logo
Posibnik_Ostannya_redaktsiya

2. Тема: Слог и слогоделение. Ударение. Интонация

Методические рекомендации: данная тема знакомит с основными понятиями фонетического и ритмомелодического членения речевого потока. Изучая слогоделение, следуйте сонорной теории, которую применительно к русскому языку разработал Р.И.Аванесов.

Базовая терминология по теме: слог, ударение, теория сонорности, тео­рия эксплозивно-имплозивной волны, такт, фраза, интонация, тембр, темп, пауза.

Вопросы для самостоятельного изучения

  1. Три теории слога: теория сонорности, тео­рия эксплозивно-имплозивной волны, теория мускульного напряже­ния гласных и согласных звуков.

  2. Типы слогов в русском языке.

  3. Такты и фразы.

  4. Ударение. Словесное ударение. Типы смысловых ударений: фра­зовое, тактовое (синтагматическое), логическое, эмфатическое (эмоциональное).

  5. Интонация, ее смысловая и грамматическая роль.

  6. Компоненты интонации: мелодика, смысловые ударения, тембр, темп, пауза.

  7. Интонационные конструкции.

Задания для самостоятельной работы

  1. Поставьте в словах ударение. На примере первых пяти слов докажите, что оно разноместное и подвижное. Выделите энклитики и проклитики. При выполнении задания пользуйтесь орфоэпическим словарем.

Язык, небо, воробей, весна, борозда, ведомость, повесть, стерлядь, автомотолотерея, веломотогонки, великовозрастный, вполсилы, вырезать, высококалорийный, гомеопатия, гостеприимный, гражданство, диспансер, до завтра, до зарезу, до смерти, за глаза, какой бы ни был, кое-что, куда-нибудь, кухонный, лубочный, логопедия, на лету, на смех, паралич, полуостров, правнучка, коклюш.

2. Разделите слова на слоги.

Дорога, пальто, отбежать, лестница, оговориться,лавка, конфликт, интуиция, подъезд, затишье, держаться, деревня, брусчатка, артиллерия, аван­гард, корреспондент, пластилин, талисман.

3. Расчлените на фразы и такты приводимое ниже предложение. Запишите его в транскрипции.

Она шла, не замечая, что солнце давно скрылось, заслоненное тяжелыми черными тучами, что ветер порывисто шумел в деревьях и клубил ее платье, что пыль внезапно поднималась и неслась столбом по дороге…

4. Расчлените на фразы и такты следующий текст и запишите его в транскрипции. После этого перепишите текст с необходимыми знаками препинания. Какие варианты членения возможны?

Мы идем по скользкой дороге уже два часа тяжело льет дождь кругом кусты в каплях промокли насквозь но скоро конец пути осталось немного.

Вопросы для самоконтроля

  1. Раскройте сущность трех теорий слога.

  2. Укажите основные типы слогов.

  3. Сформулируйте правила слогоделения (по Р.И. Аванесову).

  4. Что такое ударение? Типы ударений.

  5. Какие существуют типы смысловых ударений?

  6. Раскройте особенности русского словесного ударения; его роль.

  7. Какие слова называются проклитиками, энклитиками?

  8. Совпадает ли фраза (как фонетическая единица) с предложением? Приведите в доказательство примеры.

  9. Что такое интонация? Какова ее роль?

10. Сколько интонационных инструкций (ИК) существует в русском языке? Каковы их особенности?

Литература

  1. Багрянцева В.А. Русский язык: Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля / В.А. Багрянцева и др. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. – 560 с.

  2. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин.– М.: ООО «ТИД « Русское слово-РС», 2006. – 464 с.

  3. Дейкина А.Д. Русский язик: Учебник-практикум для старших классов / А.Д.Дейкина, Т.М. Пахнова. – 6-е изд., испр. – М.: Вербум-М, 2006. – 415 с.

  4. Розенталь Д.Э. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова.– М.: Айрис-пресс, 2006.– 448 с.