3) Характеристика арифметического способа решения сюжетных задач.
За последние полвека алгебра, а именно решение уравнений и неравенств, заняли прочное место в обучении младших школьников. Немалую роль в этом сыграли сюжетные задачи. Считается, что сюжетные задачи решаются значительно легче и быстрее составлением уравнения, чем арифметическим способом – «по действиям». Однако далеко не все математики и методисты согласны с «изгнанием» арифметики и ранним применением алгебраического метода решения сюжетных задач. Так академик Никольский и его ученики подчёркивают роль арифметического способа решения задач в развитии математического мышления школьников. Никольский создал комплект школьных учебников для школы, в которых значительная роль отводится арифметическому способу решения задач. В большинстве школьных учебников решаются арифметическим способом задачи, которые выступают в качестве средства применения новых математических действий в нестандартных ситуациях. К таким задачам можно отнести задачи «на части», задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби; задачи «на проценты» и др.
Как уже отмечалось, при решении сюжетных задач любым способом учащиеся должны уметь выявлять соотношения между величинами, о которых идёт речь в задаче, и переводить их на язык символов. Для формирования умения выполнять это действие полезны следующие подготовительные упражнения, которые можно включать в содержание подготовительного этапа любого урока.
Пример 2. 1) Запишите сумму чисел а и b. 2) Известно, что данное число на 5 меньше (больше), чем число х. Чему равно данное число? 3) Известно, что сумма двух слагаемых с, а одно из них равно n. Найдите второе слагаемое. 4) Известно, что разность двух чисел b, а вычитаемое равно 4. Что можно найти по этим данным? Каким действием? 5) На сколько единиц число х больше, чем 3? Во сколько раз число х больше, чем 3? 6) Найдите число: а) в 5 раз больше y; b) в k раз больше с. 7) Какое число меньше х: а) в 8 раз? b) в k раз?
Пример 3 . Перед решением задач определённого вида полезно учащимся предложить вспомогательные задачи, которые снимут определённые трудности при решении главной задачи.
Задачи «на движение».
1) Время в пути первого автомобиля 5 ч, второго автомобиля на 3 ч больше. Скорость первого авто a км/ч, а второго автомобиля в км/ч. Заполните табли цу по условию задачи, укажите в ней расстояние, которое проехал каждый автомобиль. Как запишется в символах условие: первый автомобиль проехал на 120 км больше, чем второй?
2) Одно и то же расстояние один пешеход прошёл за два часа, а второй за 2,5 ч. Какой пешеход шёл быстрее? Определите скорости пешеходов, если расстояние, которое они прошли, равно а км.
Задачи «на работу».
При выяснении связи между величинами, характеризующими процесс работы, можно предложить следующие упражнения:
1) Ученики, работая в поле на уборке урожая, выполнили всю работу за 3 часа. Какую часть работы они выполнили: а) за 1 час; б) за 2 часа; 3) за 3 часа?
После решения данной задачи называются величины, характеризующие процесс работы: весь объём проделанной работы, время выполнения работы, скорость её выполнения (её ещё называют производительностью труда). Выясняется зависимость между ними. Делается вывод, что весь объём выполненной работы можно принять за единицу.
2) Рабочий за 1 час выполнил третью часть работы. Сколько времени ему потребуется на выполнение всей работы?
3) Один рабочий за один час выполняет часть работы, а другой части той же работы. Кто из них работает быстрее? Какую часть всей работы выполняют оба рабочих за 1 час, работая вместе? Сколько времени (в часах) им потребуется на выполнение всей работы?
Задачи «на части».
1) Куплено 15кг фруктов, причём апельсинов в два раза больше, чем яблок. Какую величину следует принять за одну часть? Сколько частей составляют все фрукты? Сколько кг приходится на 1 часть? Сколько купили яблок? Сколько купили апельсинов?
2) Найдите 1/3 часть числа 150. Найдите 2/3 числа 150.
Особую роль при решении задач, как уже говорилось выше, играет работа над содержанием и поиск решения задачи. Начинающий учитель должен в совершенстве владеть умением направлять поиск решения задачи учащимися посредством аналитико-синтетического диалога. В предыдущем параграфе рассмотрен пример поиска решения задачи «на движение» посредством диалога аналитико-синтетического характера (пример 2) .
Основные вопросы учителя в процессе работы над задачей, решаемой арифметическим способом :
Что нужно найти в задаче?
