Часть 2 Планы лекционных занятий
- Тема 1. Понятие дидактики как науки о теории обучения (4 часа)
- Тема 2. Обучение как педагогическая категория (8 часов)
- Тема 3. Психологические основы обучения (4 часа)
- Тема 4. Законы и принципы обучения (6 часов)
- Тема 5. Содержание образования (4 часа)
- Тема 6. Методы обучения (4 часа)
- Тема 7. Средства обучения (4 часа)
- Тема 8. Формы организации обучения (6 часов)
- Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа)
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление (2 часа)
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа)
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии (6 часов)
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании (4 часа)
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования (6 часов)
- Часть 3 Планы семинарских занятий
- Тема 1/1. Дидактика – наука о теории обучения (2 часа)
- Тема 1/2. Дидактические системы в истории классической дидактики (4 часа)
- Тема 2. Процесс обучения (4 часа)
- Тема 3. Психологические основы обучения (4 часа)
- Внимание
- Воображение
- Тема 4. Законы, закономерности и принципы обучения (4 часа)
- Тема 5. Содержание образования (6 часов)
- Тема 6. Методы обучения (6 часов)
- Тема 7. Средства обучения (4 часа)
- Тема 8. Формы организации обучения (8 часов)
- Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа)
- Тема 10. Неуспеваемость учащихся и ее преодоление (2 часа)
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа)
- Тема 12. Концепции и технологии обучения (6 часов)
- Сравнение дидактических систем
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании (8 часов)
- Часть 4 Тексты лекций
- Понятие дидактики как науки об обучении
- 1.1. Понятие и сущность дидактики как науки
- «Великая дидактика,
- 1.2. Важнейшие категории дидактики
- 1.3. Исторические этапы развития дидактики
- 1.4. Актуальные проблемы современного образования
- 1.5. Дидактическая система, ее компоненты
- Тема 2 обучение как педагогическая категория
- 2.1. Сущность обучения
- Сравнительная характеристика процессов познания и обучения
- 2.2. Особенности и характеристика обучения
- 2.3. Движущие силы и противоречия обучения
- 2.4. Целостность, системность, комплексность процесса обучения.
- 2.5. Единство преподавания и учения. Преподавание – деятельность учителя
- Деятельность и функции учителя на различных этапах преподавания
- 2.6. Учение – деятельность учащихся
- 2.7. Функции обучения
- Тема 3 психологические основы обучения
- 3.1. Взаимосвязь обучения и развития
- 3.2. Понятие развивающего обучения
- 3.3. Логика учебного процесса и движение познания человека
- 3.4. Ощущение и восприятие, их развитие в процессе обучения
- 3.5. Мышление, его особенности и развитие в процессе обучения
- 3.6. Практика и ее особенности
- Тема 4 законы и принципы обучения
- 4.1. Общее представление о законах и закономерностях обучения
- 4.2. Законы обучения: дидактические и философские
- 4.3. Закономерности обучения
- 4.4. Понятие о принципах обучения
- 4.5. Система принципов современного обучения
- Тема 5 содержание образования
- 5.1. Содержание образования, исторические теории формирования
- 5.2. Содержание современного российского образования, его особенности
- 5.3. Сущность и структура содержания образования
- 5.4. Требования к содержанию образования, принципы и критерии отбора содержания образования
- 5.5. Личностно-ориентированное содержание образования
- 5.6. Стандарт образования. Учебные планы, программы, учебники
- Тема 6 методы обучения
- 6.1. Понятие метода в обучении
- Методический прием 1
- Методический прием 3
- Методический прием 2
- 6.2. Выбор методов в процессе обучения
- Иерархия факторов, влияющих на выбор метода обучения
- 6.3. Классификации методов обучения
- 6.4. Понятие методической системы
- Тема 7 средства обучения
- 7.1. Понятие средств обучения
- 7.2. Классификации средств обучения
- 7.3. Материальные и идеальные средства обучения
- 7.4. Средства преподавания и средства учения
- Деятельность учителя
- Деятельность
- Содержание образования
- 7.5. Речь как средство обучения
- Тема 8 формы организации обучения
- 8.1. Понятие о формах организации обучения
- 8.2. Классификации форм организации обучения
- 8.3. Характеристика ведущих форм обучения
- 8.4. Урок – основная форма организации обучения
- 8.5. Нетрадиционные уроки
- 8.6. Анализ урока
- 8.7. Понятие об организационной системе обучения
- Тема 9 диагностика качества образования
- 9.1. Диагностика качества образования
- 9.2. Контроль в обучении
- 9.3. Система оценивания качества образования: исторический взгляд и пути модернизации
- 9.4. Тестирование как метод оценивания качества образовательного процесса
- Тема 10 неуспеваемость как психолого-педагогическое явление
- 10.1. Диагнострование потенциальных возможностей учащихся (диагностирование обучаемости)
- . Понятие неуспеваемости и ее причины
- 10.3. Преодоление неуспеваемости
- Тема 11 типология образовательных учреждений
- 11.1. Разнообразие образовательных учреждений в истории педагогики
- 11.2. Типология современных образовательных учреждений
- 11.3. Характеристика основных видов современных образовательных учреждений: доу, общеобразовательные школы, профессиональные образовательные учреждения.
- Тема 12 современные дидактические теории, концепции, технологии
- 12.1. Концепция личностно-развивающего обучения
- 12.2. Подходы к обучению: традиционный и личностно-ориентированный
- Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного подходов к обучению
- 12.3. Концепции развивающего обучения
- 12.4. Понятие педагогической (образовательной) технологии
- 12.5. Современные технологии обучения
- 12.6. Альтернативные технологии
- Тема 13 инновационные процессы в образовании
- 13.1. Инновации в образовании
- 13.2. Инновационные школы
- 13.3. Учителя-новаторы и их технологии
- 13.4. Авторские школы
- Тема 14 концепция модернизации современного российского образования
- 14.1. Состояние современной системы образования и необходимость ее модернизации.
- 14.2. Модернизация дошкольного и общего образования
- 14.3. Система единых государственных экзаменов
- Концепция перехода на 12-летнее общее образование
- 14.5. Модернизация профессионального образования
- Часть 5
- Тестовые проверочные задания
- Дидактика – наука об обучении.
- Дидактические системы
- Процесс обучения
- Психологические основы обучения
- Законы, закономерности и принципы обучения
- Содержание образования
- Методы обучения средства обучения
- Формы организации обучения
- Диагностика в обучении. Неуспеваемость и ее преодоление
- Типология образовательных учреждений
- Концепции и технологии обучения
- Инновационные процессы в образовании
- Часть 6 Методические рекомендации по использованию брс Порядок аттестации студентов по балльно-рейтинговой системе учета учебной работы
- Учетная карточка личных достижений студента (вариант для специальностей «Технология и предпринимательство» и «Безопасность жизнедеятельности»)
- Содержание
- Тема 3. Психологические основы обучения . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 4. Законы и принципы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 5. Содержание образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 6. Методы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 7. Средства обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 8. Формы организации обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 9. Диагностика качества образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление . . . . . .
- Тема 11. Типология образовательных учреждений . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии .
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Часть 5. Тестовые проверочные задания
- Часть 6. Методические рекомендации по использованию брс
- Правильные ответы на тестовые задания
- Диана Александровна Еловикова Теория обучения: