logo search
Теоретическипе основы обучения математике

4) Эвристическая беседа. Требования к системе вопросов учителя.

Эвристическая беседа – это метод разрешения некоторой проблемы (поиск решения задачи) путём целесообразных вопросов учителя, которые бы вызывали интерес у учащихся заставляли бы их думать, анализируя имеющиеся условия, открывать для себя новые факты. Эвристической, например, является беседа аналитико-синтетического характера по отысканию решения задачи или доказательства теоремы. Педагогическая беседа отличается от обычной беседы тем, что при обычной беседе вопрос задают затем, чтобы узнать ответ. В педагогической беседе ответ учителю, задающему вопрос, известен. Проблема состоит в том, как задать вопрос, чтобы учащиеся дали на него ожидаемый ответ. Начинающий учитель испытывает серьёзные затруднения при организации диалога с учащимися. Для достижения необходимого результата система вопросов учителя должна удовлетворять ряду требований. Приведём некоторые из них, предложенные в учебном пособии [58].

Требования к системе вопросов учителя

  1. Система вопросов должна обладать логической последовательностью, определяемой содержанием материала.

  2. Вопросы должны давать простор для мышления учащихся. Интервалы между вопросами должны быть достаточны для обдумывания ответа.

  3. Вопросы должны быть достаточно сложны, но посильны для большей части учеников класса.

  4. Вопросы должны быть сформулированы кратко и точно. Следует избегать неопределённых вопросов. Например, неуместны вопросы: «Что можно сказать, рассматривая чертёж?», «Что можно сказать про выражение (а + с)3?».

  5. Слово, на которое падает логическое ударение, следует ставить в начале вопроса. Например, «Почему треугольник АВС равнобедренный?».

  6. Одновременно следует предлагать только один вопрос. Двойные вопросы дезорганизуют мышление учащихся и задерживают ответы.

  7. Не следует применять подсказывающих вопросов, то есть таких, в которых в той или другой форме даётся ответ. Следует избегать вопросов, в которых предлагается выбрать одно из двух положений: «Равны или не равны треугольники АВС и СОК?». Такие вопросы являются одним из видов подсказывающих вопросов.

  8. Вопрос задаётся всему классу.

  9. К ответам следует привлекать как можно больше учащихся. Полезно спрашивать и тех, кто не изъявляет желания отвечать, кто не поднял руку.

  10. Если учащиеся затрудняются ответить на вопрос, то уместно или расчленить его на более мелкие вопросы или переформулировать. В крайнем случае, ответ на вопрос даёт сам учитель.

  11. Ответ ученика должен быть точным и полным, понятным для всех учащихся класса (с. 53).