logo search
Теоретическипе основы обучения математике

6) Определения рабочие и нерабочие.

Можно выделить две основные функции определения при построении математической теории. С одной стороны, они закрепляют термин за некоторым классом объектов, с другой стороны, определения служат начальным звеном в цепи дедуктивных рассуждений. Определения, наравне с аксиомами, неопределяемыми понятиями, служат фундаментом, на котором строится здание математической теории. По их роли в строении теории определения школьного курса математики можно условно разбить на 2 класса: рабочие и нерабочие. В науке математики такого деления естественно нет. Но исходя из потребностей процесса обучения понятия «рабочие» и «нерабочие» определения весьма полезны.

К рабочим определениям отнесём все те, которые постоянно используются в рассуждениях, например, при решении задач, доказательстве теорем. Как правило, такие определения учащиеся помнят наизусть. К таким определениям можно отнести, например, определения параллелограмма, равнобедренного треугольника, прямой, перпендикулярной плоскости, определение арифметического корня n-ой степени и др.

К нерабочим можно отнести определения смежных и вертикальных углов, треугольника, четырёхугольника, призмы, цилиндра, многочлена, алгебраической дроби и др. Основная роль подобных определений заключается в формировании общего представления о математическом объекте, которое базируется на «наглядном» образе объекта. В процессе формирования понятий в явном виде они практически не используются, соответствующее понятие формируется на основе «наглядного» образа и выведенных свойств данного объекта. Нерабочие определения немногие из учащихся помнят наизусть, что не мешает им успешно изучать математику. В книге М.Б. Воловича «Наука обучать» 12 описывается следующий эксперимент. Учащихся попросили ответить на вопрос: «Какие углы называются смежными?». Только единицы сумели это сделать. Остальные начертили эти углы и написали, что их сумма равна 1800. Автор оценивает такой результат как недостаток в изучении данного определения, а также делает вывод о погрешностях в методике обучения определениям вообще. По нашему мнению, итог опроса закономерен. Он подтверждает тот факт, что определение смежных углов нерабочее. В школьном учебнике нет ни одной задачи, где бы пришлось по определению доказывать, что углы являются смежными. А всё, что не работает, не используется в деятельности, быстро забывается. Но это не означает, что нужно добиваться запоминания определения смежных углов любыми средствами. При изучении понятий, определения которых не являются рабочими, большее внимание нужно уделять созданию правильного образа изучаемого объекта, так как именно он используется учениками в практической деятельности. Добиться этого можно только путём обучения построению примеров и контрпримеров изучаемого объекта. Вместо заучивания нерабочего определения необходимо также учить учащихся выводить следствия из определения и обучать их применению при рассмотрении новых свойств объекта.