Инновационные процессы в образовании
1. Что может быть причиной инноваций (отметьте все правильные ответы)?
а) изменение социальных требований к уровню образованности личности;
б) изменение политического режима страны;
в) прогресс в науке и культуре;
г) изменение условий и потребностей в сфере педагогической деятельности;
д) изменение демографической ситуации;
е) изменения в целях и направленности школ;
ж) экономические преобразования;
з) все ответы правильные;
и) правильного ответа нет.
2. Инновации в образовании могут проявляться на следующих уровнях (допишите правильные ответы):
методическом;
технологическом;
социальном;
…
…
…
…
3. Автором теории оптимизации педагогического процесса выступает:
а) М.И. Махмутов; в) М.М. Поташник;
б) Л.В. Занков; г) Ю.К. Бабанский.
4. Распределите характерные черты инновационных школ по типам:
А) лицей:_____________________ Б) гимназия:________________________
1) прием осуществляется на конкурсной основе; 2) зачисление возможно с 1-го класса; 3) обеспечивается углубленная подготовка по предметам естественнонаучного и технического профиля; 4) в 9-ом и 11-ом классах экзамен по гимназическому компоненту; 5) может иметь статус профессионального учебного заведения; 6) зачисление возможно с 6-го (5-го) или с 8-го класса; 7) ориентация на формирование широко образованной интеллигентной личности, подготовленной к творческим исследованиям в различных областях наук; 8) изучается не менее двух иностранных языков; 9) может образовывать учебный комплекс с вузом; 10) для подготовки выпускника к поступлению в вуз возможно обучение в абитуре (12-й год обучения); 11) расширение содержания осуществляется за счет курсов по выбору; 12) выпускник может иметь подготовку на уровне 1-2-го курса вуза; 13) могут иметь прогимназические детские сады; 14) имеют разную направленность (классические, гуманитарные, педагогические и др.); 15) углубление осуществляется за счет факультативов, сокращения часов на непрофильные предметы.
5. Какая авторская школа ставит целью создание условий для самоопределения ребенка, обеспечение «пробы сил» ребенка в различных видах познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-организаторской, физкультурно-спортивной деятельности:
а) школа диалога культур; в) школа самоопределения;
б) школа-парк; г) школа адаптивной педагогики.
6. Суть какой авторской школы заключается в адаптации школы к ребенку, ребенка к школе и выпускника к жизни:
а) школы самоопределения; в) школы диалога культур;
б) школы-парк; г) адаптивной школы.
7. Превращает учеников в субъектов своей деятельности, заменяет классы открытыми студиями, ведет процесс обучения как проживание и модернизацию собственного опыта в разновозрастных группах:
а) школа М.А. Балабана; в) школа Е.А. Ямбурга;
б) школа А.Н. Тубельского; г) школа Г.К. Селевко.
8. Старшеклассники обучаются по индивидуальным планам, изучая несколько обязательных предметов и все, которые потребуются им в дальнейшей жизни в специальных мастерских в:
а) школе М.А. Балабана; в) школе Е.А. Ямбурга;
б) школе А.Н. Тубельского; г) школе Р. Штейнера.
9. В какой авторской школе содержание образования предлагает не набор знаний, умений и навыков, а возможности интеллектуального развития по тому предмету познания, который выбрал ученик в данный момент, а отношения учителя с учеником строятся в режиме частного общения с избранным тобой человеком:
а) школа Е.А. Ямбурга; в) школа М.А. Балабана;
б) школа А.Н. Тубельского; г) школа Г.К. Селевко.
10. Какая авторская школа является разноуровневой и многопрофильной, включает классы от компенсирующих до лицейских и гимназических и предлагает своим ученикам траектории продвинутого, базового и компенсирующего обучения?
а) школа диалога культур; в) школа самоопределения;
б) школа адаптивной педагогики; г) школа-парк.
11. Кто из учителей-новаторов были учителями начальных классов?
а) Ш.А. Амонашвили; в) И.П. Волков;
б) С.Н. Лысенкова; г) В.Ф. Шаталов.
12. Технология какого учителя-новатора базируется на комментируемом управлении?
а) Ш.А. Амонашвили; в) С.Н. Лысенковой;
б) И.П. Волкова; г) В.Ф. Шаталова.
13. Кто из учителей-новаторов предложил технологию обучения творчеству?
а) И.П. Волков; в) С.Н. Лысенкова;
б) Ш.А. Амонашвили; г) В.Ф. Шаталов.
14. Кто из учителей-новаторов предложил технологию обучения без троек?
а) Ш.А. Амонашвили; в) С.Н. Лысенкова;
б) И.П. Волков; г) В.Ф. Шаталов.
15. Предлагал(а) отказаться от наказаний:
а) Ш.А. Амонашвили; в) И.П. Волков;
б) С.Н. Лысенкова; г) В.Ф. Шаталов.
16. Использовал(а) тихий опрос и магнитофонный опрос:
а) В.Ф. Шаталов; в) С.Н. Лысенкова;
б) И.П. Волков; г) Ш.А. Амонашвили.
17. Использовали в своей работе опорные сигналы:
а) Ш.А. Амонашвили; в) С.Н. Лысенкова;
б) И.П. Волков; г) В.Ф. Шаталов.
18. Развитие способностей идет за счет освоения различных видов деятельности, использования разных материалов и инструментов в технологии:
а) Ш.А. Амонашвили; в) С.Н. Лысенковой;
б) И.П. Волкова; г) В.Ф. Шаталова.
19. Такие виды занятий, как уроки открытых мыслей, уроки открытых задач, релейные контрольные работы, взаимозачеты предлагал(а) использовать:
а) Ш.А. Амонашвили; в) В.Ф. Шаталов;
б) И.П. Волков; г) С.Н. Лысенкова.
20. Кто из учителей-новаторов использовал(а) опережение в обучении:
а) И.П. Волков; в) С.Н. Лысенкова;
б) Ш.А. Амонашвили; г) В.Ф. Шаталов.
21. Является основателем педагогики сотрудничества:
а) Ш.А. Амонашвили; в) С.Н. Лысенкова;
б) И.П. Волков; г) В.Ф. Шаталов.
22. Создание творческих комнат, творческих дневников является элементом технологии:
а) Ш.А. Амонашвили; в) С.Н. Лысенковой;
б) В.Ф. Шаталова; г) И.П. Волкова.
23. Считал(а) ребенка высшим творением Природы и Космоса, утверждал личность целью обучения, считал, что все дети способны и многие талантливы:
а) Ш.А. Амонашвили; в) С.Н. Лысенкова;
б) В.Ф. Шаталов; г) И.П. Волков.
24. Называл(а) отметки «костылями хромой педагогики»:
а) В.Ф. Шаталов; в) С.Н. Лысенкова;
б) Ш.А. Амонашвили; г) И.П. Волков.
25. В чем проявляется модернизация Российского образования в соответствии с Концепцией модернизации?
а) введение новых предметов;
б) изменение сроков обучения;
в) уменьшение наполняемости классов;
г) введение профильного обучения в полной средней школе;
д) объединение ДОУ с начальной школой;
е) усиление самоуправления в вузе;
ж) разработка стандартов для дошкольного образования;
з) увеличение количества плановых часов по отдельным предметам.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Часть 1
- Рабочая программа
- Выписка
- Из государственного образовательного стандарта
- Структура дисциплины
- 1. Цель и задачи дисциплины
- 2. Требования к уровню освоения дисциплины
- 3. Объем дисциплины и виды учебной работы Общий календарный план
- Календарный план для студентов дневного отделения.
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Тематический план для студентов очного отделения
- 4.2. Тематический план для студентов заочного отделения 5 лет
- 4.2. Тематический план для студентов заочного отделения 3,5 лет
- 4.3. Содержание разделов дисциплины
- Тема 1. Дидактика как наука о теории обучения
- Тема 2. Обучение как педагогическая категория
- Тема 3. Психологические основы обучения.
