2.7. Функции обучения
Функция – внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе.
Функции обучения характеризуют сущность процесса обучения. Дидактика выделяет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую, воспитательную. Они тесно связаны между собой, рассматриваются вместе и составляют один из аспектов целостности процесса обучения.
1. Образовательная функция состоит в том, что в процессе обучения у учащихся формируется система научных знаний, умений, навыков.
Знания – достоверный результат познания действительности, адекватное отражение качеств и свойств объекта в сознании человека.
Знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира.
Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, системность, осознанность, прочность и действенность знаний.
Полнота знаний означает, что в процессе обучения учащиеся получают необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видам деятельности, важные для понимания основных идей и существующих причинно-следственных связей.
Системность знаний означает, что знания представляют собой определенную систему, упорядоченную и логически соподчиненную, отражающую целостность объективного мира, причем новые знания истекают и связаны с ранее усвоенными.
Осознанность знаний – это осознание учащимися объема и структуры собственных знаний, осознание границ своего незнания.
Прочность знаний означает, что система знаний сохраняется в сознании длительное время.
Действенность знаний – это способность учащихся к сознательному оперированию системой знаний, способность мобилизовать прежние знания для получения новых, формирование важных умений и навыков.
Знания обнаруживаются в умениях. Умения – овладение способами, приемами, действиями применения усвоенных знаний на практике. Образовательная функция обучения предполагает формирование наряду со знаниями системы умений – общеучебных и специальных, а также навыков. Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.
Общеучебные (общеинтеллектуальные) умения и навыки: владение устной и письменной речью, информационными материалами, чтение, работа с литературой (реферирование, конспектирование). Специальные (специфические) умения и навыки: способы деятельности в отдельных отраслях науки, учебного предмета (работа с картой, лабораторным оборудованием, с измерительными и другими приборами и пр.)
Образовательная функция тесно связана с функцией развивающей.
2. Развивающая функция обучения означает, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие учащихся, которое идет в различных направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. Развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.
По теории Л.С. Выготского, обучение является ведущим условием развития.
Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако данная функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в понятии развивающего обучения.
Начиная с 1950-х гг. в педагогической науке разрабатываются различные подходы к построению развивающего обучения. Л.В. Занков обосновал совокупность принципов развития мышления в процессе обучения: увеличение удельного веса теоретического материала; обучение в быстром темпе и на высоком уровне трудности; обеспечение осознания учащимися процесса учения. А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев и другие разрабатывали основы проблемного обучения. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили систему развивающих методов обучения. В.В.Давыдов и Д.Б. Эльконин разработали концепцию содержательного обобщения в обучении, И.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и другие обосновали теорию поэтапного формирования умственных действий. Все эти исследования ведут к тому, что современная организация обучения направлена не столько на формирование знаний, сколько на разностороннее развитие ученика, обучение его приемам умственной деятельности.
К сожалению, в современной школе развитие сенсорной, двигательной и эмоциональной сфер личности отстает от интеллектуального развития. Между тем важно, чтобы в процессе обучения происходило и чувственное, и эмоциональное, и физическое развитие школьников.
Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности – это результат реализуемых в единстве образовательной и воспитательной функций.
Реализация развивающей функции обучения зависит от соблюдения двух условий. Первое – развитие учащихся должно учитываться при отборе содержания и построении программ по конкретным предметам. Это условие сегодня выполняется в полной мере в развивающем обучении, и частично – в отдельных традиционных программах, например, «Школа 2100».
Второе условие – учитель должен проектировать работу на уроке таким образом, чтобы развитие учащихся было максимальным. Для этого необходимо: применять продуктивные творческие методы обучения, организовывать самостоятельную практическую работу учащихся, создавать ситуации активного размышления над проблемами и задачами. И очень важно для развития учащихся исключить из общения авторитарность, принять демократический стиль взаимодействия, вести диалог, дать учащимся право на собственное мнение и собственные ошибки, создать условия для формирования и защиты своей точки зрения. Если учитель с первых дней ребенка в школе выступает в роли «транслятора» знаний и в течение урока «вещает» неоспоримые истины, то такое обучение не только не развивает ребенка, оно «закрывает» все пути к развитию в дальнейшем. Иллюстрацией этому может служить ситуация, описанная в одной из лекций доктором педагогических наук, профессором Татьяной Михайловной Ковалевой. Она рассказывала о девочке-первокласснице, которая после нескольких месяцев обучения по традиционной программе была переведена в класс развивающего обучения. Она не только не приняла стиль свободного общения и продуктивной интеллектуальной работы, она стала убеждать одноклассников в том, что прав может быть только учитель, и необходимо дождаться правильного ответа от него, а не высказывать свою неправильную точку зрения. Эту позицию она усвоила при обучении по традиционной программе. Самое интересное, что дети стали прислушиваться к девочке, мыслительная активность упала, ученики стали ждать решения проблемы от учителя. Ребенка пришлось перевести снова в традиционный класс, чтобы не разрушать атмосферу развивающего обучения.
