logo
Posibnik_Ostannya_redaktsiya

1. Поняття про культуру мови та мовлення.

2. Комунікативні ознаки культури української мови.

3. Мовні норми.

Завдання для самостійної роботи

1. Прочитайте речення; подумайте, які норми української літературної мови порушено. Запишіть правильно речення.

1.Чим вас зацікавив ухожений сад? 2. На протязі тижні ви повинні пройти медичний огляд. 3. Студенти п’ятого курсу здали екзамен з дисципліни «Сучасна українська мова з практикумом». 4. Після роботи людина відчуває упадок сил. 5. Херсонський хлопчатобумажний комбінат здобув славу завдяки своїм виробам. 6. Всі витрати ми поділимо пополам. 7. Під час іспиту студентка впала в обморок.

2. Розставте правильно наголос у словах. Поясніть, які норми передбачають дотримання правил наголошування слів.

Стилістика, риторика, природознавство, методика, педагогіка, лінгвістика, дошкільна освіта, лінгводидактика, аудіювання, компетенція, виразність, голос, лексика, граматика, морфологія, синтаксис, категорія, переказ, наступність, перспективність, неперервна освіта, абревіатура, ступені порівняння, інфінітив, дієслово, дієприкметник, дієприслівник.

3. Поясніть, які норми української літературної мови порушено. Запишіть правильно слова фонетичною транскрипцією.

[б'уро´], [розп'и´ска], [про´з’ба], [інв’е´стор], [і´м'ідж], [бри´ф'інг], [ін:ова´ц’іjа], [д’іје´з], [х'і´міја], [ра´діус], [пјупі´тр], [дека´н], [соц'іоло´гіја], [навча´н’:а].

4. Перекладіть тексти, дотримуючись усіх норм української літературної мови.

I. Как показывают специальные исследования, проблемное обучение в начальних классах может применяться в форме проблемних заданий и вопросов: их можно использовать при изучении нового материала (фонетического, грамматического и орфографического ) на различных этапах его усвоения. С помощью вопросов, заданий, поисковых задач мышление учащихся направляется на анализ и синтез языковых фактов, на поиск обобщений и выводов.

Мысль школьника напрягается и преодолевает трудности только в том случае, если имеется стимул – интерес, мотив, из-за которых возникает необходимость анализа (рассмотрения) фактов. Для стимулирования мыслительной деятельности учащихся в процессе усвоения материала создаются жизненные ситуации, выдвигаются проблемы. В святи с этим в начальних классах шире следует практиковать проблемный подход к изучению нового материала. Дети должны почувствовать практическую значимость изучения материала. Решению этой задачи способствует создание ситуации затруднения.

II. Внешняя (звучащая, произносимая) речь подразделяется на монологическую и диалогическую.

Обучение диалогу – одна из основных задач учителя на уроке. Устная речь чаще всего носит динамический характер: речь одного из собеседников побуждает к речевой реакции другого. Этим и объясняется прежде всего необходимость умений вести диалог. Диалог характеризуется смысловой связью высказываний между собой, логической их последовательностью. В процессе диалога говорящий использует слова, синтаксические конструкции, поэтому диалог – одно из средств практического овладения языком. Диалог легче монолога, так как в нем каждая реплика (высказывание) вызывается ситуацией и репликами собеседников. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для обучения речи монологической.

Умение вести диалог формируется в ходе беседы. Вначале основным собеседником, побуждающим учащихся к беседе, является учитель. В дальнейшем для развития навыков устной диалогической речи учитель должен организовывать беседы учащихся друг с другом, стимулируя использование в их речи изучаемого лексического и грамматического материала.

А.П. Коваль. Специфика обучения русскому языку младших школьников

5. Запишіть слова, дотримуючись усіх орфографічних норм української літературної мови.

Д…скваліфікація, ас…ціація, пр…оритет, д…сгармонія, еп…тет, д…слокація, по…нформований, д…вальвація, д…зактивація, д…стабілізація, р…культивація, р…ферендум, ен…ргія, дез…нфекція, дец…бел, дец…метр, ант…циклон, д…фтонг, д…логія, ц…тата, фортис…мо, д…наміка, р…експорт, ф…зика, ц…тата, інт…лект, тра…кторія, кос…нус, котанг…нс, кр…сталізація, гіпот…за, д…спропорція, с…мвол.

Питання для самоконтролю