logo search
УМК Теория обучения Еловикова

3.3. Логика учебного процесса и движение познания человека

Логика учебного процесса складывается из логики учебного предмета, которая определяется его содержанием и структурой, и психологии усвоения учащимися преподаваемого учебного предмета.

Логика учебного процесса обосновывает и решает вопросы построения оптимально эффективного процесса обучения, как в плане усвоения знаний, так и для развития учащихся. Эти вопросы:

В традиционной практике имеют место два варианта логики учебного процесса.

1. Универсальная логика от восприятия конкретных предметов и явлений к образованию представлений, и от обобщения конкретных представлений к понятиям. Это логика от частного к общему, которая получила название индуктивно-аналитическая (индукция – способ мышления, когда на основе частных примеров делаются общие выводы).

2. Логика от научного понятия к восприятию конкретных предметов и явлений. Логика от общего к частному, которая называется дедуктивно-синтетическая (дедукция – способ мышления, в котором на основе общих наблюдений и понятий делаются конкретные выводы: метод дедукции Шерлока Холмса).

Оба логических построения на практике необходимо использовать в тесном взаимодействии, так, чтобы при восприятии конкретных явлений и объектов почти сразу вводились научные понятия и принципы, которые помогут более глубокому и содержательному восприятию конкретного материала и более полному обобщению и формированию понятий.

В практике школьного обучения индуктивно-аналитическая логика больше подходит для младших учащихся с конкретным мышлением, а дедуктивно-синтетическая – для старшеклассников, у которых мышление, в основном, абстрактное. В развивающем обучении используется преимущественно дедуктивно-синтетическая логика от общего к частному, как наиболее способствующая развитию теоретического мышления.

Что касается логики усвоения учебного материала учащимися, то она идет от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Здесь также можно выделить 3 ступени движения познания человека:

  1. восприятие и ощущение («живое созерцание»);

  2. мышление;

  3. практическая деятельность.