Что для этого нужно знать?
Что уже известно?
Что ещё требуется найти?
Но далеко не для каждой задачи можно осуществить такой диалог. Кроме задач, которые по сюжету выделены в отдельные виды (типы), например, «на движение», «на работу» и др., в математике 5-6-х классов немало задач, которые выделены в отдельные типы по способу решения. К таким задачам относятся задачи «на части», «нахождение дроби от числа и числа по его дроби», задачи «на проценты» и др. В этих задачах речь идёт не о связи величин, которыми характеризуется некоторый процесс, а, как правило, об одной величине, но в разных ситуациях. Например, столько-то молока было в бидоне, три четверти продали. Сколько молока осталось? В этой задаче речь идёт о массе молока, но рассматриваются две ситуации. В учебниках А.Г. Мордковича эти ситуации удачно обозначаются словами «было» и «стало». При решении подобного рода задач работа по тексту задачи ведётся именно в плане выяснения ситуаций, а не величин и их связи. Главное здесь предложить образец решения некоторой задачи и в процессе рассмотрения аналогичных задач сформулировать ООД. Рассмотрим один из типов таких задач, которые рассматриваются в учебниках А.Г. Мордковича и Г.В. Дорофеева, – это задачи «на уравнивание».
- Содержание
- Глава 1. Некоторые общие вопросы обучения математике в школе 7
- Глава 2. Теоретические основы формирования математической деятельности учащихся на уроке математики 40
- Глава 3. Математические понятия. Формирование математических понятий в школе 56
- Глава 4. Теоремы и их доказательства 85
- Глава 5. Задачи 129
- Предисловие
- Глава 1. Некоторые общие вопросы обучения математике в школе
- 1.1. Цели обучения математике. Принципы обучения
- 1) Значение математического образования в жизни человека.
- 2) Цели обучения математике в школе.
- 3) Цели обучения как системообразующий фактор процесса обучения.
- 4) Принципы обучения.
- 1.2. Содержание школьного курса математики. Программа по математике
- 1.3. Язык школьной математики. Развитие речи учащихся
- 1) О структуре математического языка.
- 2) Развитие речи учащихся в процессе обучения математике.
- 1.4. Развитие познавательного интереса к математике
- 1) Развитие познавательного интереса к изучению математики.
- 2) Мотивация деятельности учащихся на уроке.
- 1.5. Анализ содержания пункта учебника и системы упражнений к нему
- 1) Анализ содержания обучения как основа конструктивно-проектировочной деятельности учителя.
- 2) План анализа некоторой темы школьного курса математики (пункта учебника).
- 1.6. Планирование целей урока математики
- 1) Планирование целей урока математики.
- 2) Образовательные цели урока математики.
- 3) Развивающие цели урока математики.
- 4) Воспитательные цели урока математики.
- 1.7. Проект и конспект урока математики. Анализ урока математики
- 1) Проект и конспект урока.
- 2) Схема анализа урока математики (его фрагмента).
- Глава 2. Теоретические основы формирования математической деятельности учащихся на уроке математики
- 2.1. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке, её структура
- 1) Учебно-познавательная деятельность, её структура.
- 2) Умения и навыки как результат овладения деятельностью. Теоретические основы формирования умений и навыков.
- 2.2. Типовой проект формирования математического действия
- 1) О типовом проекте формирования нового математического действия.
- Типовой проект формирования нового действия
- 2) Алгоритм как оод. Алгоритмическая деятельность.
- 2.3. Упражнения как средство формирования нового математического действия. Требования к проектированию системы упражнений
- 1) Упражнение. Система упражнений.
- 2) Система упражнений, направленная на формирование нового действия.
- 2.4. Анализ пункта учебника, в котором вводится новое действие, и системы упражнений к нему
- Глава 3. Математические понятия. Формирование математических понятий в школе
- 3.1. Сущность категории «понятие»
- 1) Роль и функции понятий в мышлении.
- 2) Трактовка категории «понятие» в психологии.
- 3) Процесс образования научных понятий.
- 3.2. Логическая структура математического понятия. Свойства и признаки понятия
- 1) О структуре математического понятия.
- 2) Логическая схема понятия.
- 3) Свойства и признаки понятия.
- 4) Необходимые и достаточные условия.
- 3.3. Основные этапы формирования понятия
- Характеристика этапов
- 3.4. Некоторые подходы к введению нового математического объекта
- 1) Конкретно-индуктивный подход.
