logo search
УМК Теория обучения Еловикова

Сравнительная характеристика процессов познания и обучения

Познание

Обучение

1. Познание всегда индивидуально, между познающим субъектом и объектом познания нет посредников. Познание всегда протекает «один на один» с познаваемым объектом.

1. Обучение всегда является совместной деятельностью двух человек – ученика и учителя. Между субъектом познания и познаваемым объектом есть посредник – учитель, который помогает, направляет и управляет процессом познания.

2. Познание неконтролируемо, нельзя проследить за процессом познания ни «со стороны», ни «изнутри», даже сам человек не всегда способен управлять своим познанием.

2. Обучение есть управляемый процесс, им не только можно, но и необходимо руководить для достижения оптимальных результатов. Руководят обучением его субъекты.

3. Познание стихийно, оно возникает случайно, в зависимости от ситуации, в которой оказывается субъект познания.

3. Обучение всегда планируется, а затем осуществляется в соответствии с планом. Планируется цель и содержание обучения, деятельность субъектов, используемые методы, формы, средства обучения.

4. Познание осуществляется всегда и везде, для того, чтобы познавать окружающий мир не нужно особого места, для этого не отводится специального времени.

4. Обучение регламентировано во времени и пространстве, оно осуществляется по расписанию и чаще всего в специальном помещении.

В обучении познанием управляет и направляет его педагог, осуществляя деятельность преподавания. Само познание в обучении трансформируется в учебно-познавательную деятельность учащихся, которая называется учение.

Познавательная деятельность является единством чувственного восприятия, теоретического абстрактного мышления и практической деятельности. Исследования педагогов и психологов говорят о первостепенной роли в обучении чувственного опыта учащихся. Чувственный опыт является той основой, на которой строится обучение, он поставляет материал для мышления. Чем богаче и разнообразнее чувственный опыт, тем успешнее обучение. При этом очень важно, чтобы ребенок не оказался в ситуации «двух миров», каждый из которых дает ученику особый опыт: мир школьных предметов и совершенно другой, реальный мир. Если это произойдет, то каждый мир будет существовать сам по себе, школьный опыт не найдет применения в жизни. Чем ближе будут два этих мира, тем лучше будет проходить обучение, потому что все изученное на уроках будет возможно применить в обычной жизни ребенка за стенами школы. Это возможно при правильной организации чувственного восприятия с постоянной опорой на жизнь и практику в обучении (так называемый принцип связи обучения с жизнью). Реализация этого принципа повышает активность учащихся в обучении, стимулирует активную мыслительную деятельность, самостоятельность, положительное отношение к изучаемому материалу.

Сущность обучения сегодня рассматривается в сле­дующих подходах: социологическом, педагогическом и психологическом (С.Ф. Петрушкин).

Социологический подход. При таком подходе сущность обучения характеризуется как передача социального опыта подрастающему поколению и усвоение его школьниками.

Развитие ребенка здесь рассматривается как управляемый процесс, кото­рый обеспечивает усвоение учеником определенных сторон опыта человечест­ва. Философское понимание этой идеи заключается в том, что содержание об­разования зависит от социально исторических условий, в которых оно осуще­ствляется.

Педагогический, или дидактический, подход. Обучение с этой позиции представляет собой прохождение определенных этапов усвоения знаний на уроке, которые предопределяют весь ход учебного процесса:

восприятие осмысление закрепление применение.

Главное здесь – строгое соблюдение последовательности этапов усвоения знаний и организация деятельности.

При таком подходе сложность и противоречивость познания снижается, развитие ученика сдерживается. Не все учащиеся способны усваивать материал именно в названном порядке: есть дети (кинестетики по типу восприятия), которым, чтобы понять и осмыслить новую информацию, необходимо применить вновь усвоенное на практике. У таких детей обучение протекает в соответствии с древнекитайской мудростью: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму». Но предложенная схема обучения не позволяет им работать в соответствии с их психическими особенностями, не говоря уже обо всех других учащихся, которым практическая деятельность так же может облегчить понимание и усвоение материала.

В данном подходе восприятие и осмысление знаний, переход от одного этапа к другому становится механическим, с чем в полной мере нельзя согласиться.

Психологический подход. В основе его – психологические теории усвоения знаний и развития человека. Истоки этого подхода идут от психологических взглядов Л.С. Выготско­го об опережающей роли обучения в развитии, о «ближайшей» зоне развития. Исходя из этих взглядов, обучение лишь тогда имеет смысл и протекает наиболее эффективно, когда оно строится на этой ближайшей зоне, основывается на механизмах развития, которые пол­ностью еще не сформировались, но которые могут служить основанием для по­строения учебного процесса. При таком подходе учебный процесс приобретает функцию активного формирования тех психических качеств и свойств, на ос­нове которых он строится. Обучение в данном подходе рассматривается как основное условие развития психических процессов, качеств личности ученика.

Психологический подход к пониманию сущности обучения является сегодня основным. Однако сущность обучения, выводимая только из психологии, приводит к односторонней трактовке педагогического процесса. Для определения сущности обучения необходимо рассматривать все три подхода вместе.

Цели обучения вытекают из общечеловеческих идеалов, национальных традиций, но, прежде всего, из социального заказа.

  1. Обеспечить развитие, полноценное формирование личности обучаемых: развитие мотивов, потребностей, эмоций, познавательных, коммуникативных, творческих и др. способностей.

  2. Привести обучаемых к овладению системой знаний и способов практической и интеллектуальной деятельности.

Данная иерархия целей принята сравнительно недавно. Ставшая сегодня главной цель развития личности недостаточно подкреплена существующими программами, однако она имеет огромное значение, так как развитие личности способствует более эффективному обучению и воспитанию.

Задачи обучения:

  1. Стимулировать учебно-познавательную активность учащихся.

  2. Организовывать их познавательную деятельность.

  3. Развивать мышление, память, другие психические процессы, творческие способности.

  4. Совершенствовать учебные умения и навыки, как практического, так и интеллектуального характера.

  5. Вырабатывать научное мировоззрение и нравственно-эстетическую культуру, содействовать формированию единой целостной картины мира.

Основные компоненты обучения переплетаются, перемежаются с категориями. В частности, содержание, методы, средства обучения можно отнести и к компонентам, и к категориям. Но следует выделить и специфические компоненты обучения (С.Ф. Петрушкин).

1. Целевой компонент обучения – осознание педагогами и принятие учениками цели и задач изучения темы, раздела, предмета в целом определяется требованиями общества.

2. Стимулирующе-мотивационный – осуществление мер по стимулированию интереса, потребностей обучения через развитие положительных мотивов.

3. Операционно-деятельностный – предусматривает организацию деятельности субъектов обучения с использованием разнообразных средств, форм, методов обучения.

4. Контрольно-регулирующий – одновременный контроль со стороны преподавателя за ходом решения поставленных задач обучения и самоконтроль обучаемых за правильностью учебных операций. Он предусматривает взаимодействие учителя и ученика и установление обратной связи.

5. Оценочно-результативный – оценка педагогами и самооценка учениками достигнутых в процессе обучения результатов, установление их со­ответствия поставленным задачам обучения и воспитания.