- Тема 4. Законы и принципы обучения
- Тема 5. Содержание образования
- Тема 6. Методы обучения
- Тема 7. Средства обучения
- Тема 8. Формы организации обучения
- Тема 9. Диагностика в обучении
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования
- 4.4. Лабораторный практикум
- 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 5.1. Перечень основной и дополнительной литературы
- 5.2. Перечень возможных Интернет-ресурсов
- 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 7. Содержание итогового и промежуточного контроля
- 7.1. Примерный перечень контрольных вопросов и вопросов для подготовки к экзамену.
- 7.2. Примерная тематика рефератов и курсовых работ
- 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- Часть 2 Планы лекционных занятий
- Тема 1. Понятие дидактики как науки о теории обучения (4 часа)
- Тема 2. Обучение как педагогическая категория (8 часов)
- Тема 3. Психологические основы обучения (4 часа)
- Тема 4. Законы и принципы обучения (6 часов)
- Тема 5. Содержание образования (4 часа)
- Тема 6. Методы обучения (4 часа)
- Тема 7. Средства обучения (4 часа)
- Тема 8. Формы организации обучения (6 часов)
- Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа)
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление (2 часа)
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа)
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии (6 часов)
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании (4 часа)
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования (6 часов)
- Часть 3 Планы семинарских занятий
- Тема 1/1. Дидактика – наука о теории обучения (2 часа)
- Тема 1/2. Дидактические системы в истории классической дидактики (4 часа)
- Тема 2. Процесс обучения (4 часа)
- Тема 3. Психологические основы обучения (4 часа)
- Внимание
- Воображение
- Тема 4. Законы, закономерности и принципы обучения (4 часа)
- Тема 5. Содержание образования (6 часов)
- Тема 6. Методы обучения (6 часов)
- Тема 7. Средства обучения (4 часа)
- Тема 8. Формы организации обучения (8 часов)
- Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа)
- Тема 10. Неуспеваемость учащихся и ее преодоление (2 часа)
- Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа)
- Тема 12. Концепции и технологии обучения (6 часов)
- Сравнение дидактических систем
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании (8 часов)
- Часть 4 Тексты лекций
- Понятие дидактики как науки об обучении
- 1.1. Понятие и сущность дидактики как науки
- «Великая дидактика,
- 1.2. Важнейшие категории дидактики
- 1.3. Исторические этапы развития дидактики
- 1.4. Актуальные проблемы современного образования
- 1.5. Дидактическая система, ее компоненты
- Тема 2 обучение как педагогическая категория
- 2.1. Сущность обучения
- Сравнительная характеристика процессов познания и обучения
- 2.2. Особенности и характеристика обучения
- 2.3. Движущие силы и противоречия обучения
- 2.4. Целостность, системность, комплексность процесса обучения.
- 2.5. Единство преподавания и учения. Преподавание – деятельность учителя
- Деятельность и функции учителя на различных этапах преподавания
- 2.6. Учение – деятельность учащихся
- 2.7. Функции обучения
- Тема 3 психологические основы обучения
- 3.1. Взаимосвязь обучения и развития
- 3.2. Понятие развивающего обучения
- 3.3. Логика учебного процесса и движение познания человека
- 3.4. Ощущение и восприятие, их развитие в процессе обучения
- 3.5. Мышление, его особенности и развитие в процессе обучения
- 3.6. Практика и ее особенности
- Тема 4 законы и принципы обучения
- 4.1. Общее представление о законах и закономерностях обучения
- 4.2. Законы обучения: дидактические и философские
- 4.3. Закономерности обучения
- 4.4. Понятие о принципах обучения
- 4.5. Система принципов современного обучения
- Тема 5 содержание образования
- 5.1. Содержание образования, исторические теории формирования
- 5.2. Содержание современного российского образования, его особенности
- 5.3. Сущность и структура содержания образования
- 5.4. Требования к содержанию образования, принципы и критерии отбора содержания образования
- 5.5. Личностно-ориентированное содержание образования
- 5.6. Стандарт образования. Учебные планы, программы, учебники
- Тема 6 методы обучения
- 6.1. Понятие метода в обучении
- Методический прием 1
- Методический прием 3