- 2) Абстрактно-дедуктивный подход.
- 3) Исследовательский подход.
- 4) Пример применения каждого из подходов к введению одного и того же математического объекта.
- 5) Достоинства и недостатки каждого из подходов.
- 3.5. Теоретические основы изучения определения математического объекта (понятия)
- 1) О сущности определений.
- 2) Структура определений.
- 3) Определяющий признак, его структура.
- 4) Следствия из определения.
- 5) Отрицание определения.
- 6) Определения рабочие и нерабочие.
- 7) Эквивалентные определения.
- 3.6. Типовой проект введения нового математического объекта и изучения его определения
- 1) Анализ определения.
- Типовой проект введения нового объекта и изучения его определения
- 3.7. Уровни усвоения математического понятия
- 1) Усвоение понятия: что это такое?
- 2) Уровни усвоения математического понятия.
- Глава 4. Теоремы и их доказательства
- 4.1. Теоретические основы изучения теорем
- 1) Импликативные теоремы: виды, способы доказательства, краткая запись.
- 2) Основные способы доказательства истинности импликативных утверждений.
- 3) Теоремы общего вида.
- 4) Теоремы существования.
- 5) Теоремы единственности.
- 4.2. Дедуктивные рассуждения в обучении математике. Другие виды рассуждений
- 1) Рассуждения, структура рассуждений.
- 2) Дедуктивные рассуждения.
- 3) Недедуктивные рассуждения.
- 3) Анализ и синтез в процессе поиска доказательства теоремы.
- 4) Эвристическая беседа. Требования к системе вопросов учителя.
- 4.3. Доказательство, его структура. Анализ теоремы и её доказательства
- 1) Понятие «доказательство». Структура доказательства.
- 2) Требования к процессу доказательства математических утверждений.
- 3) План анализа теоремы.
- 4) План анализа доказательства теоремы.
- 4.4. Типовой проект изучения теорем и их доказательств
- 1) Типовой проект изучения теоремы и её доказательства.
- Типовой проект изучения теоремы и её доказательства
- 2) Подготовительный этап.
- 3) Работа над содержанием теоремы.
- Работа по изучению содержания теоремы в зависимости от её вида
- 3)Требования к построению чертежа по условию теоремы.
- 4.5. Характеристика этапов изучения доказательства теоремы
- 1) Поиск доказательства теоремы.
- 2) Доказательство теоремы.
- 3) Запись доказательства.
- 4) Применение теоремы.
- 5) Возможные обобщения теоремы, её включение в систему знаний.
- 4.6. Методические рекомендации по изучению теорем о свойствах и признаках понятий. Исследовательский подход к изучению свойств и признаков
- 1) Теорема о свойстве понятия.
- 2) Теорема о признаке понятия.
- 3) Исследовательский подход к изучению нового математического объекта, его свойств и признаков.
- 4.7. Различные формулировки одной и той же теоремы
- 1) Значение переформулировки теорем в процессе обучения математике.
- 2) Основные формулировки одной и той же теоремы.
- Глава 5. Задачи
- 5.1. Теоретические сведения о задачах
- 1) Понятие «задача». Структура задачи.
- 2) Классификации задач.
- 3) Процесс решения задачи.
- 4) Основные требования к решению задачи.
- 5) Условия, способствующие формированию умения решать задачи:
- 6) Роль и функции задач в обучении.
- 5.2. Задача как объект изучения. Типовой проект работы над задачей
- 1) Типовой проект работы над задачей.
- Типовой проект работы над задачей
- 3) Поиск решения задачи.
- 4) Запись решения задачи.
- 6) Анализ решения задачи. Обобщение результатов задачи.
- 5.3 Сюжетные задачи. Арифметический метод их решения
- 1) Что такое «сюжетная задача»?
- 2) Особенности решения сюжетных задач.
- 3) Характеристика арифметического способа решения сюжетных задач.
- 4) Задачи «на уравнивание».
- 5.4. Алгебраический метод решения сюжетных задач
- 1) Характеристика алгебраического метода решения сюжетных задач.
- 2) Некоторые рекомендации по решению задач алгебраическим методом.
- 3) Задачи «на движение».
- 4) Задачи «на работу».
- Итоговый тест
- Список литературы
- Владимирцева Светлана Александровна теоретические основы изучения содержания школьной математики
- 656049, Г. Барнаул, пр-т Социалистический, 85,