logo search
Теоретическипе основы обучения математике

Характеристика этапов

Подготовительный этап должен включать актуализацию знаний учащихся, необходимых для усвоения новых знаний; мотивацию изучения данного понятия; постановку цели изучения данного понятия.

Введение понятия. Под введением математического понятия понимается этап ознакомления учащихся с новым математическим объектом, который заканчивается его определением.

В процессе изучения нового объекта, который может продолжаться сколь угодно долго, происходит формирование нового понятия.

В методической литературе до недавнего времени рассматривалось два подхода к введению математических понятий: конкретно-индуктивный и абстрактно-дедуктивный. В работе [10] рассмотрен и получил своё название ещё один подход к введению понятий –исследовательский. Характеристика подходов к введению нового математического объекта приведена в следующем пункте.

Раскрытие структуры понятия. Этап выяснения структуры понятия занимает продолжительное время. Так при формировании понятия числа, этот этап длится в течение всех лет обучения математике в школе и вузе.

В процессе изучения теории понятия учителю необходимо решать следующие задачи:

Понятия свойство и признак встречаются не только в процессе изучения математики. Термины свойство и признак используются, например, в биологии, химии и других предметах. Кроме того, учащимся знаком и житейский смысл этих слов. Поэтому нет необходимости вводить строгие определения этих понятий в школе, нужно лишь вести целенаправленную работу по уточнению смысла этих терминов в каждом случае, где это возможно. О свойствах и признаках понятия речь идёт в теоремах. Подробнее об изучении таких теорем см. в п. 4.6.

При рассмотрении систем упражнений необходимо также вести соответствующую работу по формированию понятий.

Пример 1. Рассмотрим систему упражнений к теме «Сумма углов треугольника» (учебник «Геометрия 7-9». Авторы А.А. Атанасян и др.) Во-первых, решая задачи, учащиеся знакомятся, с такими свойствами понятия «равнобедренный треугольник», как: углы при его основании острые; биссектриса внешнего угла при вершине равнобедренного треугольника, противоположной основанию, параллельна основанию. Причём первое свойство не является признаком, а второе свойство одновременно является и свойством и признаком понятия «равнобедренный треугольник». Во-вторых, в одном из упражнений доказывается свойство равностороннего треугольника: каждый угол треугольника равен 600 . В-третьих, в одной из задач (№231) нужно доказать, что если медиана АМ треугольника АВС равна половине стороны ВС, то треугольник является прямоугольным. Очевидно, в этой задаче сформулирован признак прямоугольного треугольника. Можно бы пополнить систему упражнений ещё одной задачей: «Если в равнобедренном треугольнике есть угол 600, то треугольник является равносторонним». Этот признак равностороннего треугольника часто применяется при решении задач.

Таким образом, система упражнений даёт широкий простор для продолжения формирования ранее изученных понятий, а также служит материалом, на котором может быть организовано формирование представлений о признаках и свойствах понятия вообще.

При изучении теорем, в которых учащимся трудно выявить понятие, о котором идёт речь в теореме, рассмотрение этого вопроса можно оставить до того момента, когда учащиеся приобретут некоторый опыт применения теоремы. Уместно это сделать на уроке систематизации и обобщения знаний по данной теме.

Пример 2. Так при изучении теоремы о трёх перпендикулярах учащимся трудно ответить на вопрос, о каком понятии идёт речь в теореме? Хотя теорема о трёх перпендикулярах изучается в теме «Перпендикулярность в пространстве», немногие учащиеся задумываются над тем, для чего нужна эта теорема, где она может быть использована. Поэтому учитель должен тщательно обсудить ответы на эти вопросы и подвести учащихся к следующему выводу: в данной теореме доказан ещё один признак перпендикулярности прямых, особым образом расположенных в пространстве.

Включение понятия в систему других понятий протекает в процессе изучения последующего материала. Специальное место этому этапу отводится на уроках обобщения и систематизации знаний по изученной теме. Связь данного понятия с другими устанавливается посредством структурирования материала, оформления его в виде схемы. Установлению связей данного понятия с другими понятиями способствует также рассмотрение определений, эквивалентных изученному (см. п. 3.5).

Подробная характеристика этапа работы над определением понятия дана в пункте 3.6.

Формирование умения применять новое понятие в деятельности осуществляется в процессе изучения определения, теорем о свойствах и признаках понятия по той же методике, что и формирование любого умения