logo
Posibnik_Ostannya_redaktsiya

4. Тема: Лексика современного русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса, стилистической принадлежности и экспрессивной окраски

Методические рекомендации: данная тема посвящена вопросам архаизации и обновления русской лексики, а также ее стилистическому расслоению. Обратите внимание на словообразовательные способы придания словам экспрессии, отличающиеся в русском и украинском языках.

Базовая терминология по теме: устаревшие слова, историзмы, архаизмы, неологизмы, окказионализмы, эмоционально-экспрессивная окраска слов.

Вопросы для самостоятельного изучения

  1. Устаревшие слова: историзмы, архаизмы.

  2. Неологизмы: собственно лексические, семантические, авторские (индивидуально-стилистические).

  3. Нейтральная лексика.

  4. Книжная лексика.

  5. Разговорно-бытовая лексика

  6. Эмоционально-экспрессивная окраска слов.

Задания для самостоятельной работы

1.Выпишите историзмы и архаизмы разных типов.

Аглицкие свиньи по шестнадцати поросят каждая пометала, – сам князь-кесарь приезжал дивиться... Родитель твой, Иван Артемич, походит, походит, бедный, по горницам: «Скушно мне, говорит, Агаповна, не съездить ли опять на мануфактуры...» (...) Одна у нас досада, с этим вот черноносым... Конечно, нашему дому без такой персоны нельзя теперича, по Москве говорят – как бы Ивану Артемичу титла не дали... У прусского короля был мажордомом, покуда нос ему, что ли, не откусили... Был у нас на Иванов день большой стол, пожаловала царица Прасковья Федоровна, и без Карлы, конечно, было бы нам трудно. Надел он кафтан, голубчик, тесьмы, бахромы на нем фунтов с десять наверчено, надел лосиные рукавицы с пальцами; берет он золотое блюдо, ставит чашу в тысячу рублев и – колено преклоня – подает царице...

Покуда ключница рассказывала, комнатный холоп, который с появлением в доме мажордома стал называться теперь камердинер, снял с Гаврилы пыльный кафтан, камзол, распутал галстук и, кряхтя, начал стаскивать ботфорты.

(А. Н. Толстой)

2.Выделите неологизмы в предложениях из романа Е. Замятина «Мы». Попытайтесь объяснить их значение. Разграничьте неологизмы лексические и семантические.

Кончить придется после: щелкнул нумератор. 2. Когда она вошла, еще вовсю во мне гудел логический маховик, и я по инерции заговорил о только что установленной мною формуле, куда входили и мы все, и машины, и танец. 3. Вы – совершенны, вы – машиноравны, путь к стопроцентному счастью – свободен. 4. Спешите в аудиториумы, где производится Великая Операция. 5. И над головой рушатся чугунно-летучие тучи... 6. Мотор гудит вовсю, аэро дрожит и мчится, но руля нет – и я не знаю, куда мчусь... 7. Вероятно, такой же молчаливый холод там, в синих, немых междупланетных пространствах. 8. Нынче утром я был на Эллинге, где строится Интеграл... 9. На прощание – все так же иксово – усмехнулась мне. 10. В один и тот же час единомиллионно начинаем работу – единомиллионно кончаем. И, сливаясь в единое, миллионорукое тело в одну и ту же, назначенную Скрижалью, секунду, мы подносим ложки ко рту и в одну и ту же секунду выходим на прогулку и идем в аудиториум, в зал Тэйлоровских экзерсисов, отходим ко сну. 11. Аудиториум. Огромный, насквозь просолнечный полушар из стеклянных массивов. 12. И я с трудом включил внимание только тогда, когда фонолектор перешел уже к основной теме: к нашей музыке, к математической композиции, к описанию недавно изобретенного музыкометра. 13. Он посмотрел на меня, рассмеялся остро, ланцетно. 14. Тот, другой, услышал, тумбоного протопал из своего кабинета. ..15. – А – а, – промычал тот и затумбовал назад в свой кабинет. 16. Коридор. Тысячепудовая тишина.

