logo search
УМК Теория обучения Еловикова

12.4. Понятие педагогической (образовательной) технологии

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связа­но прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Нужно отметить, что у истоков технологизации в педагогике стоял Антон Семенович Макаренко. Размышляя в «Педагогической поэме» о теории и практике педагогики, он писал, что «наше педагогическое про­изводство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди».

Противники идеи технологизации в педагогике считают недо­пустимым рассматривать творческий, педагогический процесс как технологи­ческий и приравнивать личность к любому другому материалу, который используется в промышленном производстве.

Вместе с тем любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, оно ситуативно и эмоционально. В противоположность ему технология базируется на науке с точным и четким планированием. Любое планирова­ние является частью теории, противоречит интуиции и экспромту, с планирования начинается технология. Педагогическая деятельность опирается на научные теории и подвергается строгому планированию. Поэтому мы имеем право вести речь о педагогической технологии.

Массовое внедрение педагогических технологий исследовате­ли относят к началу 1960-х гг. ХХ века и связывают его с реформировани­ем вначале американской, а затем и европейской школы. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько и др. В настоящее время педагогические технологии базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики управления и менеджмента.

Первоначально термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понима­лась как обучение с помощью технических средств. В настоящее время в рамках педагогической технологии выделяют технологии обучения, технологии воспитания, технологии конструирования педагогического процесса, технологии педагогического общения и др.

Педагогическую технологию можно понимать как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Педагогическая технология – это строго научное проектиро­вание и точное воспроизведение гарантирующих успех педагоги­ческих действий.

Какие элементы составляют педагогическую технологию? Обратимся к отрывку из «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко и попытаемся выделить искомые элементы.

«Возвращаясь в свое захолустье, я начинал думать. Я соображал так: мы все прекрасно знаем, какого нам следует воспитать человека, это знает каждый грамотный сознательный рабочий и хорошо знает каждый член партии. Следовательно, затруднения не в вопросе, что нужно сделать, но как сделать. А этот вопрос педагоги­ческой техники.

Технику можно вывести только из опыта. Законы ре­зания металлов не могли бы быть найдены, если бы в опы­те человечества никто никогда металлов не резал. Толь­ко тогда, когда есть технический опыт, возможны изобре­тение, усовершенствование, отбор и браковка.

Наше педагогическое производство никогда не строи­лось по технологической логике, а всегда по логике мо­ральной проповеди. Это особенно заметно в области соб­ственно воспитания, в школьной работе как-то легче.

Именно потому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение кондук­торов и приспособлений, нормирование, контроль, до­пуски и браковка.

Когда подобные слова я несмело произносил у по­дошвы «Олимпа», боги швыряли в меня кирпичами и кричали, что это механическая теория.

А я, чем больше думал, тем больше находил сходства между процессами воспитания и обычными процессами на материальном производстве, и никакой особенно страш­ной механистичности в этом сходстве не было. Человечес­кая личность в моем представлении продолжала оста­ваться человеческой личностью со всей ее сложностью, богатством и красотой, но мне казалось, что именно по­тому к ней нужно подходить с более точными измерите­лями, с большей ответственностью и с большей наукой, а не в порядке простого темного кликушества. Очень глу­бокая аналогия между производством и воспитанием не только не оскорбляла моего представления о человеке, но, напротив, заражала меня особенным уважением к не­му, потому что нельзя относиться без уважения и к хоро­шей сложной машине.

Во всяком случае для меня было ясно, что очень мно­гие детали в человеческой личности и в человеческом по­ведении можно было сделать на прессах, просто штампо­вать в стандартном порядке, но для этого нужна особен­но тонкая работа самих штампов, требующих скрупулез­ной осторожности и точности (выделено Д.А. Еловиковой). Другие детали требовали, напротив, индивидуальной обработки в руках высоко­квалифицированного мастера, человека с золотыми руками и острым глазом. Для многих деталей необходи­мы были сложные специальные приспособления, требую­щие большой изобретательности и полета человеческого гения. А для всех деталей и для всей работы воспитателя нужна особая наука. Почему в технических вузах мы изу­чаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают вос­питывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротив­ление имеет место. Почему, наконец, у нас нет отдела контроля, который мог бы сказать разным педагогическим партачам:

– У вас, голубчики, девяносто процентов брака. У вас получилась не коммунистическая личность, а пря­мая дрянь, пьянчужка, лежебок и шкурник. Уплатите, будьте добры, из вашего жалованья.

Почему у нас нет никакой науки о сырье, и никто тол­ком не знает, что из этого материала следует делать – коробку спичек или аэроплан?»

Анализируя этот отрывок, можно выделить такие фундаментальные элементы педагогической технологии:

1) методы, приемы, формы работы;

2) мастерство учителя;

3) новаторство;

4) психолого-педагогические исследования личности;

5) педагогическая диагностика и контроль.

Опираясь на исследования В.В. Пикана, можно выделить наиболее существенные признаки педагогических технологий:

Уровни педагогической технологии (Г.К. Селевко):

1. Общепедагогический (общедидактический) уровень. Общедидактическая технология связана с организацией педагогического процесса в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения (технология развивающего обучения в начальной школе, технологии авторских школ).

2. Частнометодический (предметный) уровень. Частнопредметная педагогическая технология представляет собой совокупность методов и средств для реализации содержания обучения в рамках одного предмета, класса, деятельности учителя (технология преподавания математики или литературы, технологии работы в классах компенсирующего или оздоровительного обучения, технологии учителей и воспитателей).

3. Локальный уровень. Локальная технология представляет собой технологию отдельных частей, этапов учебно-воспитательного процесса, технологию решения частных дидактических и воспитательных задач (технология начала урока, технология контроля, технология активизации познавательной деятельности, технология организации самостоятельной работы и т.д.).

В педагогической практике часто понятие «технология» смешивают с понятием «методика» и используют эти термины как синонимы. Вместе с тем это различные понятия. Выделим отличия:

1) технология обладает жестко определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели. Технология описывает алгоритм деятельности, выполнив которую мы в любом случае должны получить запроектированный результат. Методика предусматривает вариативность способов реализации теоретических положений, и, следовательно, не предполагает гарантированного достижения цели. Другими словами технология обладает высокой инструментальностью, а методика – нет;

2) понятие «методика» выражает процедуру использования ком­плекса методов и приемов обучения и воспитания безотноситель­но к деятелю, их осуществляющему, педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Эффективное решение любой педагогической задачи обусловлено не только применением адекватной технологии, но и требует участия квалифицированного педагога-профессионала. Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, – высший уровень владения педагогической технологией. Кроме этого, мастерство предполагает внесение в технологию личностного взгляда и индивидуальных творческих приемов. Педагог-мастер будет не только воспроизводить технологию, но и вносить в нее свои собственные разработки;

3) методика предполагает разработку содержания и способов деятельности педагога, в педагогиче­скую технологию включается также разработка способов организации деятельности самих воспитанников. Поэтому она требует диагностического целеобразования и объек­тивного контроля качества педагогического процесса, направленного на развитие личности школьников в целом.