Сравнительная характеристика процессов познания и обучения
Познание | Обучение |
1. Познание всегда индивидуально, между познающим субъектом и объектом познания нет посредников. Познание всегда протекает «один на один» с познаваемым объектом. | 1. Обучение всегда является совместной деятельностью двух человек – ученика и учителя. Между субъектом познания и познаваемым объектом есть посредник – учитель, который помогает, направляет и управляет процессом познания. |
2. Познание неконтролируемо, нельзя проследить за процессом познания ни «со стороны», ни «изнутри», даже сам человек не всегда способен управлять своим познанием. | 2. Обучение есть управляемый процесс, им не только можно, но и необходимо руководить для достижения оптимальных результатов. Руководят обучением его субъекты. |
3. Познание стихийно, оно возникает случайно, в зависимости от ситуации, в которой оказывается субъект познания. | 3. Обучение всегда планируется, а затем осуществляется в соответствии с планом. Планируется цель и содержание обучения, деятельность субъектов, используемые методы, формы, средства обучения. |
4. Познание осуществляется всегда и везде, для того, чтобы познавать окружающий мир не нужно особого места, для этого не отводится специального времени. | 4. Обучение регламентировано во времени и пространстве, оно осуществляется по расписанию и чаще всего в специальном помещении. |
В обучении познанием управляет и направляет его педагог, осуществляя деятельность преподавания. Само познание в обучении трансформируется в учебно-познавательную деятельность учащихся, которая называется учение.
Познавательная деятельность является единством чувственного восприятия, теоретического абстрактного мышления и практической деятельности. Исследования педагогов и психологов говорят о первостепенной роли в обучении чувственного опыта учащихся. Чувственный опыт является той основой, на которой строится обучение, он поставляет материал для мышления. Чем богаче и разнообразнее чувственный опыт, тем успешнее обучение. При этом очень важно, чтобы ребенок не оказался в ситуации «двух миров», каждый из которых дает ученику особый опыт: мир школьных предметов и совершенно другой, реальный мир. Если это произойдет, то каждый мир будет существовать сам по себе, школьный опыт не найдет применения в жизни. Чем ближе будут два этих мира, тем лучше будет проходить обучение, потому что все изученное на уроках будет возможно применить в обычной жизни ребенка за стенами школы. Это возможно при правильной организации чувственного восприятия с постоянной опорой на жизнь и практику в обучении (так называемый принцип связи обучения с жизнью). Реализация этого принципа повышает активность учащихся в обучении, стимулирует активную мыслительную деятельность, самостоятельность, положительное отношение к изучаемому материалу.
Сущность обучения сегодня рассматривается в следующих подходах: социологическом, педагогическом и психологическом (С.Ф. Петрушкин).
Социологический подход. При таком подходе сущность обучения характеризуется как передача социального опыта подрастающему поколению и усвоение его школьниками.
Развитие ребенка здесь рассматривается как управляемый процесс, который обеспечивает усвоение учеником определенных сторон опыта человечества. Философское понимание этой идеи заключается в том, что содержание образования зависит от социально исторических условий, в которых оно осуществляется.
Педагогический, или дидактический, подход. Обучение с этой позиции представляет собой прохождение определенных этапов усвоения знаний на уроке, которые предопределяют весь ход учебного процесса:
восприятие осмысление закрепление применение.
Главное здесь – строгое соблюдение последовательности этапов усвоения знаний и организация деятельности.
При таком подходе сложность и противоречивость познания снижается, развитие ученика сдерживается. Не все учащиеся способны усваивать материал именно в названном порядке: есть дети (кинестетики по типу восприятия), которым, чтобы понять и осмыслить новую информацию, необходимо применить вновь усвоенное на практике. У таких детей обучение протекает в соответствии с древнекитайской мудростью: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму». Но предложенная схема обучения не позволяет им работать в соответствии с их психическими особенностями, не говоря уже обо всех других учащихся, которым практическая деятельность так же может облегчить понимание и усвоение материала.