3.Выделите пассивную лексику, разграничивая неологизмы и архаизмы. Определите типы неологизмов и архаизмов.

На днях один из знаменитейших ерундистов упрекнул меня: вы, говорит, для глуповцев пишете, вы глуповский писатель! (...) Неужели же вы думали, милостивый государь, что я пишу не для глуповцев, а желаю просвещать китайского богдыхана? Нет, я и в мыслях не имею такой высокой мысли и представляю ее ерундистам высшей школы. Я деятель скромный, и в этом качестве скромно разрабатываю скромный глуповский вертоград. Поэтому-то я и говорю с глуповцами языком им понятным и очень рад, если писания мои им любезны. (М. Е. Салтыков-Щедрин)

4.Выпишите из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова по пять слов со стилистическими пометами: бран., высок., ирон., книжн., ласк., неодобр., офиц., презр., пренебр., прост., разг., спец., унич. Проверьте, какие пометы имеют эти слова в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. К. Ушакова.

5.Выпишите стилистически окрашенную лексику, разграничивая слова книжные и разговорные, высокие и сниженные.

Познакомился сибиряк Колька с Валюшей самым идиотским способом – заочно. Служил вместе с ее братом в армии, тот показал фотографию сестры... Сразу несколько солдатских сердец взволновались – Валя была красивая. Запросили адрес, но брат Валин дал адрес только лучшему своему корешу – Кольке. Колька отправил в Москву свою фотографию и с фотографией – много «разных слов». Валя ответила. Завязалась переписка. Коля был старше Валиного брата на год, демобилизовался раньше, поехал в Москву один. Собралась вся Валина родня – смотреть Кольку. И всем Колька понравился, и Вале тоже. Куда с добром!.. Слава те господи! И живи. Она бабочка-то ничо, с карахтером, правда, но такая-то лучше, чем размазня кака-нибудь. Хозяйка. Живите с богом!

И так и уехала мать с мыслью, что сын живет хорошо. Когда супруги после ее отъезда поругались из-за чего-то, Валя куснула мужа в больное:

– Что же мамочка-то твоя?.. Приехала и сиди-ит, как... эта... Ни обед ни разу не сготовила, ни с внучкой не погуляла... Барыня кособокая.

Колька впервые тогда шкваркнул жену по загривку. Она, ни слова не говоря, умотала к своим. Колька взял Нину, пошел в магазин, выпил, пришел домой и стал ждать. И когда явились тесть с тещей, вроде не так тяжко было толковать с Ними.

– Ты смотри, смотри-и, парень! – говорили в два голоса тесть и теща и стучали пальцами по столу. – Ты смотри-и!.. Ты за рукоприкладство-то – в один миг вылетишь из Москвы. Нашелся!.. Для тебя мы ее растили, чтоб ты руки тут распускал? Не дорос! С ней вон какие ребята дружили, инженеры, не тебе чета..

– Что же вы сплоховали? Надо было хватать первого попавшего и в загс – инженера-то. Или они хитрее вас оказались? Как же вы так лопухнулись? Тут они поперли на него в три голоса...

(В. Шукшин)

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие слова относятся к пассивному словарному запасу?

  2. Каков состав устаревших слов?

  3. Что такое архаизмы?

  4. Каковы причины архаизации слов?

  5. Какие типы архаизмов выделяются в составе устаревшей лексики?

  6. Возможно ли возвращение некоторых архаизмов в состав активного лексического запаса?

  7. Что такое историзмы?

  8. В чем заключается основное отличие архаизмов от историзмов?

  9. Каково стилистическое использование устаревших слов?

  10. Что такое неологизмы?

  11. В чем терминологическое отличие неологизмов от новых слов?

  12. Какие типы неологизмов выделяются в языке?

  13. Чем отличаются лексические неологизмы от семантических?

  14. В чем специфика индивидуально-авторских неологизмов?

  15. Чем отличаются языковые неологизмы от окказионализмов?

