logo search
УМК Теория обучения Еловикова

11.1. Разнообразие образовательных учреждений в истории педагогики

Самым древним видом образовательных учреждений являются школы. Первые прообразы школ («Дома молодежи») появились в период разложения первобытного общества одновременно с возникновением индивидуального брака и семьи как общественного явления. Появляются господствующие социальные группы (жрецы, вожди), которые сосредоточили в своих руках власть, подкрепленную знаниями. По мере имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи для рядовых членов общины и элиты. В дальнейшем и школы организовывались для привелегированной части общества. В школах учились дети господствующих групп, и, таким образом, школы являлись элитными учебными заведениями для узкого круга лиц.

Например, в древнем Шумере (3-е тысячелетие до н.э.) существовали «Дома табличек», в которых обучались писцы, занимавшие довольно высокое положение в обществе. Такие «Дома табличек» возникали вначале в семьях писцов, потом – при храмах и дворцах, что лишний раз подчеркивает их привилегированность. Изучали там клинопись (чтение и письмо), счет, два языка (аккадский и шумерский), пение, музыку, ритуалы жертвоприношения, овладевали умениями убедительно говорить, измерять земельные участки, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать язык жрецов, пастухов и ремесленников. Позднее (в 1-ом тысячелетии до н.э.) в программу ввели занятия философией, литературой, историей, геометрией, правом, географией, математикой.

В Древнем Египте обучение также открывалось привилегированному меньшинству, к которому относились и писцы. Школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали с 5 лет. Изучали иероглифическое письмо (не менее 700 иероглифов), чтение, составление деловых бумаг. В ряде школ обучали географии, математике, астрономии, медицине, языкам других народов. Дети фараонов и высшей знати учились в царских школах.

В Древней Мексике дети знати изучали в школе науки, недоступные простым смертным: пиктографическое письмо, наблюдение за звездами, расчеты площадей, – и это давало им власть над остальными.

В Древнем Китае существовали школы высшие и низшие. В высших школах дети привилегированного сословия изучали сложное иероглифическое письмо, философию, мораль, произведения писателей и поэтов, астрономию.

Жрецы одного из племен маори (Новая Зеландия) до сих пор создают специальные школы варе вананга (дом знаний). В них самые знающие люди передают молодым знания и опыт племени, знакомят их с обрядами и преданиями, посвящают в искусство черной магии и колдовства. Подобный курс обучения занимает несколько лет.

В античности существовали различные школы. Система образования Спарты была государственной, но ярко выраженных типов учебных заведений там не прослеживается. Система учебных заведений Афин насчитывает несколько разновидностей школ. Они образовывали три ступени образования.

  1. Мусические школы: школа грамматиста и школа кифариста. Эти школы были частные и платные. В них занимались только мальчики с 7 до 12-14 лет. Изучали чтение, письмо, счет – в школе грамматиста; музыку, пение, декламацию – в школе кифариста. У одного учителя (дидаскала) занималось от 20 до 40 человек.

  2. Палестра (школа борьбы): общее физическое воспитание и элементарная военная подготовка. Обучение длилось 2-3 года до 16 лет. В содержание образования входило пятиборье: бег, прыжки, метание диска и копья, верховая езда, плавание, а так же борьба, танцы. Иногда подростки посещали одновременно мусическую школу и палестру. Оба этих вида учебных заведений давали начальное образование.

  3. Гимнасии – государственные философские школы. Всего существовало три гимнасии: Академия Платона, Ликей Аристотеля, Киносарг Антисфена. В них проходило изучение философии, политики, литературы. У каждого ученого был свой стиль работы с учащимися: Аристотель во время занятий прогуливался с учениками по саду, за что учеников его называли перипатетиками (перипатетики – «прогуливающиеся»). Платон вел свои занятия у фонтана, и даже сконструировал специальные водяные часы, отмечающие начало и конец занятий.

  4. Эфебия. В ней обучались юноши 18-20 лет. Они получали военное и политическое воспитание, изучали науку управления государством. Это была школа для избранных, в нее принимались дети государственных деятелей.

В Древней Греции впервые появилось понятие университет, но не в том значении, которое знаем мы. Университетом назывались занятия у кого-либо из известных софистов, риторов или философов. Это группа учащихся, перенимавших знания у ученого. Причем софисты – одни из первых платных учителей.

В средние века учебные заведения были, в основном, христианскими. Первые церковные школы появляются в VII веке н.э. на территории Ирландии, Англии и Шотландии. До этого, в языческой Европе, школ не было, обучение было сословно-семейным.

В раннем средневековье существовало несколько типов школ.

  1. Приходская школа – это элементарная школа, которая располагалась при церкви и давала начальные знания в области религии, церковного песнопения, чтения на латинском языке, иногда – счет и письмо. Обучалось 3-10 учеников. Уроки вел дьякон. Учителя называли дидаскал. За дисциплиной наблюдал циркатор.

