logo search
Теоретическипе основы обучения математике

3) Задачи «на движение».

В процессе движения дети участвуют с самого раннего возраста. Но практика обучения в школе показывает, что далеко не все дети умеют разобраться в сюжете задачи, перевести отношения между величинами на язык математики. Какие же знания о процессе движения ученики должны приобрести в процессе решения задач? Перечислим некоторые из них.

Это только некоторые особенности процесса движения, которые необходимо знать для успешного решения задачи на движение. В 9-м классе встречаются задачи, в которых описывается движение по кругу, движение трёх тел и др. учитель обязан помочь ребятам разобраться в особенностях новой ситуации.

Рассмотрим задачу, которую можно считать опорной задачей на движение.

Пример 1. Задача «Два автомобиля отправляются в 420- километровый пробег. Первый едет со скоростью на 10 км/ч большей, чем второй, и прибывает к финишу на 1 час раньше второго. Найдите скорость автомобиля, пришедшего к финишу первым» (8-11-й класс).

    1. Работа над содержанием задачи и поиск её решения.

Учитель ведёт диалог с учащимися, задавая следующие вопросы:

Составьте таблицу по тексту задачи.

S (км)

V (км/ч)

t (ч)

1-й автомобиль

420

?

?

2-й автомобиль

420

?

?

S (км)

V (км/ч)

t (ч)

1-й автомобиль

420

х

420/х

2-й автомобиль

420

х+10

420/(х+10)

Пример 2. Рассмотрим задачу: «Из пунктов А и В, расстояние между которыми 6 км, одновременно навстречу друг другу вышли 2 пешехода. Пешеход, шедший из пункта А, пришёл в В через 24 минуты после встречи пешеходов, а пешеход, вышедший из пункта В, пришёл в А через 54 минуты после встречи. Через какое время после выхода пешеходов состоялась их встреча и на каком расстоянии от пункта А?» (7-11-й класс).

Анализ текста ведётся под руководством учителя посредством диалога.

Вопросы учителя

Предполагаемые ответы учащихся

О ком идёт речь в задаче?

О двух пешеходах.

Что известно о движении первого пешехода?

Он вышел из пункта А, прошёл 6 км, встретился с другим пешеходом и после этого ещё был в пути 24 мин.

Что известно о движении второго пешехода?

Он вышел из пункта В, прошёл 6 км, после встречи с другим пешеходом ещё был в пути 54 мин.

Что требуется найти в задаче?

Нужно найти время и расстояние от пункта А до места встречи пешеходов.

Можно ли утверждать, что скорость пешеходов была одинаковой?

Нет, В противном случае они одновременно пришли бы каждый в свой пункт.

Какой из пешеходов шёл быстрее?

Быстрее шёл второй пешеход, так как он был в пути на 30 мин меньше.

Работа над текстом задачи про пешеходов по тексту учебника под руководством учителя может выглядеть следующим образом. Учитель даёт указания ученикам:

=30 (мин)).

Краткая запись приведённой выше задачи может быть представлена в виде схемы.

А(1-й пешеход) С В(2-й пешеход)

АС за 54 мин; ВС за 24 мин; АВ = 6 км.

С – место встречи.

Составим таблицу по тексту задачи, опираясь на схему.

S

v

t

Отрезок АС (2-й пешеход)

х км

54 мин

х/54 км/мин

Отрезок СВ (1-й пешеход)

6-х км

24 мин

(6-х)/24 км/мин

Так как второй пешеход был в пути на 30 мин дольше, чем первый, то получим уравнение: х/54 – (6-х)/24 = 30.