logo search
УМК Теория обучения Еловикова

4.4. Понятие о принципах обучения

Теоретическая концепция обучения должна найти отражение в практике. Мостом, соединяющим теоретические представления с практикой, служат принципы обучения.

Принцип – это инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции, это методическое выражение познанных законов и закономерностей, это знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, сформулированное и используемое в качестве регулятивных норм практики (В.И. Загвязинский).

Мы можем использовать несколько упрощенное определение:

Принцип – деятельностное выражение педагогической концепции, методическое выражение познанных законов и закономерностей, нормативное указание, направляющее и регулирующее практику обучения, в соответствие с которым определяются цели, сущность, содержание, структура обучения.

Категория принципа характеризуется всеобщностью, универсальностью, он обязателен для каждого этапа учебного процесса, любой учебной ситуации. Принцип выступает результатом развития научного знания, теории.

Раньше принципы выводились из практики, из опыта работы, теперь – из законов и закономерностей, сформулированных педагогической теорией. Причем в основе каждого принципа лежит не один закон или одна закономерность – в основе каждого принципа лежит педагогическая теория в целом в совокупности всех законов и закономерностей, существующая образовательная парадигма. И вся система принципов является полным выражением педагогической теории.

В основе определения и использования принципов обучения лежат общие принципы воспитания и принципы организации деятельности, т.к. дидактика – неотъемлемая часть педагогики, а в обучении решаются задачи воспитания и развития.

В формулировках принципов зачастую скрыты противоречия, требующие разрешения: связь теории с практикой, принцип воспитывающего и развивающего обучения, принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм работы, принцип доступности – посильность и трудность и др. Поэтому принцип можно истолковать как рекомендацию о способах разрешения противоречия, достижения гармонии, позволяющей успешно решать учебно-воспитательные задачи.

«Принципы обучения рассматриваются в современной дидактике как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей и условий протекания учебно-воспитательного процесса» (В.И. Загвязинский).

С

Как вы думаете, почему у различных исследователей оригинальные системы прин-

ципов? Предложите свои гипотезы и обсудите их на семинаре.

?

оподчиненность законов, закономерностей и принципов такова. Законы вскрывают внутренние логические связи между объектами и явлениями, закономерности являются проявлениями тех или иных законов, принципы, опираясь на систему законов и закономерностей, представляют собой указание на реализацию в практике законов и закономерностей, а также выдвигают требования к организации дидактического процесса. Для реального применения принципа на практике существуют правила – основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения цели. Правило является связующим звеном между теорией (законы, закономерности, принципы) и практикой – реализацией принципов в учебном процессе. Правила раскрывают, как применять тот или иной принцип на уровне технологии обучения (методические приемы) и являются обобщением многолетнего опыта многих учителей.

Принципы зависят от дидактической концепции. Система принципов отражает общественные потребности в определенных результатах образования. Практически у каждого педагога мы найдем оригинальную систему принципов обучения. Это касается и современных теоретиков (В.А. Сластенин, В.И. Загвязинский, П.И. Пидкасистый и др.) и классиков дидактики (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Б.П. Есипов, М.А. Данилов и др.).

Одна из первых систем принципов принадлежала Я.А. Коменскому. Его основная идея – природосообразность обучения. Он выделял такие принципы:

1. Принцип сознательности и активности (не догматически «вбивать» в головы смесь слов и изречений, а учить понимать суть и смысл вещей).

2. Принцип наглядности (ничего не было в сознании, что заранее не было бы дано в ощущении, «золотое правило дидактики»).

3. Принцип последовательности и систематичности (распределение занятий по годам, месяцам, дням, часам с учетом возрастных особенностей учащихся).

4. Принцип упражнения и прочного усвоения знаний (упражнения делают людей искусными, необходимо во всем упражняться на практике).

В отечественной истории дидактики выделяется система принципов К.Д. Ушинского.

1. Обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу.

2. Обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не сильно легким.

3. Обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового).

4. Порядок и систематичность – одно из главных условий успеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания.

5. Обучение должно вестись природосообразно, в соответствии с психологическими особенностями учащихся.

6. Преподавание каждого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть молодые силы.