Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного подходов к обучению
| Традиционный подход | Личностно-ориентированный подход | |
Организация педагогического взаимодействия в учебном процессе | Обучение предполагает прямую передачу готовых знаний с помощью словесных методов и иллюстрирования. | Обучение проходит как процесс вовлечения в творческий учебный труд на основе практической деятельности и собственных открытий. | |
Учение является скучной и тяжелой работой, непосильной для многих детей. | Учение приносит ощущение радости от открытий и успехов в развитии. | ||
Учитель вынужден принуждать учащихся к учению, преодолевать сопротивление воздействию. | Учитель является сотрудником и помощником, он уважает позицию ребенка и дает ему право на ошибку и собственное мнение. | ||
Учитель является «предметником», он приходит с предметом к учащимся и должен обеспечить усвоение материала вне зависимости от потребностей и желаний учеников. | Учитель выполняет роль педагога, обеспечивает развитие и воспитание ребенка, создает ситуации, когда ученики ведут его к намеченной цели через творческое познание. | ||
Учитель оценивает работу учащихся, оценку труда получают немногие ученики. | Оценку работы получают практически все учащиеся, они участвуют в оценивании собственных достижений. | ||
Соблюдение требований программы | Учитель жестко привязан к программе, находится под строгим контролем администрации и не рискует изменять ни время, отведенное на изучение темы, ни порядок следования тем, не проявляет инициативы и творчества («инициатива наказуема»). | Учитель обязан соблюдать программу, но не привязан к ней жестко. Он имеет право распоряжаться учебным временем в зависимости от учебной ситуации и потребностей учащихся, поэтому возможны изменения в программе, развивается творческий подход к разработке уроков. | |
Поставленный в условия формальной работы, когда главная цель урока – успеть «пройти материал», класс становится вялым и безынициативным, подавляется активность учащихся. | Творчески подходя к работе, учитель ставит задачи, требующие размышления, добивается общего и умственного развития учащихся. Класс становится думающим, трудолюбивым, активным. |
Продолжение таблицы
| Традиционный подход | Личностно-ориентированный подход |
Организация учебно-воспитательного процесса | Присутствует деление детей на «сильных» и «слабых», в результате чего слабоуспевающие ученики оказываются «за бортом» обучения. | Признание всех детей способными, но при этом реализуются индивидуальный и дифференцированный подход в подборе заданий и работы для учащихся. |
Отрицательное отношение к ученикам, «не умеющим» думать и не понимающим поставленной проблемы. | Обучение приемам мышления и способам решения проблем. | |
Преобладание фронтальных и индивидуальных форм обучения, ограничение общения учащихся на занятиях между собой. | Создание рабочих микрогрупп, организация коллективного обсуждения заданий, вовлечение учеников в коллективное интеллектуальное и практическое творчество. | |
Преобладание традиционных, репродуктивных методов обучения, в основном словесных и наглядных, отсутствие творческого поиска новых приемов обучения. | Широкое использование практических и продуктивных методов, игровых, проективных, модельных методик, поиск новых приемов и методов обучения, создание новых средств. | |
Управление деятель-ностью и оценивание | Учащихся не допускают к анализу деятельности, все оценочные функции учитель берет на себя. | Учащиеся участвуют в оценке хода занятия и результатов работы на равных правах с учителем. |
Учащихся не учат анализировать работу, они не получают навыков самооценки. | Учащиеся постоянно вовлекаются в анализ занятий, приучаются давать оценку своему труду и труду одноклассников. | |
Управление процессом обучения осуществляется с авторитарных позиций. | Создается атмосфера сотрудничества и демократического соуправления. |
Описанные нами подходы, представляя собой взаимодействие двух субъектов учебного процесса, являются частью дидактической системы – или традиционного обучения, или развивающего обучения. Личностно-ориентированный подход может быть использован учителем и внутри развивающей системы, что, впрочем, и планируется технологией В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина, и может быть использован в системе традиционного обучения, причем достижение традиционной цели (овладение системой знаний, умений, навыков) будет сопровождаться развитием личности ребенка не за счет специально выстроенного содержания, как в системе развивающего обучения, а за счет личностно-ориентированного подхода, который дает возможность раскрыть и проявить свои разнообразные способности. Но применение традиционного подхода ограничено системой традиционного обучения, так как авторитарная позиция учителя не позволит ребенку, даже в условиях реализации развивающего содержания, проявить свой творческий потенциал.