Но этот пример показывает не отсутствие развивающей компоненты в традиционном обучении, он говорит о низком профессионализме учителя, который, работая в традиционной системе, не сумел в полной мере реализовать развивающую функцию. Действительно, в содержании традиционного обучения, в традиционных программах функция развития проявляется слабо, но именно в этом случае главной задачей учителя становится выполнение второго условия: создание в обучении ситуаций интенсивного развития ребенка за счет изменения стиля работы. Это, конечно, будет требовать дополнительных усилий и времени, но достижение в итоге цели развития личности ученика этого стоит.
3. Воспитательная функция. Педагогика считает, что связь между воспитанием и обучением является объективной закономерностью (как и связь между обучением и развитием). Однако воспитание в процессе обучения осложняется влиянием внешних факторов (семья, микросреда и пр.). Воспитательная функция обучения состоит в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе. В процессе обучения формируются потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценностные ориентации, мировоззрение. Главными воспитывающими факторами обучения являются содержание образования и характер общения учителя и учащихся.
Рассматривая содержание образования, можно сказать, что каждый предмет имеет свой воспитательный потенциал. У гуманитарных и эстетических дисциплин больше возможностей для формирования нравственных и эстетических взглядов и установок, моральных норм поведения. Содержание дисциплин естественнонаучного цикла в большей степени способствуют выработке научного мировоззрения, единой картины мира и формированию на этой основе взглядов на жизнь. Все предметы способствуют воспитанию аккуратности, воли, самостоятельности, коллективизма и других качеств личности. Воспитательное влияние содержания предметов зависит от ряда условий: уровень воспитанности учащихся, социально-психологические и педагогические ситуации обучения, особенности класса, место и время обучения и др.
Что касается характера общения учителя и учеников как фактора воспитания в обучении, то здесь особенно важно учитывать стиль руководства, психологический климат класса.
Оптимальным стилем руководства считается демократический стиль (гуманизм, уважительное отношение к учащимся, разумная требовательность в сочетании с поощрением самостоятельности и инициативы, творчества учащихся в организации учебного процесса). Авторитарный стиль подавляет инициативу, попустительский разрушает воспитательную систему. Вот какой пример приводит в своем учебнике И.П. Подласый: «Первое экспериментальное исследование психологического климата и стиля руководства было начато в 1938 г. немецким психологом К. Левиным. Из десятилетних школьников были созданы четыре кружка («клуба») по изготовлению игрушек. Группы были совершенно одинаковыми, кружки работали в одних и тех же условиях, по одной программе. Единственное отличие было в стиле руководства. Инструкторы были подобраны так, что демонстрировали три типа руководства: авторитарный, демократический и попустительский. Каждые шесть недель они менялись местами. Авторитарный руководитель командовал, единолично определял направление деятельности группы, пресекал всякую инициативу, давал задания, подводил итоги, наказывал и миловал. При демократическом стиле оценивались факты, а не личности, группа принимала участие в обсуждении заданий и хода работы. Попустительский стиль обрекал дело на самотек, каждый делал что хотел.
Как же отразились эти три стиля руководства на поведении участников и результатах работы?
1. При попустительском стиле было выполнено меньше работы и качество ее было хуже. Дети не получили удовлетворения от занятий, отношения между ними остались без изменений.
2. Демократический стиль оказался значительно более эффективен. Дети сдружились, возникло самоуправление. Появилось чувство гордости за общие успехи, уверенность в себе, желание работать лучше. Повысилось качество и оригинальность выполнения работы. Но количественные результаты работы ниже, чем при авторитарном стиле.
3. При авторитарном стиле зафиксирована враждебность во взаимоотношениях, а также множество проявлений непокорности и заискивания. Работы выполнено много, но удовлетворения от нее никто не получил».
Реализация воспитательной функции зависит от того, насколько учитель знает своих учеников, способен к контакту с ними, насколько тщательно планируется учебный процесс во всех его сторонах и компонентах.