  2. Монастырские и епископальные школы. Ученики собирались вокруг епископа и получали глубокие религиозные знания. Выделяли школу интериор – для монастырской молодежи, и экстериор – для светского юношества. Учителями были монахи или священники. Занятия шли в определенные часы. Предметы те же, что и в приходской школе, но позднее добавились риторика, религиозная философия, грамматика и предметы квадривиума: астрономия, музыка, арифметика, геометрия. Большое внимание уделялось переписыванию книг, за счет чего в монастырях появлялись библиотеки. «Монастырь без библиотеки все равно что крепость без оружия» - говорит средневековая поговорка.

  3. Соборная и кафедральная школы. Школы этого типа считались повышенными, так как располагались в крупных церковных центрах. В них преподавалось «семь свободных наук»: тривиум – риторика, диалектика, грамматика; квадривиум – астрономия, музыка, арифметика, геометрия. Существовали также внутренние общежительные школы для молодежи, связавшей жизнь с религией и открытые школы для мирян. Первые – воспитательные, вторые – образовательные.

Перечисленные школы не были преемственными учебными заведениями. В то же время в раннехристианских школах существовало несколько уровней обучения:

Элементарный уровень давали в приходских школах, средний и повышенный – в монастырских и кафедральных. Основной книгой для обучения был Псалтырь. Сначала механически заучивали наизусть на латинском языке молитвы и все 150 псалмов. Затем изучали латинскую азбуку, чтение и письмо. Позже появились специальные учебные пособия.

Наивысшего расцвета школы достигли в эпоху правления Карла Великого в IX веке. Его эпоху называют Каролингским Ренессансом. При его дворе даже существовало нечто вроде Академии, в которой был собран цвет ученых людей того времени. Затем постепенно школы пришли в упадок. К XIII веку схоластика вытеснила грамматику и риторику. Вероучению придали форму научного знания, светское знание подчинялось вере. Число школ росло, но уровень образования в них снижался, содержание образования все более сокращалось.

Посещение школы в средние века было обязательным под угрозой штрафа в 12 марок. Учителями могли быть миряне, они же были и учениками. Возрастных цензов для обучения не было. Карл Великий оставался невеждой до 30 лет, затем начал свое обучение, и в результате сумел поднять школьное образование до очень высокого уровня.

Христианские учебные заведения характеризуются следующими признаками:

  1. Имея религиозно-нравственную конечную цель, они были учреждением не только образовательным, но и воспитательным.

  2. Христианское обучение соединилось с обучением письму, чтению, песнопению.

  3. Школы не были частными и сословными, они носили массовый характер (перед Богом все равны).

В позднем средневековье появились придворные светские школы: учили детей чтению, счету, составлению деловых бумаг, знакомили с историей, географией, естествознанием. Организовывались городские школы: с обучением и проживанием детей вне церквей и монастырей. Школы счета – подготовительные для поступления в более высокие учебные заведения – латинские школы (коллегии). Обучение было схоластическим, преобладала зубрежка.

Для детей дворян (рыцарства) специальных школ не существовало, они обучались на дому. Мальчики в 6 лет становились пажами в доме сюзерена или при королевском дворе, в 14 лет поступали на службу рыцарю в качестве оруженосца, а в 21 год посвящались в рыцари. Будучи оруженосцем, мальчик постигал «семь рыцарских добродетелей»: фехтование, владение копьем, мечом и щитом, верховая езда, плавание, игра в шахматы, танцы, умение слагать и петь стихи в честь дамы сердца. Уметь читать и писать для рыцаря считалось необязательным. Девочки обучались дома или, позднее, в женских монастырях. Они изучали грамоту, словесность, искусство врачевания, музыку, танцы. При этом юная леди так же должна была уметь сидеть в седле и владеть оружием. Поэтому в средние века женщина верхом и с мечом не была такой уж редкостью. На королевских охотах часто можно было видеть придворных дам в доспехах и с оружием.

В начале XII века возникают новые учебные заведения – первые университеты – школы «всеобщих знаний». В конце XI – начале XII века отдельные кафедральные и монастырские школы превращаются в крупные учебные центры, которые затем становятся университетами, своеобразными научными центрами Западной Европы. Так возник Парижский университет (1200 год), который вырос из Сорбонны – богословской школы при Нотр-Даме, к которой присоединились медицинская и юридическая школы. Подобным образом возникли и другие европейские университеты: в Оксфорде (1206 г.), Неаполе (1224 г.), Кембридже (1231 г.), Лиссабоне (1290 г.). Город, в котором был университет, процветал, так как в него стекались все жаждущие просвещения и учения.

Университет включал несколько факультетов.