В данном подходе восприятие и осмысление знаний, переход от одного этапа к другому становится механическим, с чем в полной мере нельзя согласиться.
Психологический подход. В основе его – психологические теории усвоения знаний и развития человека. Истоки этого подхода идут от психологических взглядов Л.С. Выготского об опережающей роли обучения в развитии, о «ближайшей» зоне развития. Исходя из этих взглядов, обучение лишь тогда имеет смысл и протекает наиболее эффективно, когда оно строится на этой ближайшей зоне, основывается на механизмах развития, которые полностью еще не сформировались, но которые могут служить основанием для построения учебного процесса. При таком подходе учебный процесс приобретает функцию активного формирования тех психических качеств и свойств, на основе которых он строится. Обучение в данном подходе рассматривается как основное условие развития психических процессов, качеств личности ученика.
Психологический подход к пониманию сущности обучения является сегодня основным. Однако сущность обучения, выводимая только из психологии, приводит к односторонней трактовке педагогического процесса. Для определения сущности обучения необходимо рассматривать все три подхода вместе.
Цели обучения вытекают из общечеловеческих идеалов, национальных традиций, но, прежде всего, из социального заказа.
Обеспечить развитие, полноценное формирование личности обучаемых: развитие мотивов, потребностей, эмоций, познавательных, коммуникативных, творческих и др. способностей.
Привести обучаемых к овладению системой знаний и способов практической и интеллектуальной деятельности.
Данная иерархия целей принята сравнительно недавно. Ставшая сегодня главной цель развития личности недостаточно подкреплена существующими программами, однако она имеет огромное значение, так как развитие личности способствует более эффективному обучению и воспитанию.
Задачи обучения:
Стимулировать учебно-познавательную активность учащихся.
Организовывать их познавательную деятельность.
Развивать мышление, память, другие психические процессы, творческие способности.
Совершенствовать учебные умения и навыки, как практического, так и интеллектуального характера.
Вырабатывать научное мировоззрение и нравственно-эстетическую культуру, содействовать формированию единой целостной картины мира.
Основные компоненты обучения переплетаются, перемежаются с категориями. В частности, содержание, методы, средства обучения можно отнести и к компонентам, и к категориям. Но следует выделить и специфические компоненты обучения (С.Ф. Петрушкин).
1. Целевой компонент обучения – осознание педагогами и принятие учениками цели и задач изучения темы, раздела, предмета в целом определяется требованиями общества.
2. Стимулирующе-мотивационный – осуществление мер по стимулированию интереса, потребностей обучения через развитие положительных мотивов.
3. Операционно-деятельностный – предусматривает организацию деятельности субъектов обучения с использованием разнообразных средств, форм, методов обучения.
4. Контрольно-регулирующий – одновременный контроль со стороны преподавателя за ходом решения поставленных задач обучения и самоконтроль обучаемых за правильностью учебных операций. Он предусматривает взаимодействие учителя и ученика и установление обратной связи.
5. Оценочно-результативный – оценка педагогами и самооценка учениками достигнутых в процессе обучения результатов, установление их соответствия поставленным задачам обучения и воспитания.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Часть 1
- Рабочая программа
- Выписка
- Из государственного образовательного стандарта
- Структура дисциплины
- 1. Цель и задачи дисциплины
- 2. Требования к уровню освоения дисциплины
- 3. Объем дисциплины и виды учебной работы Общий календарный план
- Календарный план для студентов дневного отделения.
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Тематический план для студентов очного отделения
- 4.2. Тематический план для студентов заочного отделения 5 лет
- 4.2. Тематический план для студентов заочного отделения 3,5 лет
- 4.3. Содержание разделов дисциплины
- Тема 1. Дидактика как наука о теории обучения
- Тема 2. Обучение как педагогическая категория
- Тема 3. Психологические основы обучения.
