logo search
Теоретическипе основы обучения математике

1) Поиск доказательства теоремы.

На любом уровне наиболее сложным этапом в обучении доказательству является обучение его поиску. Самостоятельное отыскание доказательства теоремы – процесс творческий. Алгоритма поиска доказательства любой теоремы или решения каждой задачи указать нельзя. Многие учёные – математики и методисты пытались найти правила поиска доказательства теорем и решения задач (Жак Адамар, Дьёрдь Пойя). Эти правила называют эвристиками. С точки зрения обучения деятельности данные правила (эвристики) являются ориентировочной основой деятельности по поиску доказательства теоремы. Перечислим некоторые из них.

Кроме общих эвристик существуют и частные, которые применимы при доказательстве теорем отдельного учебного предмета или темы.

Например, при изучении геометрии в 7-м классе большую помощь ученикам оказывает правило: для доказательства равенства отрезков ищи равные треугольники.

При доказательстве теорем о свойствах и признаках равнобокой трапеции может оказаться полезным одно из трёх построений: проведение двух высот из вершин меньшего основания к большему; проведение диагонали трапеции; построение отрезка, параллельного одной из боковых сторон треугольника, проходящего через вершину меньшего основания.

Несмотря на то, что деятельность по самостоятельному доказательству теорем является творческой, в каждом конкретном случае можно указать предметные действия, которые выполняет ученик, доказывая данную теорему. Поэтому, особенно на ранних этапах обучения доказательству, учитель должен продумать систему вспомогательных упражнений к изучаемой теореме, как систему ориентиров, и включить её в подготовительный этап или рассмотреть на предыдущих уроках. В такую систему входят упражнения на выполнение отдельных рассуждений и операций, из которых состоит содержание доказательства теоремы.