Уровень воспитанности и обученности взаимосвязаны: более высокий уровень воспитанности позволяет ученикам лучше усваивать учебный материал, приобщаться к достижениям культуры и тем самым повышать свой уровень обученности и воспитанности.
Все три функции обучения реализуются в комплексе задач урока, содержания обучения, в системе методов, форм, средств обучения, в психологической сфере процесса обучения.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Часть 1
- Рабочая программа
- Выписка
- Из государственного образовательного стандарта
- Структура дисциплины
- 1. Цель и задачи дисциплины
- 2. Требования к уровню освоения дисциплины
- 3. Объем дисциплины и виды учебной работы Общий календарный план
- Календарный план для студентов дневного отделения.
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Тематический план для студентов очного отделения
- 4.2. Тематический план для студентов заочного отделения 5 лет
- 4.2. Тематический план для студентов заочного отделения 3,5 лет
- 4.3. Содержание разделов дисциплины
- Тема 1. Дидактика как наука о теории обучения
- Тема 2. Обучение как педагогическая категория
- Тема 3. Психологические основы обучения.
- Тема 4. Законы и принципы обучения
- Тема 5. Содержание образования
- Тема 6. Методы обучения
- Тема 7. Средства обучения
- Тема 8. Формы организации обучения
- Тема 9. Диагностика в обучении
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования
- 4.4. Лабораторный практикум
- 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 5.1. Перечень основной и дополнительной литературы
- 5.2. Перечень возможных Интернет-ресурсов
- 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 7. Содержание итогового и промежуточного контроля
- 7.1. Примерный перечень контрольных вопросов и вопросов для подготовки к экзамену.
- 7.2. Примерная тематика рефератов и курсовых работ
- 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- Часть 2 Планы лекционных занятий
- Тема 1. Понятие дидактики как науки о теории обучения (4 часа)
- Тема 2. Обучение как педагогическая категория (8 часов)
- Тема 3. Психологические основы обучения (4 часа)
- Тема 4. Законы и принципы обучения (6 часов)
- Тема 5. Содержание образования (4 часа)
- Тема 6. Методы обучения (4 часа)
- Тема 7. Средства обучения (4 часа)
- Тема 8. Формы организации обучения (6 часов)
- Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа)
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление (2 часа)
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа)
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии (6 часов)
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании (4 часа)
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования (6 часов)
- Часть 3 Планы семинарских занятий
- Тема 1/1. Дидактика – наука о теории обучения (2 часа)
- Тема 1/2. Дидактические системы в истории классической дидактики (4 часа)
- Тема 2. Процесс обучения (4 часа)
- Тема 3. Психологические основы обучения (4 часа)
- Внимание
- Воображение
- Тема 4. Законы, закономерности и принципы обучения (4 часа)
- Тема 5. Содержание образования (6 часов)
- Тема 6. Методы обучения (6 часов)
- Тема 7. Средства обучения (4 часа)
- Тема 8. Формы организации обучения (8 часов)
- Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа)
- Тема 10. Неуспеваемость учащихся и ее преодоление (2 часа)
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа)
- Тема 12. Концепции и технологии обучения (6 часов)
- Сравнение дидактических систем
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании (8 часов)
- Часть 4 Тексты лекций
- Понятие дидактики как науки об обучении
- 1.1. Понятие и сущность дидактики как науки
- «Великая дидактика,
- 1.2. Важнейшие категории дидактики
- 1.3. Исторические этапы развития дидактики
- 1.4. Актуальные проблемы современного образования
- 1.5. Дидактическая система, ее компоненты
- Тема 2 обучение как педагогическая категория
- 2.1. Сущность обучения
- Сравнительная характеристика процессов познания и обучения
- 2.2. Особенности и характеристика обучения
- 2.3. Движущие силы и противоречия обучения
- 2.4. Целостность, системность, комплексность процесса обучения.
- 2.5. Единство преподавания и учения. Преподавание – деятельность учителя
- Деятельность и функции учителя на различных этапах преподавания
- 2.6. Учение – деятельность учащихся
- 2.7. Функции обучения
- Тема 3 психологические основы обучения
- 3.1. Взаимосвязь обучения и развития
- 3.2. Понятие развивающего обучения
- 3.3. Логика учебного процесса и движение познания человека
- 3.4. Ощущение и восприятие, их развитие в процессе обучения
- 3.5. Мышление, его особенности и развитие в процессе обучения
- 3.6. Практика и ее особенности
- Тема 4 законы и принципы обучения
- 4.1. Общее представление о законах и закономерностях обучения
- 4.2. Законы обучения: дидактические и философские
- 4.3. Закономерности обучения
- 4.4. Понятие о принципах обучения
- 4.5. Система принципов современного обучения
- Тема 5 содержание образования
- 5.1. Содержание образования, исторические теории формирования
- 5.2. Содержание современного российского образования, его особенности
- 5.3. Сущность и структура содержания образования
- 5.4. Требования к содержанию образования, принципы и критерии отбора содержания образования
- 5.5. Личностно-ориентированное содержание образования
- 5.6. Стандарт образования. Учебные планы, программы, учебники
- Тема 6 методы обучения
- 6.1. Понятие метода в обучении
- Методический прием 1
- Методический прием 3
- Методический прием 2
- 6.2. Выбор методов в процессе обучения
- Иерархия факторов, влияющих на выбор метода обучения
- 6.3. Классификации методов обучения
- 6.4. Понятие методической системы
- Тема 7 средства обучения
- 7.1. Понятие средств обучения
- 7.2. Классификации средств обучения
- 7.3. Материальные и идеальные средства обучения
- 7.4. Средства преподавания и средства учения
- Деятельность учителя
- Деятельность
- Содержание образования
- 7.5. Речь как средство обучения
- Тема 8 формы организации обучения
- 8.1. Понятие о формах организации обучения
- 8.2. Классификации форм организации обучения
- 8.3. Характеристика ведущих форм обучения
- 8.4. Урок – основная форма организации обучения
- 8.5. Нетрадиционные уроки
- 8.6. Анализ урока
- 8.7. Понятие об организационной системе обучения
- Тема 9 диагностика качества образования
- 9.1. Диагностика качества образования
- 9.2. Контроль в обучении
- 9.3. Система оценивания качества образования: исторический взгляд и пути модернизации
- 9.4. Тестирование как метод оценивания качества образовательного процесса
- Тема 10 неуспеваемость как психолого-педагогическое явление
- 10.1. Диагнострование потенциальных возможностей учащихся (диагностирование обучаемости)
- . Понятие неуспеваемости и ее причины
- 10.3. Преодоление неуспеваемости
- Тема 11 типология образовательных учреждений
- 11.1. Разнообразие образовательных учреждений в истории педагогики
- 11.2. Типология современных образовательных учреждений
- 11.3. Характеристика основных видов современных образовательных учреждений: доу, общеобразовательные школы, профессиональные образовательные учреждения.
- Тема 12 современные дидактические теории, концепции, технологии
- 12.1. Концепция личностно-развивающего обучения
- 12.2. Подходы к обучению: традиционный и личностно-ориентированный
- Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного подходов к обучению
- 12.3. Концепции развивающего обучения
- 12.4. Понятие педагогической (образовательной) технологии
- 12.5. Современные технологии обучения
- 12.6. Альтернативные технологии
- Тема 13 инновационные процессы в образовании
- 13.1. Инновации в образовании
- 13.2. Инновационные школы
- 13.3. Учителя-новаторы и их технологии
- 13.4. Авторские школы
- Тема 14 концепция модернизации современного российского образования
- 14.1. Состояние современной системы образования и необходимость ее модернизации.
- 14.2. Модернизация дошкольного и общего образования
- 14.3. Система единых государственных экзаменов
- Концепция перехода на 12-летнее общее образование
- 14.5. Модернизация профессионального образования
- Часть 5
- Тестовые проверочные задания
- Дидактика – наука об обучении.
- Дидактические системы
- Процесс обучения
- Психологические основы обучения
- Законы, закономерности и принципы обучения
- Содержание образования
- Методы обучения средства обучения
- Формы организации обучения
- Диагностика в обучении. Неуспеваемость и ее преодоление
- Типология образовательных учреждений
- Концепции и технологии обучения
- Инновационные процессы в образовании
- Часть 6 Методические рекомендации по использованию брс Порядок аттестации студентов по балльно-рейтинговой системе учета учебной работы
- Учетная карточка личных достижений студента (вариант для специальностей «Технология и предпринимательство» и «Безопасность жизнедеятельности»)
- Содержание
- Тема 3. Психологические основы обучения . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 4. Законы и принципы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 5. Содержание образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 6. Методы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 7. Средства обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 8. Формы организации обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 9. Диагностика качества образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление . . . . . .
- Тема 11. Типология образовательных учреждений . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии .
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Часть 5. Тестовые проверочные задания
- Часть 6. Методические рекомендации по использованию брс
- Правильные ответы на тестовые задания
- Диана Александровна Еловикова Теория обучения: