logo search
Теоретическипе основы обучения математике

6) Роль и функции задач в обучении.

Кроме того, что задачи рассматриваются как объект изучения, они выступают и в качестве основного средства обучения математике. В зависимости от поставленных целей они могут выполнять различные функции.

Задачи с обучающими функциями используются для сознательного усвоения основных теоретических фактов, для мотивации обучения. Особую роль среди них играют задачи, направленные на обучение математической деятельности, формирование математических умений и навыков. Такие задачи называют упражнениями.

Решение задач с развивающими функциями требует от учащихся напряжённой мыслительной деятельности. К ним, как правило, относят нестандартные задачи, решение которых под силу наиболее способным учащимся.

Выделяют также и контролирующую функцию задач. При помощи задач проверяются знания теоретического материала и уровень сформированности умений и навыков. Практически все контрольные работы состоят из задач.

Одна и та же задача может выполнять несколько функций.

Кроме этих трёх функций многие учёные отмечают, что решение задач имеет большое значение в воспитании личности ребёнка. При решении задач формируются такие навыки умственного труда как внимательность, сосредоточенность, настойчивость, аккуратность, целеустремлённость.

Значительную роль задачи играют в осуществлении межпредметных связей. Связь с другими предметами осуществляется в математике чаще всего через решение задач с физическим, историческим, географическим и другим содержанием. Решение практических задач, условие которых построено на жизненных сюжетах, учит построению математической модели, даёт знание о том, что модель даёт правильный результат лишь в определённых пределах. О методике решения задач с практическим содержанием можно прочитать в книге [85].