- Тема 4. Законы и принципы обучения
- Тема 5. Содержание образования
- Тема 6. Методы обучения
- Тема 7. Средства обучения
- Тема 8. Формы организации обучения
- Тема 9. Диагностика в обучении
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования
- 4.4. Лабораторный практикум
- 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 5.1. Перечень основной и дополнительной литературы
- 5.2. Перечень возможных Интернет-ресурсов
- 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 7. Содержание итогового и промежуточного контроля
- 7.1. Примерный перечень контрольных вопросов и вопросов для подготовки к экзамену.
- 7.2. Примерная тематика рефератов и курсовых работ
- 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- Часть 2 Планы лекционных занятий
- Тема 1. Понятие дидактики как науки о теории обучения (4 часа)
- Тема 2. Обучение как педагогическая категория (8 часов)
- Тема 3. Психологические основы обучения (4 часа)
- Тема 4. Законы и принципы обучения (6 часов)
- Тема 5. Содержание образования (4 часа)
- Тема 6. Методы обучения (4 часа)
- Тема 7. Средства обучения (4 часа)
- Тема 8. Формы организации обучения (6 часов)
- Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа)
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление (2 часа)
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа)
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии (6 часов)
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании (4 часа)
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования (6 часов)
- Часть 3 Планы семинарских занятий
- Тема 1/1. Дидактика – наука о теории обучения (2 часа)
- Тема 1/2. Дидактические системы в истории классической дидактики (4 часа)
- Тема 2. Процесс обучения (4 часа)
- Тема 3. Психологические основы обучения (4 часа)
- Внимание
- Воображение
- Тема 4. Законы, закономерности и принципы обучения (4 часа)
- Тема 5. Содержание образования (6 часов)
- Тема 6. Методы обучения (6 часов)
- Тема 7. Средства обучения (4 часа)
- Тема 8. Формы организации обучения (8 часов)
- Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа)
- Тема 10. Неуспеваемость учащихся и ее преодоление (2 часа)
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа)
- Тема 12. Концепции и технологии обучения (6 часов)
- Сравнение дидактических систем
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании (8 часов)
- Часть 4 Тексты лекций
- Понятие дидактики как науки об обучении
- 1.1. Понятие и сущность дидактики как науки
- «Великая дидактика,
- 1.2. Важнейшие категории дидактики
- 1.3. Исторические этапы развития дидактики
- 1.4. Актуальные проблемы современного образования
- 1.5. Дидактическая система, ее компоненты
- Тема 2 обучение как педагогическая категория
- 2.1. Сущность обучения
- Сравнительная характеристика процессов познания и обучения
- 2.2. Особенности и характеристика обучения
- 2.3. Движущие силы и противоречия обучения
- 2.4. Целостность, системность, комплексность процесса обучения.
- 2.5. Единство преподавания и учения. Преподавание – деятельность учителя
- Деятельность и функции учителя на различных этапах преподавания
- 2.6. Учение – деятельность учащихся
- 2.7. Функции обучения
- Тема 3 психологические основы обучения
- 3.1. Взаимосвязь обучения и развития
- 3.2. Понятие развивающего обучения
- 3.3. Логика учебного процесса и движение познания человека
- 3.4. Ощущение и восприятие, их развитие в процессе обучения
- 3.5. Мышление, его особенности и развитие в процессе обучения
- 3.6. Практика и ее особенности
- Тема 4 законы и принципы обучения
- 4.1. Общее представление о законах и закономерностях обучения
- 4.2. Законы обучения: дидактические и философские
- 4.3. Закономерности обучения
- 4.4. Понятие о принципах обучения
- 4.5. Система принципов современного обучения
- Тема 5 содержание образования
- 5.1. Содержание образования, исторические теории формирования
- 5.2. Содержание современного российского образования, его особенности
- 5.3. Сущность и структура содержания образования
- 5.4. Требования к содержанию образования, принципы и критерии отбора содержания образования
- 5.5. Личностно-ориентированное содержание образования
- 5.6. Стандарт образования. Учебные планы, программы, учебники
- Тема 6 методы обучения
- 6.1. Понятие метода в обучении
- Методический прием 1
- Методический прием 3
- Методический прием 2
- 6.2. Выбор методов в процессе обучения
- Иерархия факторов, влияющих на выбор метода обучения
- 6.3. Классификации методов обучения
- 6.4. Понятие методической системы
- Тема 7 средства обучения
- 7.1. Понятие средств обучения
- 7.2. Классификации средств обучения
- 7.3. Материальные и идеальные средства обучения
- 7.4. Средства преподавания и средства учения
- Деятельность учителя
- Деятельность
- Содержание образования
- 7.5. Речь как средство обучения
- Тема 8 формы организации обучения
- 8.1. Понятие о формах организации обучения
- 8.2. Классификации форм организации обучения
- 8.3. Характеристика ведущих форм обучения
- 8.4. Урок – основная форма организации обучения
- 8.5. Нетрадиционные уроки
- 8.6. Анализ урока
- 8.7. Понятие об организационной системе обучения
- Тема 9 диагностика качества образования
- 9.1. Диагностика качества образования
- 9.2. Контроль в обучении
- 9.3. Система оценивания качества образования: исторический взгляд и пути модернизации
- 9.4. Тестирование как метод оценивания качества образовательного процесса
- Тема 10 неуспеваемость как психолого-педагогическое явление
- 10.1. Диагнострование потенциальных возможностей учащихся (диагностирование обучаемости)
- . Понятие неуспеваемости и ее причины
- 10.3. Преодоление неуспеваемости
- Тема 11 типология образовательных учреждений
- 11.1. Разнообразие образовательных учреждений в истории педагогики
- 11.2. Типология современных образовательных учреждений
- 11.3. Характеристика основных видов современных образовательных учреждений: доу, общеобразовательные школы, профессиональные образовательные учреждения.
- Тема 12 современные дидактические теории, концепции, технологии
- 12.1. Концепция личностно-развивающего обучения
- 12.2. Подходы к обучению: традиционный и личностно-ориентированный
- Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного подходов к обучению
- 12.3. Концепции развивающего обучения
- 12.4. Понятие педагогической (образовательной) технологии
- 12.5. Современные технологии обучения
- 12.6. Альтернативные технологии
- Тема 13 инновационные процессы в образовании
- 13.1. Инновации в образовании
- 13.2. Инновационные школы
- 13.3. Учителя-новаторы и их технологии
- 13.4. Авторские школы
- Тема 14 концепция модернизации современного российского образования
- 14.1. Состояние современной системы образования и необходимость ее модернизации.
- 14.2. Модернизация дошкольного и общего образования
- 14.3. Система единых государственных экзаменов
- Концепция перехода на 12-летнее общее образование
- 14.5. Модернизация профессионального образования
- Часть 5
- Тестовые проверочные задания
- Дидактика – наука об обучении.
- Дидактические системы
- Процесс обучения
- Психологические основы обучения
- Законы, закономерности и принципы обучения
- Содержание образования
- Методы обучения средства обучения
- Формы организации обучения
- Диагностика в обучении. Неуспеваемость и ее преодоление
- Типология образовательных учреждений
- Концепции и технологии обучения
- Инновационные процессы в образовании
- Часть 6 Методические рекомендации по использованию брс Порядок аттестации студентов по балльно-рейтинговой системе учета учебной работы
- Учетная карточка личных достижений студента (вариант для специальностей «Технология и предпринимательство» и «Безопасность жизнедеятельности»)
- Содержание
- Тема 3. Психологические основы обучения . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 4. Законы и принципы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 5. Содержание образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 6. Методы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 7. Средства обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 8. Формы организации обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 9. Диагностика качества образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление . . . . . .
- Тема 11. Типология образовательных учреждений . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии .
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Часть 5. Тестовые проверочные задания
- Часть 6. Методические рекомендации по использованию брс
- Правильные ответы на тестовые задания
- Диана Александровна Еловикова Теория обучения: