logo search
Теоретическипе основы обучения математике

1) Роль и функции понятий в мышлении.

Система научных понятий составляет основу любого учебного предмета. От её усвоения зависит качество знаний учащихся по данной дисциплине.

Научные понятия, к которым относятся и математические понятия, представляют собою структуры, соотносимые с системами знаний и познавательными процессами в деятельности интеллекта человека. Именно понятия выполняют ряд функций, способствующих познанию человеком окружающего мира:

Таким образом, научные понятия, с одной стороны, отражают результаты познавательной деятельности человека, с другой стороны, понятия являются средством овладения новым знанием. Термин «знание» в данном пособии означает «сплав» некоторой информации и деятельности по её изучению и применению.

Одной из главных целей школьного образования является развитие учащихся. Развивающее обучение на современном этапе рассматривается как процесс создания условий для таких изменений в сознании школьника, в результате которых отдельные его знания и умения перерастают в новое целостное образование, способствующее развитию интеллекта в целом. Учёные-психологи, начиная с Л.С. Выготского (1896-1934), известного советского психолога, изучая закономерности умственного развития ребёнка, отмечают, что именно образование понятий составляет базу его интеллектуального развития. Понятийное мышление является высшей формой познавательной деятельности человека. Задача формирования понятийного мышления – это одновременно задача развития личности и её отношений с окружающим миром.