- Методический прием 2
- 6.2. Выбор методов в процессе обучения
- Иерархия факторов, влияющих на выбор метода обучения
- 6.3. Классификации методов обучения
- 6.4. Понятие методической системы
- Тема 7 средства обучения
- 7.1. Понятие средств обучения
- 7.2. Классификации средств обучения
- 7.3. Материальные и идеальные средства обучения
- 7.4. Средства преподавания и средства учения
- Деятельность учителя
- Деятельность
- Содержание образования
- 7.5. Речь как средство обучения
- Тема 8 формы организации обучения
- 8.1. Понятие о формах организации обучения
- 8.2. Классификации форм организации обучения
- 8.3. Характеристика ведущих форм обучения
- 8.4. Урок – основная форма организации обучения
- 8.5. Нетрадиционные уроки
- 8.6. Анализ урока
- 8.7. Понятие об организационной системе обучения
- Тема 9 диагностика качества образования
- 9.1. Диагностика качества образования
- 9.2. Контроль в обучении
- 9.3. Система оценивания качества образования: исторический взгляд и пути модернизации
- 9.4. Тестирование как метод оценивания качества образовательного процесса
- Тема 10 неуспеваемость как психолого-педагогическое явление
- 10.1. Диагнострование потенциальных возможностей учащихся (диагностирование обучаемости)
- . Понятие неуспеваемости и ее причины
- 10.3. Преодоление неуспеваемости
- Тема 11 типология образовательных учреждений
- 11.1. Разнообразие образовательных учреждений в истории педагогики
- 11.2. Типология современных образовательных учреждений
- 11.3. Характеристика основных видов современных образовательных учреждений: доу, общеобразовательные школы, профессиональные образовательные учреждения.
- Тема 12 современные дидактические теории, концепции, технологии
- 12.1. Концепция личностно-развивающего обучения
- 12.2. Подходы к обучению: традиционный и личностно-ориентированный
- Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного подходов к обучению
- 12.3. Концепции развивающего обучения
- 12.4. Понятие педагогической (образовательной) технологии
- 12.5. Современные технологии обучения
- 12.6. Альтернативные технологии
- Тема 13 инновационные процессы в образовании
- 13.1. Инновации в образовании
- 13.2. Инновационные школы
- 13.3. Учителя-новаторы и их технологии
- 13.4. Авторские школы
- Тема 14 концепция модернизации современного российского образования
- 14.1. Состояние современной системы образования и необходимость ее модернизации.
- 14.2. Модернизация дошкольного и общего образования
- 14.3. Система единых государственных экзаменов
- Концепция перехода на 12-летнее общее образование
- 14.5. Модернизация профессионального образования
- Часть 5
- Тестовые проверочные задания
- Дидактика – наука об обучении.
- Дидактические системы
- Процесс обучения
- Психологические основы обучения
- Законы, закономерности и принципы обучения
- Содержание образования
- Методы обучения средства обучения
- Формы организации обучения
- Диагностика в обучении. Неуспеваемость и ее преодоление
- Типология образовательных учреждений
- Концепции и технологии обучения
- Инновационные процессы в образовании
- Часть 6 Методические рекомендации по использованию брс Порядок аттестации студентов по балльно-рейтинговой системе учета учебной работы
- Учетная карточка личных достижений студента (вариант для специальностей «Технология и предпринимательство» и «Безопасность жизнедеятельности»)
- Содержание
- Тема 3. Психологические основы обучения . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 4. Законы и принципы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 5. Содержание образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 6. Методы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 7. Средства обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 8. Формы организации обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 9. Диагностика качества образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление . . . . . .
- Тема 11. Типология образовательных учреждений . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии .
- Тема 13. Инновационные процессы в образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Часть 5. Тестовые проверочные задания
- Часть 6. Методические рекомендации по использованию брс
- Правильные ответы на тестовые задания
- Диана Александровна Еловикова Теория обучения: