logo search
УМК Теория обучения Еловикова

6.1. Понятие метода в обучении

Метод обучения – важнейший структурный компонент образовательного процесса.

Метод – категория философская. Метод – это способ построения и обоснования системы философского знания; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. Существует специальная наука о методах – методология, которая представляет собой учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека.

В переводе с греческого «метод» – путь, способ. Френсис Бэкон, английский философ-материалист, определял метод как «светильник, освещающий путнику дорогу, и даже хромой, идущий по дороге, обгонит бегущего по бездорожью». Этим подчеркивалось значение метода как наикратчайшего пути, ведущего к достижению цели.

Можно выделить некоторые особенности метода как общенаучной категории. Во-первых, метод отражает внутренние закономерности развития той деятельности, в которой он применяется. Деятельность, осуществляемая на основе метода всегда более эффективна и оптимальна, так как при использовании метода учитываются закономерности и принципы, которые далее трансформируются в соответствующие приемы данного вида деятельности. Во-вторых, различные виды деятельности имеют свои внутренние закономерности, принципы, правила, следовательно, в разных видах деятельности свои методы. В-третьих, метод – это определенные правила действия, которые стандартны и однозначны. Нет стандарта – нет правила – нет метода. В деятельности, которую нельзя стандартизировать, не могут быть выделены методы

Метод как педагогическая категория связан с другими категориями педагогики: методы являются производным от целей, содержания, форм обучения, и в силу этого методы оказывают влияние на становление и развитие этих категорий. Главной характеристикой процесса обучения является цель, от которой зависит выбор содержания обучения. Этому содержанию должны соответствовать методы обучения.

По мнению американского педагога Кларка Керра, в истории педагогики произошло четыре революции в области методов обучения.

  1. Учитель-родитель сменился профессиональным учителем. Методы индивидуально-семейного обучения стали совершенствоваться, возникали новые, более эффективные методы, которые способствовали быстрому и качественному обучению поколений.

  2. Устное слово сменилось письменным словом. Здесь, во-первых, появилась потребность в методах обучения чтению и письму, а во-вторых, стали возникать методы, которые позволяли активно использовать письменную речь в обучении, например, получать информацию из письменных источников.

  3. Появление печатного слова. Открытие способа печатного тиражирования книг сделало возможным коллективное обучение с использованием учебников, это дало еще один толчок к развитию методов обучения, в частности, методов работы с книгой.

  4. Введение частичной автоматизации и компьютеризации обучения. Эта революция переживается нами сейчас. Возникают новые методы обучения и контроля за результатами с помощью электронных средств.

В истории педагогики учение о методах развивалось благодаря таким ученым, как Я.А. Коменский, Д. Дьюи, В.П. Вахтеров, К.Д. Ушинский и др.

Метод обучения как педагогическая категория имел различные трактовки. В отечественной дидактике ХХ века существовало несколько взглядов на сущность методов обучения и, следовательно, существовали различные их определения.

В начале ХХ века метод обучения определялся как прием, который применялся в практике обучения. К.Н. Соколов писал: «Под дидак­тическим методом вообще мы мыслим определенный прием, ко­торый применяется в практике обучения и форма которого строго очерчена и выделена среди других методов».

В 30-50-е годы усиленно решалась проблема разработки методов обучения. Это явилось следствием острой критики не оправдавших себя методов, существовавших в обучении того времени, вследствие чего многие учителя вернулись к словесным методам старой школы. Попытки разработать новые методы обучения сказались на понимании сущности метода и на его определении. Метод стали понимать как способ передачи знаний и развития умений и навыков у учащихся под руководством учителя. Особый акцент делается, прежде всего, на роль учителя, которая явно недооценивалась в 20-е и последую­щие годы. Так, у П.Н. Шинбирева – «это путь, при помощи которого учитель организует, направляет и руково­дит работой учащихся по овладению ими основами наук». «Методом обучения мы называем то средство или тот путь, при помощи которого учитель, опираясь на сознательность и активность учащихся, вооружает их знаниями, умениями и навы­ками» (И.Т. Огородников, П.Н. Шинбирев, 1946). «Метод обуче­ния – это путь, которым учитель ведет учеников от незнания к знанию, от неумения к умению, путь формирования идеологии и развития умственных сил детей» (М.Н. Скаткин, 1949).

