11.3. Характеристика основных видов современных образовательных учреждений: доу, общеобразовательные школы, профессиональные образовательные учреждения.
Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ).
После реформирования системы образования у нас сложились следующие типы дошкольных образовательных учреждений:
комбинированные (в них осуществляются все виды деятельности: присмотр за ребенком, уход, развитие, коррекция);
сеть развивающих образовательных учреждений – прогимназические детские сады;
коррекционные дошкольные образовательные учреждения (проводится коррекция речи, слуха);
ДОУ по присмотру и уходу (на месяц, неделю, час).
Основные задачи ДОУ – создание условий для полноценного разностороннего развития ребенка в условиях радостного, комфортного проживания детей дошкольного возраста, благодаря созданию атмосферы взаимопомощи, взаимоответственности. Основное содержание направлено на развитие всех сфер личности ребенка, на формирование умений общаться, элементов самообслуживающего труда. Одной из важнейших задач ДОУ является формирование основ здорового образа жизни и физическое развитие ребенка. С недавних пор в детских садах вводятся программы по формированию основ экологической культуры ребенка, в основном ее эмоционально-ценностного компонента.
Учеными разработаны разнообразные программы по развитию ребенка: «Радуга», «Солнышко», «Счастливое детство» и др. (от 1 года до 5-6 лет).
Общеобразовательные учреждения.
Они осуществляют образование на трех ступенях:
начальное образование (1-4 кл.) может осуществляться как в рамках обучения в общей средней школы, так и в условиях отдельных начальных школ. Есть мысль о том, чтобы отдельную начальную школу сделать филиалом общей или полной средней школы. Основная задача начального образования – обучить детей грамоте, счету, сохранить здоровье детей и развить когнитивную и эмоционально-волевую сферы до такого уровня, чтобы ребенок смог продолжить обучение на следующей ступени. Содержание образования реализуется по двум основным направлениям: традиционному и развивающему (технологии Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова);
общее среднее образование. Обучение проходит с 5-го по 9-й класс. Заканчивается выдачей аттестата о среднем образовании. Начальная и средняя школы являются обязательными. Среднее образование ребенок может получать в специальных учебных заведениях: суворовское училище, нахимовское, кадетские корпуса. Основная задача этой ступени – сформировать способы совместной деятельности, научить ребенка способам самообразования, самовоспитания, раскрыть творческие способности, создать необходимые условия для актуализации личности ученика, обеспечить условия для глубокого усвоения основ наук и формирования научного мировоззрения. Обучение на этой ступени проходит, в основном, по традиционной программе, которая проявляется в различных вариантах учебных курсов (разные учебно-методические комплекты). Выбор того или иного курса администрация школы оставляет за собой или предоставляет школьному методическому объединению учителей-предметников. Но в некоторых школах обучение в среднем звене ведется по развивающим программам, например, В.В. Давыдова. Необходимо помнить, что среднее образование – обязательное, до 14 лет ребенка нельзя исключить из школы. С 14 до 15 лет ребенка можно исключить из школы по согласованию с родителями и перевести в другую школу. 15-летнего ребенка можно исключить из школы по согласованию с инспекцией по делам несовершеннолетних;
полное среднее образование, которое заканчивается получением аттестата о полном среднем образовании. Основная задача – сформировать у ученика целостную научную картину мира, и, по возможности, единую картину мира; подготовить к осознанному выбору профессии, создать условия для самоопределения личности. Обучение, в основном, традиционное. Экспериментальные разработки развивающей программы Давыдова проходят испытания и не рекомендованы министерством образования (впрочем, как и для средней школы, чтобы обучать детей по этим программам, необходимо получать разрешение в отделе образования). Для полной средней школы может быть избрано профильное или индивидуальное обучение.
Кроме общеобразовательных полных школ, можно выделить следующие полные школы: инновационные образовательные учреждения – лицей, гимназия; профильные школы; общеобразовательные сменные открытые школы (вечерние); специальные коррекционные школы; специальные закрытые школы (в колониях для несовершеннолетних).
Профессиональные образовательные учреждения.