Личностно-ориентированный подход опирается на следующие принципы (В.А. Сластенин):
принцип вариативности предполагает использование в процессе обучения не равных для всех, а различных, зависящих от индивидуальных особенностей детей, моделей обучения. Ответственность за выбор модели обучения лежит на взрослом. Именно взрослый должен предложить ребенку модели обучения, в которых заложена возможность выбора собственной модели учения;
принцип синтеза интеллекта, аффекта и действия. Он говорит, что необходимо использовать такие технологии обучения, которые вовлекали бы детей в процесс познания мира, совместного действия и эмоционального переживания, т.е., создавали бы гармонию трех способов освоения действительности: познавательного, эмоционально-волевого и действенного;
принцип приоритетного старта предполагает вовлечение детей в такие виды деятельности, которые им приятнее, предпочтительнее. Этот принцип позволяет учитывать, что является самоценным для ребенка, что ему удалось освоить, что ему нравится, и, прежде всего, предоставлять учащимся возможность выполнять ту деятельность, в которой он наиболее успешен, а уже потом распространять его успехи и на другие сферы жизни ребенка.
Личностно-ориентированный подход подчеркивает значимость и необходимость развития познавательной сферы человека (ощущения, восприятия, памяти, мышления). При этом у учащихся необходимо расширять представления, как протекают психические процессы, которые обеспечивают процесс познания. В этом случае можно добиться большей эффективности учения.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Часть 1
- Рабочая программа
- Выписка
- Из государственного образовательного стандарта
- Структура дисциплины
- 1. Цель и задачи дисциплины
- 2. Требования к уровню освоения дисциплины
- 3. Объем дисциплины и виды учебной работы Общий календарный план
- Календарный план для студентов дневного отделения.
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Тематический план для студентов очного отделения
- 4.2. Тематический план для студентов заочного отделения 5 лет
- 4.2. Тематический план для студентов заочного отделения 3,5 лет
- 4.3. Содержание разделов дисциплины
- Тема 1. Дидактика как наука о теории обучения
- Тема 2. Обучение как педагогическая категория
- Тема 3. Психологические основы обучения.
- Тема 4. Законы и принципы обучения
- Тема 5. Содержание образования
- Тема 6. Методы обучения
- Тема 7. Средства обучения
- Тема 8. Формы организации обучения
- Тема 9. Диагностика в обучении
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования
- 4.4. Лабораторный практикум
- 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 5.1. Перечень основной и дополнительной литературы
- 5.2. Перечень возможных Интернет-ресурсов
- 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 7. Содержание итогового и промежуточного контроля
- 7.1. Примерный перечень контрольных вопросов и вопросов для подготовки к экзамену.
- 7.2. Примерная тематика рефератов и курсовых работ
- 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- Часть 2 Планы лекционных занятий
- Тема 1. Понятие дидактики как науки о теории обучения (4 часа)
- Тема 2. Обучение как педагогическая категория (8 часов)
- Тема 3. Психологические основы обучения (4 часа)
- Тема 4. Законы и принципы обучения (6 часов)
- Тема 5. Содержание образования (4 часа)
- Тема 6. Методы обучения (4 часа)
- Тема 7. Средства обучения (4 часа)
- Тема 8. Формы организации обучения (6 часов)
- Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа)
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление (2 часа)
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа)
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии (6 часов)
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании (4 часа)
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования (6 часов)
- Часть 3 Планы семинарских занятий
- Тема 1/1. Дидактика – наука о теории обучения (2 часа)
- Тема 1/2. Дидактические системы в истории классической дидактики (4 часа)
- Тема 2. Процесс обучения (4 часа)
- Тема 3. Психологические основы обучения (4 часа)
- Внимание
- Воображение
- Тема 4. Законы, закономерности и принципы обучения (4 часа)
- Тема 5. Содержание образования (6 часов)
- Тема 6. Методы обучения (6 часов)
- Тема 7. Средства обучения (4 часа)
- Тема 8. Формы организации обучения (8 часов)
- Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа)
- Тема 10. Неуспеваемость учащихся и ее преодоление (2 часа)
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа)
- Тема 12. Концепции и технологии обучения (6 часов)
- Сравнение дидактических систем
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании (8 часов)
- Часть 4 Тексты лекций
- Понятие дидактики как науки об обучении
- 1.1. Понятие и сущность дидактики как науки
- «Великая дидактика,
- 1.2. Важнейшие категории дидактики
- 1.3. Исторические этапы развития дидактики
- 1.4. Актуальные проблемы современного образования
- 1.5. Дидактическая система, ее компоненты
- Тема 2 обучение как педагогическая категория
- 2.1. Сущность обучения
- Сравнительная характеристика процессов познания и обучения
- 2.2. Особенности и характеристика обучения
- 2.3. Движущие силы и противоречия обучения
- 2.4. Целостность, системность, комплексность процесса обучения.