  1. Артистический факультет (подготовительный). На нем преподавалось «семь свободных искусств»: тривиум – риторика, диалектика, грамматика; квадривиум – астрономия, музыка, арифметика, геометрия; еще преподавалось богословие. Юноши 13–14 лет записывались на занятия к профессору, занимались у него от 3 до 7 лет и, если занимались успешно, получали степень бакалавра (помощник преподавателя). Бакалавр мог посещать лекции и других профессоров, помогал обучать новых студентов. По истечении определенного времени после публичной защиты своей научной работы ему присуждалась степень магистра (начальник, учитель). Обычно для получения степени бакалавра было необходимо обучаться 2-3 года, после 4-6 лет присуждалась степень магистра. Со степенью бакалавра можно было продолжать обучение на старших факультетах: юридический, медицинский, богословский. Со степенью магистра можно было преподавать, проводить диспуты.

  2. Старшие факультеты: юридический, медицинский, богословский. Срок обучения 8-10 лет, по окончании присуждалась степень доктора соответствующих наук (впервые докторская степень присуждена в 1130 году в Болонском университете).

Учение происходило с 20 октября по 7 сентября. Не учились на пасху и в жаркие летние дни. Формы занятий: лекции – обязательные утренние (ординарные) и повторительные вечерние. За пропуск лекции взимался штраф как со студента, так и с преподавателя. Текст лекции профессора читали по книге (чаще на латинском языке – языке науки) с комментариями, у студентов был на руках тот же текст, и они следили по тексту. Затем сообща воспроизводили содержание лекции. Еженедельно магистр проводил диспуты. Количество книг было ограничено, поэтому магистры составляли некое подобие хрестоматий – выдержек из книг. К экзамену допускались студенты, посетившие определенное число лекций и принявшие участие в диспутах (своеобразный прообраз системы современных европейских образовательных кредитов).

Обучение в университетах было платным. Университеты существовали за счет взносов за обучения и отчислений из городской казны. Чтобы оплатить обучения студентам приходилось перебиваться случайными заработками, уроками, иногда попрошайничать или странствовать. В средневековых университетах студенчество было очень мобильным, можно было неоднократно поменять университет. И сами университеты, как объединение профессуры и студентов, были «легки на подъем» – если в окрестностях города начиналась война или чума, или жители города переставали оплачивать работу профессоров, университет мог переехать в другой город. Университеты были весьма демократичны, в них могли обучаться представители разных национальностей, разного возраста и сословий, но только мужчины.

Среди обучающихся в университетах различали студентов и вольнослушателей. Студенты постоянно жили в университете (как современные студенты в общежитии), вольнослушатели приходили к семи утра и уходили в семь вечера. За закрытыми университетскими воротами после семи начинались студенческие пирушки, открывались кабачки, можно было с профессорами выпить кружку пива, поговорить, обсудить какие-либо вопросы.

До 19 века основными учебными заведениями оставались школы, ведущие педагоги – теоретики и практики – вводили в школьное обучение свои идеи.

В начале 19 века (1816 г.) Роберт Оуэн в Англии создал первое дошкольное учреждение для детей от 1 до 5 лет. В Германии учение о воспитании детей в детских садах разрабатывал также в начале 19 века Фридрих Фребель. Таким образом, к началу 19 века возникли все основные типы учебных заведений, которые мы имеем сейчас.

На Руси школы массово стали создаваться князем Владимиром после 988 года – после Крещения Руси. Создавались училища и школы в основном для изучения Священного писания. Человек, его преподающий, назывался учитель. Тот, кто учил грамоте, назывался мастер. Основным местом обучения все же являлась семья. В целом средневековая Русь была более образованна, чем средневековая Европа. В Новгородских раскопках находят изделия ремесленников, подписанные именем их автора.

В 1631 году появилось первое на Руси высшее учебное заведение – Киево-могилянская коллегия, впоследствии – академия. В ней было 8 классов: четыре младших, два средних и два старших. Младшие классы изучали славянский, греческий, латинский, польский языки, религиозные тексты, арифметику, пение; средние классы добавляли стихосложение, риторику, старшие классы – философию, богословие.

По образцу Киевской в 1687 году в Москве создается Славяно-греко-латинская академия, в которой изучались «семь свободных искусств», богословие и «наука правосудия». В Славяно-греко-латинской академии обучался Михаил Васильевич Ломоносов.

В XVIII веке в России открываются первые светские государственные школы и первые в Европе реальные училища (профессиональные учебные заведения).

В 1701 году открывается школа математических и навигацких наук. В нее зачислялись все, кто желал получить образование (кроме крепостных), дети дворян (бояр), не желавшие учится, зачислялись в школу принудительно. Затем по образцу были открыты артиллерийские, навигацкие, хирургические, инженерные, «разноязычные», горнозаводские и арифметические школы, которые позволяли получать профессиональное образование.

В 1725 году открывается Академия наук в Петербурге, при ней открывается университет и гимназия. В 1755 году открывается Московский университет и при нем две гимназии.

Таким образом, к концу XVIII века в России образуются почти все основные виды учебных заведений.