  16. Что послужило основанием для выделения неологизмов номинативных и стилистических?

  17. Какие важнейшие критерии определяют стилистическое расслоение лексики?

  18. Каковы стилистические особенности слов, которые входят в состав общеупотребительной лексики, и тех, которые не принадлежат к ней?

  19. Как отражается на стилистической окраске слова его регулярное функционирование в определенном стиле?

  20. Какое отражение в толковых словарях получает функционально-стилевая закрепленность слов?

  21. Что отличает эмоционально и экспрессивно окрашенные слова?

  22. Какие слова входят в состав оценочной лексики?

  23. Какие группы слов выделяются в составе эмоционально-оценочной лексики?

  24. Как вы понимаете термин «экспрессивность»?

  25. Какими пометами снабжены эмоционально-экспрессивные слова в толковых словарях?

  26. Каково речевое использование слов, имеющих ту или иную стилистическую окраску?

  27. Что приводит к нарушению стилистических норм при употреблении стилистически окрашенной лексики?

  28. В каких случаях смешение стилистически контрастных слов может быть оправдано?

Обязательные задания

Выполните лексико-семантический анализ выделенных слов

1. Поздней осенью свежий и колкий бродит ветер, безлюдию рад. В белом инее черные елки на подтаявшем снеге стоят (А.Ахматова).2. Ночами снежно-голубыми мечтает палевый февраль, твердя весны святое имя, о соловье, влекущем вдаль (И. Северянин.). 3. Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне хочется грызть жаркой рябины горькую кисть (М.Цветаева).

Схема выполнения лексико-семантического анализа (разбора)

Основной целью лексико-семантического анализа является правильное и точное определение лексического значения слова и его характеристика с точки зрения сферы употребления, стилистической окраски, происхождения, принадлежности к активному или пассивному словарному запасу, возможности иметь синонимы и антонимы.

Порядок выполнения лексического анализа:

  1. Указание начальной формы в слове.

  2. Однозначное или многозначное слово. Определение типа лексического значения, если слово многозначное: прямое, переносное; непроизводное, производное; свободное, связанное.

  3. Указание сферы употребления слова: общеупотребительное или ограниченного употребления (терминологическое, профессиональное, диалектное, жаргонное).

  4. Определение принадлежности к пассивному (историзм, архаизм, неологизм) или активному словарному запасу.

  5. Указание стилистического разряда: нейтральное, стилистически окрашенное (разговорное, книжное).

  6. Характеристика происхождения слова: исконное, заимствованное.

  7. Указание возможных синонимов и антонимов.

Образец выполнения разбора

  1. Я вспомнил время золотое, и сердцу стало так легко. (Ф. Тютчев)

Золотое – слово употреблено в переносном значении «счастливое, прекрасное» (прямое значение – «сделанный из холста, содержащий золото»), вид переноса – метафора. Общеупотребительное, относится к активному словарному запасу, стилистически нейтральное. Возможны синонимы: счастливое, великолепное, прекрасное, дорогое, любимое, возможны антонимы: плохое, скучное, несчастливое.

  1. Бывало вся губерния съезжалась у него... (И. Тургенев)

Губерния – слово употреблено в переносном значении «жители губернии» (прямое значение – «административно-территориальная единица в России»), вид переноса – метонимия. Слово ограниченного употребления, относится к пассивному словарному запасу (историзм), стилистически нейтральное. Синонимов и антонимов не имеет.

Литература

  1. Багрянцева В.А. Русский язык: Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля / В.А. Багрянцева и др. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. – 560 с.

  2. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин.– М.: ООО «ТИД « Русское слово-РС», 2006. – 464 с.

  3. Дейкина А.Д. Русский язик: Учебник-практикум для старших классов / А.Д.Дейкина, Т.М. Пахнова. – 6-е изд., испр. – М.: Вербум-М, 2006. – 415 с.

  4. Розенталь Д.Э. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова.– М.: Айрис-пресс, 2006.– 448 с.