- 2.5. Единство преподавания и учения. Преподавание – деятельность учителя
- Деятельность и функции учителя на различных этапах преподавания
- 2.6. Учение – деятельность учащихся
- 2.7. Функции обучения
- Тема 3 психологические основы обучения
- 3.1. Взаимосвязь обучения и развития
- 3.2. Понятие развивающего обучения
- 3.3. Логика учебного процесса и движение познания человека
- 3.4. Ощущение и восприятие, их развитие в процессе обучения
- 3.5. Мышление, его особенности и развитие в процессе обучения
- 3.6. Практика и ее особенности
- Тема 4 законы и принципы обучения
- 4.1. Общее представление о законах и закономерностях обучения
- 4.2. Законы обучения: дидактические и философские
- 4.3. Закономерности обучения
- 4.4. Понятие о принципах обучения
- 4.5. Система принципов современного обучения
- Тема 5 содержание образования
- 5.1. Содержание образования, исторические теории формирования
- 5.2. Содержание современного российского образования, его особенности
- 5.3. Сущность и структура содержания образования
- 5.4. Требования к содержанию образования, принципы и критерии отбора содержания образования
- 5.5. Личностно-ориентированное содержание образования
- 5.6. Стандарт образования. Учебные планы, программы, учебники
- Тема 6 методы обучения
- 6.1. Понятие метода в обучении
- Методический прием 1
- Методический прием 3
- Методический прием 2
- 6.2. Выбор методов в процессе обучения
- Иерархия факторов, влияющих на выбор метода обучения
- 6.3. Классификации методов обучения
- 6.4. Понятие методической системы
- Тема 7 средства обучения
- 7.1. Понятие средств обучения
- 7.2. Классификации средств обучения
- 7.3. Материальные и идеальные средства обучения
- 7.4. Средства преподавания и средства учения
- Деятельность учителя
- Деятельность
- Содержание образования
- 7.5. Речь как средство обучения
- Тема 8 формы организации обучения
- 8.1. Понятие о формах организации обучения
- 8.2. Классификации форм организации обучения
- 8.3. Характеристика ведущих форм обучения
- 8.4. Урок – основная форма организации обучения
- 8.5. Нетрадиционные уроки
- 8.6. Анализ урока
- 8.7. Понятие об организационной системе обучения
- Тема 9 диагностика качества образования
- 9.1. Диагностика качества образования
- 9.2. Контроль в обучении
- 9.3. Система оценивания качества образования: исторический взгляд и пути модернизации
- 9.4. Тестирование как метод оценивания качества образовательного процесса
- Тема 10 неуспеваемость как психолого-педагогическое явление
- 10.1. Диагнострование потенциальных возможностей учащихся (диагностирование обучаемости)
- . Понятие неуспеваемости и ее причины
- 10.3. Преодоление неуспеваемости
- Тема 11 типология образовательных учреждений
- 11.1. Разнообразие образовательных учреждений в истории педагогики
- 11.2. Типология современных образовательных учреждений
- 11.3. Характеристика основных видов современных образовательных учреждений: доу, общеобразовательные школы, профессиональные образовательные учреждения.
- Тема 12 современные дидактические теории, концепции, технологии
- 12.1. Концепция личностно-развивающего обучения
- 12.2. Подходы к обучению: традиционный и личностно-ориентированный
- Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного подходов к обучению
- 12.3. Концепции развивающего обучения
- 12.4. Понятие педагогической (образовательной) технологии
- 12.5. Современные технологии обучения
- 12.6. Альтернативные технологии
- Тема 13 инновационные процессы в образовании
- 13.1. Инновации в образовании
- 13.2. Инновационные школы
- 13.3. Учителя-новаторы и их технологии
- 13.4. Авторские школы
- Тема 14 концепция модернизации современного российского образования
- 14.1. Состояние современной системы образования и необходимость ее модернизации.
- 14.2. Модернизация дошкольного и общего образования
- 14.3. Система единых государственных экзаменов
- Концепция перехода на 12-летнее общее образование
- 14.5. Модернизация профессионального образования
- Часть 5
- Тестовые проверочные задания
- Дидактика – наука об обучении.
- Дидактические системы
- Процесс обучения
- Психологические основы обучения
- Законы, закономерности и принципы обучения
- Содержание образования
- Методы обучения средства обучения
- Формы организации обучения
- Диагностика в обучении. Неуспеваемость и ее преодоление
- Типология образовательных учреждений
- Концепции и технологии обучения
- Инновационные процессы в образовании
- Часть 6 Методические рекомендации по использованию брс Порядок аттестации студентов по балльно-рейтинговой системе учета учебной работы
- Учетная карточка личных достижений студента (вариант для специальностей «Технология и предпринимательство» и «Безопасность жизнедеятельности»)
- Содержание
- Тема 3. Психологические основы обучения . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 4. Законы и принципы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 5. Содержание образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 6. Методы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 7. Средства обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 8. Формы организации обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 9. Диагностика качества образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление . . . . . .
- Тема 11. Типология образовательных учреждений . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии .
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Часть 5. Тестовые проверочные задания
- Часть 6. Методические рекомендации по использованию брс
- Правильные ответы на тестовые задания
- Диана Александровна Еловикова Теория обучения: