logo search
Теоретическипе основы обучения математике

1) Учебно-познавательная деятельность, её структура.

Под учебно-познавательной деятельностью будем понимать деятельность учащихся, направленную на приобретение теоретических знаний и общих приёмов их применения, которая способствует развитию школьников и формированию их личности.

Основным структурным компонентом любой деятельности является действие. Например, деятельность по отысканию суммы двух дробей состоит из следующих действий: приведение дробей к общему знаменателю; нахождение суммы двух дробей с одним и тем же знаменателем. Действия, в свою очередь, состоят из более мелких «частей», называемых операциями. Так, чтобы привести дроби к общему знаменателю, предстоит выполнить следующие операции: 1) разложить каждый из знаменателей на простые множители; 2) найти наименьший общий знаменатель этих дробей; 3) найти дополнительные множители для каждой дроби; 4) умножить числитель и знаменатель каждой дроби на дополнительный множитель. В процессе освоения деятельности, по мере её усложнения, некоторые действия включаются в состав других, более сложных действий, то есть становятся операциями. Действие приведения дробей к общему знаменателю является операцией по отношению к действию сложения дробей. Структура деятельности выражается схемой: деятельность – действие – операция.

Осуществление учебно-познавательной деятельности проходит по следующим этапам:

1. Мотивация деятельности. Этот этап включает в себя потребности, мотивы, цели деятельности.

2. Планирование деятельности. Данный этап содержит действия по анализу деятельности, которую предстоит освоить, и планированию этапов её выполнения.

3. Осуществление деятельности, достижение её результата.

4. Контроль и самоконтроль выполнения деятельности.

5. Оценка и самооценка результатов деятельности. Рефлексия.

Учебно-познавательная деятельность, направленная на изучение математики, включает в себя учебную деятельность и предметную деятельность.

Предметная деятельность при изучении математики состоит из различного рода действий, выполняемых на конкретном математическом материале.

Приведём перечень некоторых предметных (математических) действий, которыми должен овладеть ученик основной школы:

Учебная деятельность включает такую совокупность действий учащегося, которые направлены на самостоятельное овладение знаниями; действий планирования, контроля, самооценки выполняемой предметной деятельности.

Приведём перечень некоторых учебных действий, которыми должен овладеть ученик основной школы в процессе изучения математики:

Следует заметить, что в соответствии сновым стандартом образования в основной школе выше перечисленные общеучебные действия принято называть метапредметными компетенциями.

Учебная и предметная деятельность составляют две стороны учебно-познавательной деятельности учащихся. Действия, присущие учебной деятельности, формируются в процессе осуществления предметной деятельности. С другой стороны, качественное усвоение математики невозможно без овладения учебной деятельностью.