Профессиональное образование осуществляется на трех уровнях:
начальное профессиональное образование в лицее, профессиональном училище, профессиональном лицее. Основная задача – подготовить работников в сфере производства и обслуживания не ниже 3-го квалификационного разряда. Обучение осуществляется на базе как полного, так и среднего образования. Отдельным профессиональным лицеям разрешается из числа особо способных учащихся создавать группы для получения среднего профессионального образования с условием продления образования сроком на один год;
среднее профессиональное образование осуществляет подготовку специалистов среднего звена на базе основного, среднего или начального профессионального образования в техникумах, училищах (медицинском, педагогическом, культурно-просветительском и др.), колледжах. Техникум дает базовое образование. Колледж дает повышенный уровень среднего профессионального образования. Повышенный уровень означает, что учащийся получает не только системные знания основ наук за курс средней школы, но и знакомит студентов с основами вузовских дисциплин (экономика, философия и др.) для получения высшего образования по сокращенным срокам;
высшее профессиональное образование, которое готовит специалиста высокой квалификации среднего и высшего звена на базе среднего и среднего профессионального образования. Виды высших учебных заведений: институт (несколько факультетов по близким специальностям, в одной области, например, педагогический институт), академия (по структуре близка институту), университет (широкий спектр изучаемых наук, разные факультеты с несколькими специальностями), высшее военное училище. Обучение в вузе позволяет осуществить разноуровневую подготовку. Стандарт образования в вузе имеет разделы:
социально-гуманитарные знания;
естественно-математические знания;
общепрофессиональные знания;
специальные профессиональные знания.
Первые два раздела соответствуют незаконченному высшему образованию. Студент имеет право получить диплом и прервать обучение без овладения профессией. Изучение трех разделов в течение не менее четырех лет дают право получить диплом бакалавра при условии выполнения бакалаврской дипломной работы. Диплом бакалавра не дает в целом права работать по специальности, т.к. в нем указано только направление обучения – социально-экономические знания, психологические знания, педагогические знания и др. При обучении сроком не менее пяти лет можно получить квалификацию дипломированного специалиста. Следующая ступень – изучение четырех разделов в срок не менее шести лет и получение степени магистра с указанием специализации при условии выполнения магистерской диссертации.
Желающие заниматься научными разработками по избранной специальности после получения квалификации специалиста и по истечении установленного срока (для педагогов – не менее 2-х лет практической работы) могут поступить в аспирантуру. Сдача экзаменов кандидатского минимума, написание научно-исследовательской работы – диссертации на соискание ученой степени кандидата наук – дает возможность получения диплома и ученой степени кандидата наук, право заниматься научно-преподавательской деятельностью в высших учебных заведениях. Затем по желанию и возможностям обучение может быть продолжено в докторантуре. Там проходит обучение кандидатов наук с параллельной работой над докторской диссертацией. После защиты докторской диссертации присваивается ученая степень доктора наук с последующей возможностью получить звание профессора.
?!
Справка
Подготовка аналогичная аспирантуре в большинстве зарубежных стран осуществляется в специальных центрах последипломного образования при университетах. Там магистры проводят исследовательскую работу, и после ее защиты получают высшую ученую степень (чаще всего доктор наук).Таким образом, российского кандидата наук за рубежом могут называть «доктор наук».
Существует также послевузовское профессиональное образование – курсы повышения квалификации и другие формы. Цель – повышение профессиональной компетентности. Институты повышения квалификации не выдают дипломов – только свидетельства или сертификаты.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Часть 1
- Рабочая программа
- Выписка
- Из государственного образовательного стандарта
- Структура дисциплины
- 1. Цель и задачи дисциплины
- 2. Требования к уровню освоения дисциплины
- 3. Объем дисциплины и виды учебной работы Общий календарный план
- Календарный план для студентов дневного отделения.
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Тематический план для студентов очного отделения
- 4.2. Тематический план для студентов заочного отделения 5 лет
- 4.2. Тематический план для студентов заочного отделения 3,5 лет
- 4.3. Содержание разделов дисциплины
- Тема 1. Дидактика как наука о теории обучения
- Тема 2. Обучение как педагогическая категория
- Тема 3. Психологические основы обучения.
- Тема 4. Законы и принципы обучения
- Тема 5. Содержание образования
- Тема 6. Методы обучения
- Тема 7. Средства обучения
- Тема 8. Формы организации обучения
- Тема 9. Диагностика в обучении
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования
- 4.4. Лабораторный практикум
- 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 5.1. Перечень основной и дополнительной литературы
- 5.2. Перечень возможных Интернет-ресурсов
- 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 7. Содержание итогового и промежуточного контроля
- 7.1. Примерный перечень контрольных вопросов и вопросов для подготовки к экзамену.
- 7.2. Примерная тематика рефератов и курсовых работ
- 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- Часть 2 Планы лекционных занятий
- Тема 1. Понятие дидактики как науки о теории обучения (4 часа)
- Тема 2. Обучение как педагогическая категория (8 часов)
- Тема 3. Психологические основы обучения (4 часа)
- Тема 4. Законы и принципы обучения (6 часов)
- Тема 5. Содержание образования (4 часа)
- Тема 6. Методы обучения (4 часа)
- Тема 7. Средства обучения (4 часа)
- Тема 8. Формы организации обучения (6 часов)
- Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа)
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление (2 часа)
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа)
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии (6 часов)
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании (4 часа)
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования (6 часов)
- Часть 3 Планы семинарских занятий
- Тема 1/1. Дидактика – наука о теории обучения (2 часа)
- Тема 1/2. Дидактические системы в истории классической дидактики (4 часа)
- Тема 2. Процесс обучения (4 часа)
- Тема 3. Психологические основы обучения (4 часа)
- Внимание
- Воображение
- Тема 4. Законы, закономерности и принципы обучения (4 часа)
- Тема 5. Содержание образования (6 часов)
- Тема 6. Методы обучения (6 часов)
- Тема 7. Средства обучения (4 часа)
- Тема 8. Формы организации обучения (8 часов)
- Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа)
- Тема 10. Неуспеваемость учащихся и ее преодоление (2 часа)
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа)
- Тема 12. Концепции и технологии обучения (6 часов)
- Сравнение дидактических систем
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании (8 часов)
- Часть 4 Тексты лекций
- Понятие дидактики как науки об обучении
- 1.1. Понятие и сущность дидактики как науки
- «Великая дидактика,
- 1.2. Важнейшие категории дидактики
- 1.3. Исторические этапы развития дидактики
- 1.4. Актуальные проблемы современного образования
- 1.5. Дидактическая система, ее компоненты
- Тема 2 обучение как педагогическая категория
- 2.1. Сущность обучения
- Сравнительная характеристика процессов познания и обучения
- 2.2. Особенности и характеристика обучения
- 2.3. Движущие силы и противоречия обучения
- 2.4. Целостность, системность, комплексность процесса обучения.
- 2.5. Единство преподавания и учения. Преподавание – деятельность учителя
- Деятельность и функции учителя на различных этапах преподавания
- 2.6. Учение – деятельность учащихся
- 2.7. Функции обучения
- Тема 3 психологические основы обучения
- 3.1. Взаимосвязь обучения и развития
- 3.2. Понятие развивающего обучения
- 3.3. Логика учебного процесса и движение познания человека
- 3.4. Ощущение и восприятие, их развитие в процессе обучения
- 3.5. Мышление, его особенности и развитие в процессе обучения
- 3.6. Практика и ее особенности
- Тема 4 законы и принципы обучения
- 4.1. Общее представление о законах и закономерностях обучения
- 4.2. Законы обучения: дидактические и философские
- 4.3. Закономерности обучения
- 4.4. Понятие о принципах обучения
- 4.5. Система принципов современного обучения
- Тема 5 содержание образования
- 5.1. Содержание образования, исторические теории формирования
- 5.2. Содержание современного российского образования, его особенности
- 5.3. Сущность и структура содержания образования
- 5.4. Требования к содержанию образования, принципы и критерии отбора содержания образования
- 5.5. Личностно-ориентированное содержание образования
- 5.6. Стандарт образования. Учебные планы, программы, учебники
- Тема 6 методы обучения
- 6.1. Понятие метода в обучении
- Методический прием 1
- Методический прием 3
- Методический прием 2
- 6.2. Выбор методов в процессе обучения
- Иерархия факторов, влияющих на выбор метода обучения
- 6.3. Классификации методов обучения
- 6.4. Понятие методической системы
- Тема 7 средства обучения
- 7.1. Понятие средств обучения
- 7.2. Классификации средств обучения
- 7.3. Материальные и идеальные средства обучения
- 7.4. Средства преподавания и средства учения
- Деятельность учителя
- Деятельность
- Содержание образования
- 7.5. Речь как средство обучения
- Тема 8 формы организации обучения
- 8.1. Понятие о формах организации обучения
- 8.2. Классификации форм организации обучения
- 8.3. Характеристика ведущих форм обучения
- 8.4. Урок – основная форма организации обучения
- 8.5. Нетрадиционные уроки
- 8.6. Анализ урока
- 8.7. Понятие об организационной системе обучения
- Тема 9 диагностика качества образования
- 9.1. Диагностика качества образования
- 9.2. Контроль в обучении
- 9.3. Система оценивания качества образования: исторический взгляд и пути модернизации
- 9.4. Тестирование как метод оценивания качества образовательного процесса
- Тема 10 неуспеваемость как психолого-педагогическое явление
- 10.1. Диагнострование потенциальных возможностей учащихся (диагностирование обучаемости)
- . Понятие неуспеваемости и ее причины
- 10.3. Преодоление неуспеваемости
- Тема 11 типология образовательных учреждений
- 11.1. Разнообразие образовательных учреждений в истории педагогики
- 11.2. Типология современных образовательных учреждений
- 11.3. Характеристика основных видов современных образовательных учреждений: доу, общеобразовательные школы, профессиональные образовательные учреждения.
- Тема 12 современные дидактические теории, концепции, технологии
- 12.1. Концепция личностно-развивающего обучения
- 12.2. Подходы к обучению: традиционный и личностно-ориентированный
- Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного подходов к обучению
- 12.3. Концепции развивающего обучения
- 12.4. Понятие педагогической (образовательной) технологии
- 12.5. Современные технологии обучения
- 12.6. Альтернативные технологии
- Тема 13 инновационные процессы в образовании
- 13.1. Инновации в образовании
- 13.2. Инновационные школы
- 13.3. Учителя-новаторы и их технологии
- 13.4. Авторские школы
- Тема 14 концепция модернизации современного российского образования
- 14.1. Состояние современной системы образования и необходимость ее модернизации.
- 14.2. Модернизация дошкольного и общего образования
- 14.3. Система единых государственных экзаменов
- Концепция перехода на 12-летнее общее образование
- 14.5. Модернизация профессионального образования
- Часть 5
- Тестовые проверочные задания
- Дидактика – наука об обучении.
- Дидактические системы
- Процесс обучения
- Психологические основы обучения
- Законы, закономерности и принципы обучения
- Содержание образования
- Методы обучения средства обучения
- Формы организации обучения
- Диагностика в обучении. Неуспеваемость и ее преодоление
- Типология образовательных учреждений
- Концепции и технологии обучения
- Инновационные процессы в образовании
- Часть 6 Методические рекомендации по использованию брс Порядок аттестации студентов по балльно-рейтинговой системе учета учебной работы
- Учетная карточка личных достижений студента (вариант для специальностей «Технология и предпринимательство» и «Безопасность жизнедеятельности»)
- Содержание
- Тема 3. Психологические основы обучения . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 4. Законы и принципы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 5. Содержание образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 6. Методы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 7. Средства обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 8. Формы организации обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 9. Диагностика качества образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление . . . . . .
- Тема 11. Типология образовательных учреждений . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии .
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Часть 5. Тестовые проверочные задания
- Часть 6. Методические рекомендации по использованию брс
- Правильные ответы на тестовые задания
- Диана Александровна Еловикова Теория обучения: