4) Задачи «на уравнивание».
П ример 4. Учитель вместе с учащимися решает задачу из школьного учебника: «В двух пачках всего 70 тетрадей, причём в первой на 10 тетрадей больше, чем во второй. Сколько тетрадей в каждой пачке?». По условию задачи выполняет на доске рисунок или используется электронная презентация. Сначала учитель предлагает решить задачу учащимся самостоятельно. Наиболее вероятно, что они решат задачу алгебраическим способом.
Решение задачи алгебраическим способом. Если обозначить число тетрадей в меньшей пачке буквой х, то число тетрадей в большей пачке будет х + 10. В сумме число тетрадей в пачках 70. Получим уравнение х + х + 10 = 70. х = 30.
В меньшей пачке 30 тетрадей, а в большей – 40 тетрадей.
Ответ. 30 и 40 тетрадей.
Но могут найтись ученики, которые решили эту задачу по-другому. Чаще всего они не могут объяснить, как получен ответ, или почему именно эти действия необходимо выполнить. Учитель должен похвалить их, рассказать о методе уравнивания, объяснить суть метода.
Решение задачи методом уравнивания. Уравняем количество тетрадей в пачках, убрав из большей пачки 10 тетрадей, тогда в пачках будет тетрадей поровну, а в 2-х пачках их станет 70 – 10 = 60 (тетр.). Так как тетрадей в пачках поровну, то 60 : 2 = 30 (тетр.) находится в меньшей пачке. Тогда в большей пачке будет 30 + 10 = 40 (тетр.).
Запись решения первой задачи может быть максимально подробной, но в дальнейшем следует перейти к более кратким записям.
Очевидно, решение задачи методом уравнивания значительно короче, задача решается устно! Уже при решении первой задачи учитель может подвести ребят к выводу: метод уравнивания эффективен, если известны сумма и разность двух величин. Далее решается, например, следующая задача.
Пример 5. Задача: «Сумма двух чисел равна 240, а их разность 50. Найдите каждое из чисел».
Можно предложить следующую запись решения задачи.
Запись решения задачи. Уравняем числа по меньшему из них.
240 – 50 = 190 – сумма двух равных чисел.
190 : 2 = 95 – меньшее из чисел.
95 + 50 = 145 – большее из чисел.
Ответ. 95; 145.
При решении этой задачи формулируется ООД решения задач методом уравнивания. Система указаний может быть следующей:
Если к задаче применим метод уравнивания, то поступай следующим образом:
1.Выбери основание уравнивания. Это может быть меньшая величина из двух данных величин.
2.Уравняй величины по меньшей из них. Для этого из большей величины «убери лишнее», получишь две равные величины. При этом останется сумма двух равных величин.
3.Раздели сумму равных величин на 2. Получишь значение меньшей величины.
4. К меньшей величине прибавь то «лишнее», что ранее «убрал». Получишь значение большей величины.
Проверку решения можно осуществить, решив задачу алгебраическим способом. Урок можно закончить решением задачи на уравнивание трёх величин.
Пример 6. «Первое число больше второго на 48, а третье число меньше второго на 348. Найдите эти числа, если их сумма равна 2125». Изобразив числа отрезками, можно заметить, что меньшим из них будет третье число.
П роводя уравнивание по третьему числу, получим выражение: (2125 – 48 – 337):3 =
= 580. Его результат и есть третье число.
Глядя на рисунок (рис.18), несложно найти остальные числа.
Сформулируем некоторые выводы, которые следуют из предложенной выше информации по арифметическому методу решения задач.
Арифметический метод должен использоваться в обучении математике, так как он формирует представления учащихся о соотношениях величин, способствует формированию решения практических задач методом математического моделирования, развивает математическое мышление учащихся, способность мыслить неординарно, развивает творческие способности учащихся. Но не менее важно, чтобы учащиеся владели алгебраическим методом решения сюжетных задач.
- Содержание
- Глава 1. Некоторые общие вопросы обучения математике в школе 7
- Глава 2. Теоретические основы формирования математической деятельности учащихся на уроке математики 40
- Глава 3. Математические понятия. Формирование математических понятий в школе 56
- Глава 4. Теоремы и их доказательства 85
- Глава 5. Задачи 129
- Предисловие
- Глава 1. Некоторые общие вопросы обучения математике в школе
- 1.1. Цели обучения математике. Принципы обучения
- 1) Значение математического образования в жизни человека.
- 2) Цели обучения математике в школе.
- 3) Цели обучения как системообразующий фактор процесса обучения.
- 4) Принципы обучения.
- 1.2. Содержание школьного курса математики. Программа по математике
- 1.3. Язык школьной математики. Развитие речи учащихся
- 1) О структуре математического языка.
- 2) Развитие речи учащихся в процессе обучения математике.
- 1.4. Развитие познавательного интереса к математике
- 1) Развитие познавательного интереса к изучению математики.
- 2) Мотивация деятельности учащихся на уроке.
- 1.5. Анализ содержания пункта учебника и системы упражнений к нему
- 1) Анализ содержания обучения как основа конструктивно-проектировочной деятельности учителя.
- 2) План анализа некоторой темы школьного курса математики (пункта учебника).
- 1.6. Планирование целей урока математики
- 1) Планирование целей урока математики.
- 2) Образовательные цели урока математики.
- 3) Развивающие цели урока математики.
- 4) Воспитательные цели урока математики.
- 1.7. Проект и конспект урока математики. Анализ урока математики
- 1) Проект и конспект урока.
- 2) Схема анализа урока математики (его фрагмента).
- Глава 2. Теоретические основы формирования математической деятельности учащихся на уроке математики
- 2.1. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке, её структура
- 1) Учебно-познавательная деятельность, её структура.
- 2) Умения и навыки как результат овладения деятельностью. Теоретические основы формирования умений и навыков.
- 2.2. Типовой проект формирования математического действия
- 1) О типовом проекте формирования нового математического действия.
- Типовой проект формирования нового действия
- 2) Алгоритм как оод. Алгоритмическая деятельность.
- 2.3. Упражнения как средство формирования нового математического действия. Требования к проектированию системы упражнений
- 1) Упражнение. Система упражнений.
- 2) Система упражнений, направленная на формирование нового действия.
- 2.4. Анализ пункта учебника, в котором вводится новое действие, и системы упражнений к нему
- Глава 3. Математические понятия. Формирование математических понятий в школе
- 3.1. Сущность категории «понятие»
- 1) Роль и функции понятий в мышлении.
- 2) Трактовка категории «понятие» в психологии.
- 3) Процесс образования научных понятий.
- 3.2. Логическая структура математического понятия. Свойства и признаки понятия
- 1) О структуре математического понятия.
- 2) Логическая схема понятия.
- 3) Свойства и признаки понятия.
- 4) Необходимые и достаточные условия.
- 3.3. Основные этапы формирования понятия
- Характеристика этапов
- 3.4. Некоторые подходы к введению нового математического объекта
- 1) Конкретно-индуктивный подход.
- 2) Абстрактно-дедуктивный подход.
- 3) Исследовательский подход.
- 4) Пример применения каждого из подходов к введению одного и того же математического объекта.
- 5) Достоинства и недостатки каждого из подходов.
- 3.5. Теоретические основы изучения определения математического объекта (понятия)
- 1) О сущности определений.
- 2) Структура определений.
- 3) Определяющий признак, его структура.
- 4) Следствия из определения.
- 5) Отрицание определения.
- 6) Определения рабочие и нерабочие.
- 7) Эквивалентные определения.
- 3.6. Типовой проект введения нового математического объекта и изучения его определения
- 1) Анализ определения.
- Типовой проект введения нового объекта и изучения его определения
- 3.7. Уровни усвоения математического понятия
- 1) Усвоение понятия: что это такое?
- 2) Уровни усвоения математического понятия.
- Глава 4. Теоремы и их доказательства
- 4.1. Теоретические основы изучения теорем
- 1) Импликативные теоремы: виды, способы доказательства, краткая запись.
- 2) Основные способы доказательства истинности импликативных утверждений.
- 3) Теоремы общего вида.
- 4) Теоремы существования.
- 5) Теоремы единственности.
- 4.2. Дедуктивные рассуждения в обучении математике. Другие виды рассуждений
- 1) Рассуждения, структура рассуждений.
- 2) Дедуктивные рассуждения.
- 3) Недедуктивные рассуждения.
- 3) Анализ и синтез в процессе поиска доказательства теоремы.
- 4) Эвристическая беседа. Требования к системе вопросов учителя.
- 4.3. Доказательство, его структура. Анализ теоремы и её доказательства
- 1) Понятие «доказательство». Структура доказательства.
- 2) Требования к процессу доказательства математических утверждений.
- 3) План анализа теоремы.
- 4) План анализа доказательства теоремы.
- 4.4. Типовой проект изучения теорем и их доказательств
- 1) Типовой проект изучения теоремы и её доказательства.
- Типовой проект изучения теоремы и её доказательства
- 2) Подготовительный этап.
- 3) Работа над содержанием теоремы.
- Работа по изучению содержания теоремы в зависимости от её вида
- 3)Требования к построению чертежа по условию теоремы.
- 4.5. Характеристика этапов изучения доказательства теоремы
- 1) Поиск доказательства теоремы.
- 2) Доказательство теоремы.
- 3) Запись доказательства.
- 4) Применение теоремы.
- 5) Возможные обобщения теоремы, её включение в систему знаний.
- 4.6. Методические рекомендации по изучению теорем о свойствах и признаках понятий. Исследовательский подход к изучению свойств и признаков
- 1) Теорема о свойстве понятия.
- 2) Теорема о признаке понятия.
- 3) Исследовательский подход к изучению нового математического объекта, его свойств и признаков.
- 4.7. Различные формулировки одной и той же теоремы
- 1) Значение переформулировки теорем в процессе обучения математике.
- 2) Основные формулировки одной и той же теоремы.
- Глава 5. Задачи
- 5.1. Теоретические сведения о задачах
- 1) Понятие «задача». Структура задачи.
- 2) Классификации задач.
- 3) Процесс решения задачи.
- 4) Основные требования к решению задачи.
- 5) Условия, способствующие формированию умения решать задачи:
- 6) Роль и функции задач в обучении.
- 5.2. Задача как объект изучения. Типовой проект работы над задачей
- 1) Типовой проект работы над задачей.
- Типовой проект работы над задачей
- 3) Поиск решения задачи.
- 4) Запись решения задачи.
- 6) Анализ решения задачи. Обобщение результатов задачи.
- 5.3 Сюжетные задачи. Арифметический метод их решения
- 1) Что такое «сюжетная задача»?
- 2) Особенности решения сюжетных задач.
- 3) Характеристика арифметического способа решения сюжетных задач.
- 4) Задачи «на уравнивание».
- 5.4. Алгебраический метод решения сюжетных задач
- 1) Характеристика алгебраического метода решения сюжетных задач.
- 2) Некоторые рекомендации по решению задач алгебраическим методом.
- 3) Задачи «на движение».
- 4) Задачи «на работу».
- Итоговый тест
- Список литературы
- Владимирцева Светлана Александровна теоретические основы изучения содержания школьной математики
- 656049, Г. Барнаул, пр-т Социалистический, 85,