logo search
УМК Теория обучения Еловикова

Тема 8. Формы организации обучения (8 часов)

Теоретические вопросы и задания:

  1. Понятие о формах организации обучения.

  2. Классификация организационных форм обучения.

  3. Общие формы обучения.

  4. Организация домашней работы учащихся. Виды домашних заданий.

  5. Дополнительные формы организации обучения: конференции, лекции, семинары, практикумы.

  6. Вспомогательные формы организации обучения: факультативы, кружки и клубы по интересам.

  7. Урок – основная форма обучения. Требования к уроку. Подготовка учителя к уроку.

  8. Типология и структура уроков.

  9. Нетрадиционные уроки.

  10. Характеристика исторически возникших систем обучения (индивидуальное обучение; классно-урочная система и ее разновидности: белль-ланкастерская и дальтон-план; бригадно-лабораторная; проектная; лекционно-семинарская и план Трампа).

  11. Анализ урока.

Задания для самостоятельной работы с обсуждением на семинаре:

  1. В чем преимущества и недостатки каждой формы обучения? Какие дидактические задачи решает каждая из общих форм обучения?

  2. Что можно назвать основным противоречием классно-урочной системы? Как можно его устранить в настоящее время? Разработайте свой вариант решения этой проблемы.

  3. В чем состоит отличие факультативных занятий от углубленного изучения учебных курсов в мастерских или на школьных кафедрах?

  4. Разработайте урок в нетрадиционной форме по выбранной теме для любого класса.

  5. Какие новые формы обучения и системы форм организации обучения разрабатываются в последнее время? С какой целью вводятся в процесс обучения эти разработки?

  6. Просмотрите и проанализируйте урок. Укажите:

  1. Составьте кроссворд по теме «Формы организации обучения», «Исторические системы организации обучения».

  2. Выполните мини-реферат на одну из предложенных тем:

Урок как форма обучения в истории образования.

Я. А. Коменский и классно-урочная система.

Нетрадиционные уроки в современной школе: «за» и «против».

9. Выполнить конспект:

Культура современного урока / Под. ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1997. – С. 3 – 24.

Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. – М., 1999. – С. 54 – 60, 67 – 73, 124 – 128.

Литература:

Амонашвили Ш.А. Хвала уроку // Воспитание школьников. – 1990. – №1.

Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. – С. 217 –241.

Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. – С. 130 –144.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. – 288 с.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 2. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. – 288 с.

Кульневич В.С. Анализ современного урока. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2005.

Культура современного урока/ Под. Ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1997. – С. 3 – 24.

Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.

Петрушкин С.Ф., Сидорина М.С. Педагогика: Курс лекций. – Брянск: БИПКРО, 1996. – С. 107 – 117.

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн. – М., 2001. – Кн.1. – С. 519 – 543.

Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 309 – 326.

Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. – М., 1999. – С. 54 – 60, 67 – 94, 124 – 133.

Ситаров В.А. Дидактика. – М.: Академия, 2002. – С. 244 – 260.

Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 251 – 268.

Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 169 – 180, 533 – 540.