В 60-е годы в отечественной дидактике возникает бинарный подход к определению обучения, с точки зрения которого процесс обучения рассматривается как двухстороннее взаимодействие обучающих и обучаемых, единство процессов преподавания и учения. Методы обучения также разрабатывались на бинарной основе, в них стали выделять деятельность учителя и деятельность ученика, но пока еще независимые друг от друга. Так, известные советские дидакты И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин в 1965 г. давали такое определение: «Методы обучения – это способы организации познавательной деятельности учащихся, обеспечивающие овладение знаниями, методами познания и практической деятельности». И.Т. Огородников в 1968 г. сформулировал такое определение: «Под методами обучения, применяемыми учителем, подразумеваются спо­собы передачи знаний учащимся и руководства их познаватель­ной деятельностью»; «под методами обучения, которыми пользу­ются учащиеся, подразумеваются способы приобретения знаний умений и навыков».

В 70-е гг. прошлого столетия бинарный подход прочно утвер­дился в педагогической науке. В определении методов обучения две деятельности стали рассматриваться вместе. Об этом свидетельствуют соответ­ствующие дефиниции, сформулированные известными совет­скими дидактами: «Методы обучения наиболее рационально оп­ределять как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение поставленных учебно-вос­питательных целей» (Ю.К. Бабанский); «Под методами обучения следует пони­мать способы совместной деятельности учителя и учащихся в про­цессе обучения, с помощью которых достигается выполнение по­ставленных задач» (Н.А. Сорокин).

Сегодня на основе бинарного подхода эта категория определяется так:

Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение поставленных учебно-дидактических целей (Ю.К. Бабанский).

В содержательном плане метод – это способ достижения целей (овладения содержанием) во взаимодействии субъектов обучения (учителя и учащихся). В деятельностном плане метод – это способ достижения какой-либо цели посредством выполнении некоторой операции.

В структуре метода можно выделить объективную и субъективную часть. Объективная часть метода связана с требованиями законов, закономерностей, принципов, правил, зависит от компоновки цели, содержания, форм обучения. Это та часть метода, которая не зависит от личностей субъектов, а определяется объективными характеристиками процесса обучения.

Субъективная часть метода зависит от личности учителя, особенностей учащихся, конкретных условий, которые создаются под действием субъектов обучения. Например, необходимость применения в обучении метода беседы будет обусловлена целью, содержанием, принципами обучения. Это требования объективной стороны. Но в каком виде будет реализовываться данный метод, зависит от учителя – насколько он готов к применению беседы, владеет ли методикой ее ведения (репродуктивной, эвристической); от учащихся – для более «сильных» применима продуктивная беседа, для более «слабых» - репродуктивная; от условий обучения – в зависимости от времени и места обучения будут подбираться порядок и формулировки вопросов и т.п.

Можно выделить функции метода:

Необходимо указать специфические признаки методов обучения. Такими признаками Ю.К. Бабанский считал следующие:

1) быть определенной формой движения познавательной деятельности учащихся, в частности: а) выступать определенным логическим путем усвоения знаний, умений и навыков учащимися; б) быть определенным видом и уровнем познавательной деятельности учащихся (репродукция, эвристика, поиск, исследование);

2) выступать как специфическое движение, раскрытие усваи­ваемого учащимися содержания знания в школе, благодаря чему обеспечивается неразрывное единство содержания и методов обу­чения;

3) выступать определенным способом обмена информацией между учащимися и учителями (словесным, наглядным, практи­ческим и др.);

4) быть определенным способом управления познавательной деятельностью учащихся (непосредственного, опосредованного управления или самоуправления);

5) характеризоваться некоторыми способами общения учите­лей и учащихся;

6) являться определенным способом стимулирования и моти­вации учебно-познавательной деятельности учащихся;

7) выступать в роли способа контроля за эффективностью уче­ния.

Рядом с понятием «метод» используются понятия «прием» и «правило». Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов, частей, которые называются методическими приемами. В свою очередь прием как элемент метода, а значит, фрагмент деятельности, представляет собой логичную систему взаимосвязанных действий. Прием и метод соотносятся как часть и целое. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. Например, такой прием, как чтение, может быть использован в методах конспектирования, самостоятельной работы, поисковых и исследовательских методах. Методы и методические приемы тесно связаны между собой и могут заменять друг друга в разных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод может выступать как самостоятельный путь решения проблемы, в других тот же метод может становиться частью другого метода, то есть быть методическим приемом. Например, беседа может быть вполне самостоятельным методом, а может быть частью таких методов как эксперимент или моделирование. Приемы определяют своеобразие методов работы учителя и учащихся, придают обучению индивидуальный характер.

Правило – это нормативное предписание или указание на то, как следует действовать наиболее оптимальным образом, чтобы осуществить соответствующий методу прием деятельности. Правила описывают, как необходимо выполнять тот или иной прием. А система правил для решения определенного типа задач – это уже описание метода (рис. 5).

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

ПРАВИЛО 1

ПРАВИЛО 2

ПРАВИЛО 3