logo search
УМК Теория обучения Еловикова

7.1. Понятие средств обучения

Со времен Я.А. Коменского известно «золотое правило» дидактики, им сформулированное: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия – зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу могут восприниматься несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

Это актуально и сегодня. Профессионал-педагог обязан дать своим ученикам возможность чувственного восприятия изучаемых объектов. Это могут быть натуральные объекты и явления, их макеты и модели, графические изображения и абстрактная интерпретация в виде схем, графиков, формул, диаграмм. Все эти и другие предметы и изображения, предъявляемые учащимся для рассмотрения, изучения, анализа в учебном процессе, помогают достигать целей обучения и могут называться средствами обучения.

Сегодня средства обучения можно рассматривать в двух значениях. В традиционном узком значении средства обучения можно понимать как совокупность предметов и их изображений (наглядных пособий), демонстрационных устройств, технических средств, которые предъявляются учащимся и служат средством усвоения новых знаний и умений. В этом значении средства обучения приравниваются к средствам наглядности. В более широком значении под средствами обучения понимают все то, что способствует достижению целей образования, т.е. вся совокупность содержания, методов, форм, средств наглядности.

Мы будем рассматривать средства обучения в первом значении, но добавим к ним еще те знания, которыми обладает учащийся, и которые помогают ему усваивать новую информацию. Это позволит уточнить понимание средств обучения и уйти от аналогии со средствами наглядности, так как они являются только частью средств обучения. Поэтому средства обучения можно определить следующим образом:

Средства обучения – это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний (П.И. Пидкасистый).

Категория средств обучения находится в тесной взаимосвязи с категорией метода. Средства обучения и методы обучения всегда используются в сочетании друг с другом.

В обучении всегда есть цель – некоторая вершина знаний и развития. Методы обучения представляют собой путь, по которому учащиеся идут к этой вершине, а средства обучения помогают сделать этот путь менее трудным и более быстрым.

Представим себе, что наша цель – покорение горной вершины, например, Эвереста. Каким путем, способом мы можем это сделать? Можно пойти традиционно – пешком, можно подняться на вертолете, можно преодолеть весь путь до вершины мысленно. Это – разные методы, которыми мы можем достичь цели. И каждый метод предполагает использование определенных средств. Если мы полетим на вертолете, то это, как минимум, вертолет. Если мы собираемся идти пешком, то средствами будут необходимое снаряжение, компас, карта, запас пищи и многое другое, если же наш путь мы хотим пройти мысленно, то нашим средством будут наши знания о том, что такое Эверест, где он находится, как выглядит, его высота и т.д. Получается, что для каждого метода будут использоваться разные средства: или материальные (снаряжение, карта, вертолет), или идеальные – знания. Использовать средства достижения цели будет и опытный инструктор – учитель, и группа новичков – ученики. Поэтому средства обучения будут и средствами преподавания, и средствами учения.

Иногда очень трудно разделить метод и средство. Это проявляется даже в формулировках методов. Например, методы работы с книгой означают, что это пути и способы работы со средствами.

Немецкие ученые Р. Фуш и К. Кроль выделяют дидактические функции средств обучения.

1. Мотивационная. Средства обучения помогают удовлетворить и в максимальной мере развить познавательные интересы учащихся, стимулируют эмоциональное отношение учащихся к учебной работе.

2. Информационная. Средства обучения обеспечивают более полную и точную информацию об изучаемом явлении или объекте и тем самым способствуют повышению качества обучения.

3. Функция управления процессом обучения заключается в том, что средства обучения позволяют повышать долю самостоятельной работы учащихся на уроке, организуют и направляют восприятие учащихся, повышают доступность обучения при изучении сложного для понимания материала, позволяют проводить контроль и самоконтроль знаний.

4. Оптимизационная. Средства обучения позволяют достигать лучших результатов в обучении с наименьшей затратой сил и времени.

Эти функции выступают всегда вместе, образуя сложные структуры, причем какая-либо функция выполняет роль ведущей.

В настоящее время в практике обучения широко распространены три подхода к разработке, конструированию и использованию средств обучения.

Согласно первому подходу, используемые в обучении средства не влияют на качество знаний учащихся, поэтому их использование вовсе необязательно, для опытного учителя достаточно доски, мела и ясного объяснения. В этой позиции средства обучения отождествляются со средствами наглядности, приносящими определенный комфорт и без которых можно вполне обойтись. Недооценивается практическая деятельность учащихся со средствами обучения, которая помогает лучшему усвоению материала, упор делается на механическое заучивание. Этот подход следует считать морально устаревшим.

Второй подход абсолютизирует роль средств обучения. Они рассматриваются как главные средства достижения учебной цели, а все остальные компоненты (методы, формы организации и т.п.) должны соответствовать применяемым средствам и обуславливаться их спецификой. Этот подход можно рассматривать как определенную негативную реакцию на первый. Но все же учителя, стоящие на этих позициях, уделяют много времени и сил разработке и использованию средств обучения на уроках и добиваются с учащимися великолепных результатов в обучении. Происходит это в основном за счет того, что ученики активно привлекаются к деятельности по изготовлению пособий и оборудования, а это дает большой развивающий эффект и высокое качество знаний.

Третий взгляд состоит в том, что средства обучения рассматриваются прежде всего в системе деятельности учителя и учащихся. Они выполняют определенные функции и наряду с другими компонентами учебного процесса обеспечивают качественное усвоение содержания образования и развитие учащихся. Этот подход является «золотой серединой» между полярными взглядами первого и второго подхода, и потому является предпочтительным сегодня.