logo search
Теоретическипе основы обучения математике

1) Развитие познавательного интереса к изучению математики.

Современная система образования призвана не только вооружать учащихся новыми знаниями, но и формировать у учащихся потребность в непрерывном самостоятельном творческом познании, развивать потребность к самообразованию. Одним из основных направлений решения поставленных общих задач образования является расширение познавательной и мотивационной сферы деятельности учащихся, что, в свою очередь, требует повышения уровня развития познавательного интереса учащихся. Интерес понимается в психологии как избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности, одна из характеристик личности. Познавательный интерес – это устойчивое стремление личности к целенаправленной активно-познавательной деятельности в той сфере, которая имеет для неё особое значение [88]. Мотивы, побуждающие школьника к приобретению знаний, могут быть различными, например, надо хорошо учиться, чтобы не огорчать родителей. Но среди всех мотивов обучения самыми действенными являются учебные мотивы (интерес к содержанию учебного предмета, к процессу познания в целом). Интерес к предмету осознаётся учащимися раньше других мотивов, он для них более значим, и поэтому является действенным, реальным мотивом учения. Из этого не следует, что обучать школьников нужно лишь тому, что им интересно. Необходимо у них воспитывать силу воли, умение преодолевать трудности, прививать им ответственное отношение к своим обязанностям. Тем не менее, интерес – мощный побудитель активности личности, под его влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряжённо, а деятельность становится увлекательной и продуктивной. Самыми характерными для познавательного интереса усилиями являются инициатива поиска, стремление к самостоятельному добыванию знаний, выдвижение гипотез и постановка задач на пути познания. В связи со сказанным выше, развитие познавательного интереса – одна из важнейших целей обучения. К какой же группе целей её отнести? Как мощный стимул к самообразованию развитие познавательного интереса можно отнести к образовательным целям. Человек, для которого потребность к самообразованию стала чертой личности, характеризуется следующими качествами:

Овладение учащимися перечисленными качествами соответствует высокому уровню развития их интеллекта. Потому развитие познавательного интереса учащихся можно рассматривать как одну из развивающих целей обучения.

Развитие познавательного интереса можно рассматривать и как цель воспитания, так как, в конечном счёте, – интерес к учению, к самообразованию становится качеством, характеризующим личность школьника. В основе познавательного интереса лежит волевое усилие, кроме того, познавательный интерес имеет и эмоциональную окраску. Он характеризуется такими эмоциональными проявлениями как удивление, чувство радости, успеха. Таким образом, развитие познавательного интереса учащихся можно отнести и к развивающим, и к воспитательным целям. Познавательный интерес – явление многогранное, влияющее на процессы обучения, воспитания и развития личности.

В развитии познавательного интереса можно выделить 3 стадии:

В первом случае возникновение интереса у учащихся возникает за счёт средств активизации деятельности учащихся на уроке. Использование дидактических игр, применение наглядных пособий, исторические экскурсы, необычная организация деятельности учащихся на уроке и прочее, всё это, прежде всего, является стимулом для привлечения непроизвольного внимания учащихся. Такой интерес называют непроизвольным, ситуативным. Но он является необходимой предпосылкой к развитию произвольного интереса к учению. Мощным стимулом к учению может стать для учащихся личность учителя. Мастерство учителя, его нравственное поведение, умение построить общение с учащимися на субъект-субъектной основе положительно влияет на развитие устойчивого интереса к учению, на нравственность учащихся, является положительным мотивом деятельности учащихся.

Развитие устойчивого (произвольного) интереса к изучаемому предмету, например, к математике, процесс длительный и неоднозначный для разных детей. У одних школьников данный интерес проявляется рано и становится чертой личности, у других, наоборот, с некоторых пор он пропадает. Развивать устойчивый интерес к предмету можно посредством включения учащихся в процесс познания, делая их соучастниками процесса познания, добиваясь на каждом уроке ситуации успеха, которая возможна лишь тогда, когда учащийся понимает смысл происходящего на уроке. Развитие произвольного познавательного интереса связано непосредственно с содержанием обучения. Возникновению и развитию произвольного интереса к учению способствует:

Какие же задачи должен решать на уроке математики учитель для того, чтобы интерес к математике, к учению становился мотивом деятельности и влиял бы на развитие личности ребёнка?