logo search
УМК Теория обучения Еловикова

Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного подходов к обучению

Традиционный

подход

Личностно-ориентированный

подход

Организация педагогического взаимодействия в учебном процессе

Обучение предполагает прямую передачу готовых знаний с помощью словесных методов и иллюстрирования.

Обучение проходит как процесс вовлечения в творческий учебный труд на основе практической деятельности и собственных открытий.

Учение является скучной и тяжелой работой, непосильной для многих детей.

Учение приносит ощущение радости от открытий и успехов в развитии.

Учитель вынужден принуждать учащихся к учению, преодолевать сопротивление воздействию.

Учитель является сотрудником и помощником, он уважает позицию ребенка и дает ему право на ошибку и собственное мнение.

Учитель является «предметником», он приходит с предметом к учащимся и должен обеспечить усвоение материала вне зависимости от потребностей и желаний учеников.

Учитель выполняет роль педагога, обеспечивает развитие и воспитание ребенка, создает ситуации, когда ученики ведут его к намеченной цели через творческое познание.

Учитель оценивает работу учащихся, оценку труда получают немногие ученики.

Оценку работы получают практически все учащиеся, они участвуют в оценивании собственных достижений.

Соблюдение требований программы

Учитель жестко привязан к программе, находится под строгим контролем администрации и не рискует изменять ни время, отведенное на изучение темы, ни порядок следования тем, не проявляет инициативы и творчества («инициатива наказуема»).

Учитель обязан соблюдать программу, но не привязан к ней жестко. Он имеет право распоряжаться учебным временем в зависимости от учебной ситуации и потребностей учащихся, поэтому возможны изменения в программе, развивается творческий подход к разработке уроков.

Поставленный в условия формальной работы, когда главная цель урока – успеть «пройти материал», класс становится вялым и безынициативным, подавляется активность учащихся.

Творчески подходя к работе, учитель ставит задачи, требующие размышления, добивается общего и умственного развития учащихся. Класс становится думающим, трудолюбивым, активным.

Продолжение таблицы

Традиционный

подход

Личностно-ориентированный

подход

Организация учебно-воспитательного процесса

Присутствует деление детей на «сильных» и «слабых», в результате чего слабоуспевающие ученики оказываются «за бортом» обучения.

Признание всех детей способными, но при этом реализуются индивидуальный и дифференцированный подход в подборе заданий и работы для учащихся.

Отрицательное отношение к ученикам, «не умеющим» думать и не понимающим поставленной проблемы.

Обучение приемам мышления и способам решения проблем.

Преобладание фронтальных и индивидуальных форм обучения, ограничение общения учащихся на занятиях между собой.

Создание рабочих микрогрупп, организация коллективного обсуждения заданий, вовлечение учеников в коллективное интеллектуальное и практическое творчество.

Преобладание традиционных, репродуктивных методов обучения, в основном словесных и наглядных, отсутствие творческого поиска новых приемов обучения.

Широкое использование практических и продуктивных методов, игровых, проективных, модельных методик, поиск новых приемов и методов обучения, создание новых средств.

Управление деятель-ностью и оценивание

Учащихся не допускают к анализу деятельности, все оценочные функции учитель берет на себя.

Учащиеся участвуют в оценке хода занятия и результатов работы на равных правах с учителем.

Учащихся не учат анализировать работу, они не получают навыков самооценки.

Учащиеся постоянно вовлекаются в анализ занятий, приучаются давать оценку своему труду и труду одноклассников.

Управление процессом обучения осуществляется с авторитарных позиций.

Создается атмосфера сотрудничества и демократического соуправления.

Описанные нами подходы, представляя собой взаимодействие двух субъектов учебного процесса, являются частью дидактической системы – или традиционного обучения, или развивающего обучения. Личностно-ориентированный подход может быть использован учителем и внутри развивающей системы, что, впрочем, и планируется технологией В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина, и может быть использован в системе традиционного обучения, причем достижение традиционной цели (овладение системой знаний, умений, навыков) будет сопровождаться развитием личности ребенка не за счет специально выстроенного содержания, как в системе развивающего обучения, а за счет личностно-ориентированного подхода, который дает возможность раскрыть и проявить свои разнообразные способности. Но применение традиционного подхода ограничено системой традиционного обучения, так как авторитарная позиция учителя не позволит ребенку, даже в условиях реализации развивающего содержания, проявить свой творческий потенциал.

Личностно-ориентированный подход опирается на следующие принципы (В.А. Сластенин):

принцип вариативности предполагает использование в процессе обучения не равных для всех, а различных, зависящих от индивидуальных особенностей детей, моделей обучения. Ответственность за выбор модели обучения лежит на взрослом. Именно взрослый должен предложить ребенку модели обучения, в которых заложена возможность выбора собственной модели учения;

принцип синтеза интеллекта, аффекта и действия. Он говорит, что необходимо использовать такие технологии обучения, которые вовлекали бы детей в процесс познания мира, совместного действия и эмоционального переживания, т.е., создавали бы гармонию трех способов освоения действительности: познавательного, эмоционально-волевого и действенного;

принцип приоритетного старта предполагает вовлечение детей в такие виды деятельности, которые им приятнее, предпочтительнее. Этот принцип позволяет учитывать, что является самоценным для ребенка, что ему удалось освоить, что ему нравится, и, прежде всего, предоставлять учащимся возможность выполнять ту деятельность, в которой он наиболее успешен, а уже потом распространять его успехи и на другие сферы жизни ребенка.

Личностно-ориентированный подход подчеркивает значимость и необходимость развития познавательной сферы человека (ощущения, восприятия, памяти, мышления). При этом у учащихся необходимо расширять представления, как протекают психические процессы, которые обеспечивают процесс познания. В этом случае можно добиться большей эффективности учения.